ГЛАМУР СГУБИЛ НЕФОРМАЛОВ

27 мая 2007
Куда подевались иркутские рокеры и рэперы? Нынешняя молодежь сильно изменилась внешне. Еще не так давно серая масса тех, кто предпочитает кепки и трико, щедро разбавлялась рокерами в косухах и рэперами в широченных штанах. Теперь все стали похожими. Даже те, кто причисляет себя к "чисто реальным пацанам и девчонкам", все чаще одеваются в цветастые приталенные рубашки с короткими рукавами и потертые джинсы. Головы молодых людей, еще вчера носивших панковские ирокезы или стрижки под ноль, теперь выглядят иначе: длинные, аккуратно уложенные волосы, часто - мелированные. Куда же пропали те самые рокеры, панки, хиппи, рэперы? Оказывается, они все еще рядом с нами. Просто одни перестали так ярко себя выражать, а другие считают, что моду на их образ жизни вытесняет ненавистный гламур. Пить "чистую воду" неформальной культуры сегодня проще, чем в советские времена: абсолютно доступны любая музыка и любые фильмы, литература, атрибутика... В Иркутске без проблем можно купить также любой музыкальный инструмент - и вперед, на сцену! Но таких девушек с неформальным прикидом в городе становится все меньше. Гламур их губит Еще пять лет назад Роман Белотелов (Бэйзил) выглядел совсем иначе. Широкие штаны, бейсболка, ролики. Но и нынешний внешний вид не мешает ему быть настоящим рэпером: "Мечта любого рэпера - съездить в Гарлем и пообщаться там с настоящими американскими рэперами. Я не могу спокойно пройти мимо темнокожего. Среди моих друзей есть афроиркутяне" Один из основателей рок-движения в Иркутске Владимир Грицина уверен, что интерес к року вернется, когда молодежи надоест Ксения Собчак и вся остальная гламурная тусовка Этот снимок сделан в конце 90-х на одном из открытых рок-концертов в центре Иркутска. Сегодня услышать, что поют такие <панки в косичках> можно с трудом: рок-музыка в нашем городе сдает позиции. Теперь в моде - RNB и красивая жизнь Рэп - это американский шансон Как обычный человек представляет рэпера? Безразмерные штаны, бейсболка набок, кроссовки, татуировки, смешная прическа. Наш первый герой, мягко скажем, мало подходит под это описание. Роман Белотелов, больше известный в кругах иркутской молодежи под прозвищем Бэйзил, - очень известный в рэп-тусовке человек. Днем он работает ведущим и звукорежиссером на радио, а вечером встречается со своими единомышленниками-рэперами. На встречу с нами Роман пришел в строгом костюме. Объяснил: заехал в редакцию по пути с работы. - Мы начинали в 1998 году, когда рэп-культура не была массовой, - говорит Рома. - Это сейчас основа рэпа, так называемая читка, звучит в каждой второй песне, а раньше нас не очень-то любили. На нас смотрели с непониманием: на наши безумные прически и прикиды, спущенные штаны. Роман говорит, что сейчас очень многие примеряют на себя образ рэпера, потому что это стало модно. Но певец Тимати, по словам Романа, - это не рэп, пусть он и назван многими главным рэпером, а вот Дэцл очень уважаем в рэп-тусовке. Именно он в свое время укоренил в широких молодежных массах моду на хип-хоп и рэп. - Тимати гламурен и пафосен, - говорит Роман. - Ездить на крутых тачках и обнимать звездных девушек - это еще не значит быть таким же продвинутым, как американская звезда Эминем. То же самое можно сказать и об авторе "Черного бумера" Сереге, чья музыка, по словам специалистов, тоже не рэп. Да и "Дискотека "Авария", хоть и называет себя сеятелями сурового рэпа, таковыми не является. Настоящие поклонники рэпа слушают "Касту", "Многоточие", "Крестную семью". Согласитесь, эти названия практически не известны широкой аудитории. Почему на иркутских улицах стало меньше настоящих рэперов в широкой спортивной одежде? Роман объясняет это тем, что многие из них просто стали иначе одеваться. Некоторые скатились к гламуру, перешли на стиль все того же Тимати. Да и одежды в наших магазинах сейчас стало гораздо больше. Поэтому многие просто одеваются так, как им удобно. Кроме того, есть в Иркутске клубы, куда не пускают в спортивной одежде. Только в тех случаях, если там проводятся тематические рэперские вечеринки. Из-за того, что рэперами сейчас быть модно, а "Касту" и "Многоточие" с их резкими и иногда депрессивными текстами слушать не хочется, к рэп-тусовке часто пытаются примкнуть "засланные казачки". Однако таких быстро демаскируют и отсекают. - Недавно ехали с одним приятелем по учебе в университете. Он натянул вязаную шапочку почти на глаза и спрашивает меня шутя: "Круто быть рэпером?" - вспоминает Роман. - Я ответил: "Не знаю, почему ты считаешь, что эта шапочка и есть рэп". Самым ярким доказательством того, насколько непредсказуема человеческая, в том числе и рэперская, судьба, является тот факт, что работает Бэйзил на радио... "Шансон"! - Ничего страшного в этом я не вижу, - спокойно комментирует этот факт Роман Белотелов. - Ведь шансон - это музыка улиц, в этих песнях поется о проблемах дворовой молодежи, об их взаимоотношениях и разногласиях с законом. Рэп - это та же самая тема. Просто мне рэп нравится больше. Это уже дело вкуса. Нет достойных Любой иркутянин, ходивший на сейшны (рок-концерты. - Авт.) лет 10-15 назад, знает имя Владимира Грицины. Он был и остается одним из тех, на ком все еще держится рок-культура в нашем городе. По его мнению, иркутские рокеры никуда не исчезли. Увлекающихся такой музыкой не стало меньше. Обмельчала же рок-тусовка не столько количественно, сколько качественно. - Есть социальная мифология, которая насаждается в мозги молодого поколения, - рассуждает Владимир. - Это гламур, деньги, дискотеки. Юные умы с детства хотят быть похожими на Собчак, "Фабрику звезд". Если раньше кумирами молодежи были Виктор Цой и Константин Кинчев, то теперь это Дима Билан и Рома Зверь. Ценностные категории абсолютно иные. Как мне кажется, у рока другая цель. Ведь поэт в России всегда больше, чем поэт. А не какой-нибудь возомнивший себя полубогом мальчишка. Все это становится слишком иллюстративным. Теперь главное не содержание, а картинка. Сейчас идет некий накопительный процесс всего этого гламурного варева, но когда-нибудь молодежь объестся этим... Жалко, что этот процесс затягивается. Я знаю множество девчонок и мальчишек, которые выросли на музыке отцов. Они теперь вынуждены сидеть и слушать ее дома. Несмотря на свою уверенность в том, что рок все-таки может победить, Владимир не берется назвать хоть одного нового российского рок-исполнителя достойным внимания настоящего ценителя этой музыки. - Гребенщиков спел в начале 1980-х такие слова: "Где та молодая шпана, что сотрет нас с лица земли?" - продолжает Владимир Грицина. - Эта шпана появляется, но она тут же попадает в оборот шоу-бизнеса и начинает парить мозги своим юным фанаткам, теряя уважение более предвзятых слушателей. Главное теперь - это срубить денег. То, что рок теперь не моден в нашем городе, Владимир объясняет еще и отсутствием радио, транслирующего такую музыку (раньше было "Наше радио", но его вскоре по непонятным причинам закрыли. - Авт.), перестал функционировать оплот и место встречи всех неформалов Иркутска - кинотеатр "Пионер". - Ситуация складывается таким образом, будто бы никому ничего не стало нужно, - говорит Владимир. - А на этом пустом месте очень сложно воздвигнуть что-нибудь стоящее. Была "Чайка", был "Пионер". А теперь залов не предвидится. Но ведь спрос на такие мероприятия по-прежнему неплохой. К примеру, недавно мы проводили мероприятие в честь 20-летия группы "Млечный Путь" в ночном клубе "Объект 01". Пришло достаточно много людей. Как узнать рэпера Истинный рэпер видит рэпера издалека. Они с полуслова поймут друг друга. Одно из самых частых междометий в их сленге - "Йоу!". Это значит: отлично, хорошо, превосходно. Также в обиходе у рэперов следующие слова: клан - это компания рэперов, баттл - в буквальном переводе "битва", то есть соревнования брейкеров или диджеев. Сергей Солоненко, serg@pressa.irk.ru. Фото автора и Андрея Колганова

Назад к списку
Поиск: