Подводные камни зоны

01 июня 2007
Перспективы и проблемы строительства объектов туристско-рекреационной особой экономической зоны “Байкал” стали предметом обсуждения на прошедшей в Улан-Удэ международной научно-практической конференции “Устойчивое развитие туризма: опыт и инновации”. В столице республики собрались около 300 представителей государственных учреждений, деловых структур, туристских организаций России, Монголии, Казахстана, Канады, Китая, Франции, Украины и Японии. На территории Бурятии и Иркутской области создается базовая и туристско-рекреационная инфраструктура ТР ОЭЗ “Байкал”, которая станет одной из семи российских особых зон для развертывания современных туристических комплексов на условиях государственно-частного партнерства. – Именно развитие туристско-рекреационной зоны позволит создать в Бурятии современный кластер с колоссальным мультипликативным эффектом. Он потянет за собой развитие транспортных, энергетических коммуникаций, придаст новый импульс в развитии туризма, сельского хозяйства и пищевой промышленности. При этом будут созданы тысячи новых рабочих мест, а малый бизнес получит новые сферы для приложения своего творчества и инициативы, - сообщила министр экономического развития Бурятии Татьяна Думнова. - Кроме того, мы рассчитываем, что развитие зоны привлечет к нам внимание крупных инвесторов, прежде всего, в проекты разработки кварцевого месторождения и биотехнологии на основе достижений тибетской медицины. – Особая экономическая зона “Байкал” - один из самых достойных проектов, который заслуженно победил в конкурсе проектов, представленных на участие в федеральной программе, - считает член федеральной конкурсной комиссии, профессор и проректор МГУ Виктор Кружалин. - Но сегодня нужно решить ряд проблем, прежде всего, на российском уровне необходимо ввести в действие понятие рекреационная экспертиза, которая позволит отсеивать уже на этапе проектирования различного рода не соответствующие эстетике и внешнему виду туристические объекты. Чтобы, например, убогие избушки не понастроили на Байкале. Здесь нет пустяков. Все должно быть рассчитано для высокого эстетического впечатления на будущих туристов. Кроме того, многие земли в туристско-рекреационных зонах по стране уже заняты частными собственниками. Как решать эту проблему - неясно. И, наконец, кто будет обслуживать особую экономическую зону “Байкал”? Если мы говорим о создании нескольких десятков тысяч рабочих мест в течение ближайших 10-20 лет, то уже сейчас необходимо создать в структуре управления ТР ОЭЗ “Байкал” центр по переподготовке специалистов в области туризма. Иначе перекосы неизбежны, поскольку сегодня 80% выпускников образовательных учреждений с высшим образованием и только 20% - со средним образованием. А потребность туристической индустрии противоположная - востребован, прежде всего, рядовой обслуживающий персонал. – Мы не только самая восточная зона из семи российских, но и первая зона, включенная в федеральный список, поэтому ее можно считать пилотной для России. Сейчас на старте проекта необходимо рассмотреть те позиции, которые будут мешать в развитии туристско-рекреационной зоны, - сообщил в своем докладе член-корреспондент РАН, директор Байкальского института природопользования СО РАН Арнольд Тулохонов. - Это, конечно же, закон РФ “О Байкале”, жестко регламентирующий всю хозяйственную деятельность в прибрежной зоне озера, фактически запрещая активное строительство на ее водосборной территории. Да, есть постановление российского правительства от 3 февраля 2007 года о создании у нас особой экономической зоны туристско-рекреационного типа, которая несколько смягчает жесткие экологические ограничения, однако правовые коллизии неизбежны. Кроме того, нынешняя туристическая инфраструктура (прежде всего, гостиницы) не соответствует международным стандартам. Сегодня даже в Улан-Удэ, который станет базовым терминалом для приема иностранных туристов, мы не можем на трехзвездочном уровне принять больше 100 гостей. А ведь по проекту в туристической зоне будет отдыхать 22 тысячи человек в месяц! Где мы их будем размещать? Действительно, подводных камней как в самом Байкале, так и при организации ТЗ ОЭЗ “Байкал” более чем достаточно. Участники конференции отмечают такие факторы, как низкая культура обслуживания туристов, холодный климат, короткий теплый сезон, удаленность от Москвы, дороговизна услуг, ограничения с 1 июня 2007 года для малого туристического бизнеса, которые были введены законом “Об основах туристской деятельности”. Он, в частности, устанавливает 500-тысячный страховой фонд для турфирм, что является, по сути, запретительной мерой для многих частных, в том числе семейных фирм, специализирующихся на приеме гостей в своих домах. Также назывались такие препятствия, как отсутствие законодательной базы о правах собственности на землю, с чем столкнулись организаторы строительства зоны “Байкал”. Поэтому академик Арнольд Тулохонов предложил организаторам туристско-рекреационной зоны не ограничиваться только территорией священного озера, а активно формировать совместные с туристической индустрией соседней Монголии маршруты. Азиатское направление для Бурятии остается одним из приоритетных, поскольку в 2006 году из иностранных туристов, посетивших Бурятию, свыше 50% приехали из Монголии и КНР. Туристический бум в Монголии, где за десять лет было создано свыше 500 гостиниц и туристических баз, нуждается в изучении, прежде всего, в связи со сходством природных, национальных и культурных традиций Бурятии и соседней страны. И усиление рекреационного потенциала Байкальского региона возможно за счет азиатской экзотики и привлечения части туристов, посещающих Монголию, на Байкал. Причем развивать совместный туризм хотят и по ту сторону границы. – В 2006 году из 390 тысяч иностранных туристов, посетивших Монголию, - 100 тысяч приехали из России. Мы очень заинтересованы в формировании совместных проектов для создания трансграничных природоохранных структур, ориентированных на международный туризм с участием российско-монгольских компаний, - говорит начальник департамента по туризму министерства дорог, транспорта и туризма Монголии Гомбо Ендогомбо. - Необходимо развивать и разрабатывать такие маршруты, как “Байкал-Хубсугул”, “Чайный путь”, “Восточное кольцо” и другие, расширять транспортную сеть и строить новые аэропорты. Участники конференции с большим интересом выслушали старшего архитектора компании “Экосайн” (Канада) Брюса МакДугала, который рассказал о проекте строительства на Байкале всесезонного горного курорта международного класса “Пик 1771”. Именно эта компания с мировым именем в 2006 году провела исследование байкальского побережья на предмет поиска подходящей площадки для строительства горнолыжного центра. - Выбор его месторасположения был непростой задачей. Мы нашли подходящую естественную горную чашу лишь на расстоянии 20 километров от Байкала. Там, недалеко от озера Котокель, в защищенном от ветров, теплом и солнечном месте будет построен горнолыжный городок, - рассказал Брюс МакДугал. - При этом он будет соединяться с морским побережьем Байкала гондольной канатной дорогой. Горнолыжный курорт в идеале может принимать до 80 тысяч человек в день, что потенциально делает его одним из крупнейших горнолыжных центров мира. Однако первый этап строительства более скромен и подразумевает строительство пока лишь восьми подъемников и комфортабельного городка на восемь тысяч человек в день. Все коттеджи, отели, магазины, кафе, рестораны проектируются с подземными автостоянками и будут направлены на солнечную сторону. Городок должен соответствовать самым строгим экологическим стандартам и иметь пешеходные улицы. В идеале, как считают в фирме “Экосайн”, на одного туриста должен приходиться один представитель сферы услуг. Для этого рядом предстоит построить небольшой поселок для обслуживающего персонала. Дмитрий РОДИОНОВ

Назад к списку
Поиск: