Генплан и жизнь

02 июня 2007
Авторы нового генплана предлагают вынести жилье из центра города – дабы освободить зону подлета самолетов В Улан-­Удэ строительный бум – новые торговые центры, многоквартирные и индивидуальные жилые дома множатся как грибы. Активно застраиваются и окраины, украшениями которых стали коттеджные застройки в поселках Солнечный, Верхняя Березовка, Светлый и т.д. Город хорошеет с каждым днем.Однако не все так однозначно хорошо – есть оборотная сторона медали. Ускоренное строительство ведется в рамках господствующей в последние пять­десять лет тенденции, предусматривающей точечную застройку в центре и индивидуальное строительство на окраинах. Старый город значительно уплотнился, пустые земельные участки застроены, резервы по электроэнергии использованы, а дороги перегружены. В итоге исторический центр теряет свое лицо и становится тесным и неудобным для жизни. Не становятся комфортными для проживания и пригороды, а большинство новоявленных поселков-спутников это набор деревянных домиков, чаще всего перевезенных из пустеющих деревень. В предместьях не хватает или вовсе отсутствуют не только школы, больницы, спортивные и общественные центры, но и первоочередные жизнеобеспечивающие коммуникации. То есть и здесь пока не удалось наладить нормальную жилую среду. Между тем существуют генеральный план г. Улан-Удэ 1986 г. и концепция градостроительного развития г. Улан-Удэ 1997 г., выполненная на основе этого генплана Улан-Удэ. В настоящее время группа архитекторов из Санкт-Петербурга разрабатывает новый генеральный план развития города. Удастся ли им преодолеть противоречия между чертежами на бумаге и тем, что есть в жизни и найти пути решения проблем? Об этом наш разговор с архитектором Алексеем Мохосоевым, бывшим руководителем рабочей группы при ТМ “Улан-Удэархпроект” по разработке “Правил землепользования и застройки г. Улан-Удэ”. – Алексей, у нас те же проблемы, что и в большинстве других российских городов - не хватает дорог и доступного жилья, торговых центров куда больше, чем переполненных больниц и детских садов. Что делать? – Сибирские города все в большей степени стремятся удовлетворить потребности жителей - это касается уровня жизни, образования, работы, жилища, отдыха. Города самостоятельно без помощи Москвы и Питера начали решать проблемы градостроительного развития. Например, в Иркутске проектируют генплан силами собственных архитекторов. К сожалению, Улан-Удэ здесь отстает, хотя в целом город меняется в лучшую сторону. – А кому была доверена разработка планов развития города? – Старый генплан и концепция были выполнены Институтом урбанистики (“Ленгипрогор”, г. Санкт-Петербург) и сделаны на достаточно низком профессиональном уровне. Во-первых, наши ленинградские коллеги ошиблись в демографическом прогнозе в 5 раз. Они полагали, что с 350 тыс. жителей население Улан-Удэ вырастет до 500 тыс., в реальности нас нынче всего 380 тысяч. Демографический прогноз для генплана - это базовый показатель. Насколько прирастет население, настолько должна прирасти и территория. – Алексей, даже ЦРУ ошиблось в прогнозах относительно будущего СССР. Тем не менее для Улан-Удэ эта ошибка стала роковой? – Заложив прирост населения на 150 тыс. чел., ленинградские коллеги ошиблись в пять раз с приростом жилых территорий и заложили огромные городские районы на юго-западе и юго-востоке. Среди тайги было начато строительство некоторых микрорайонов (113-й, 102-й). Во что обходится такая ошибка, видно на примере ТЭЦ-2. Предполагалось, что ТЭЦ-2 расположится на окраине юго-восточного района и будет его отапливать. Через 20 лет мы видим, что этого микрорайона практически нет, ТЭЦ-2 осталась посреди леса, и вода от ТЭЦ охлаждается несколько лишних километров. – Предусматривался ли в плане вывод промышленных предприятий из города, что способствовало бы сокращению транспортных потоков внутри Улан-Удэ? – В “Ленгипрогоре” посчитали, что промзона в центре всех устраивает, и даже заложили в генплан развитие заводов “Теплоприбор” и “Электромашина”, в то время как вынос крупных предприятий из городов практикуется в развитых странах с послевоенных лет. Что случилось с промышленностью, мы все свидетели. Кроме того, жилищное строительство предусматривалось исключительно 5-10-этажными домами. Индивидуальное жилищное строительство одно-, двухсемейными домами игнорировалось, напротив, в генплан был заложен снос малоэтажного жилья, как чуждого улан-удэнцу, на Шишковке, Стеклозаводе и в других районах. На практике с 1980-х годов ведется интенсивное коттеджное строительство, и место размещения новых поселков, исправляя ошибки ленинградских коллег, приходится искать улан-удэнским архитекторам. – А как у нас обстоят дела со своими архитектурными кадрами? – У нас достаточно квалифицированных архитекторов. Когда мы представляли “Правила застройки” на коллегии администрации города, мэр Улан-Удэ Геннадий Айдаев высказал пожелание, чтобы местные архитекторы приняли активное участие в разработке нового генплана города. Однако разработка нового генплана вновь была поручена Институту урбанистики из Санкт-Петербурга, и в ноябре прошлого года генплан был представлен проектировщикам города. Проект пока не утвержден. - Алексей, вы его уже оценили? - За 20 лет в стране произошла смена государственного строя, многие промышленные предприятия города прекратили свое существование, страна открылась миру и теперь можно использовать последние тенденции мирового градостроительства. Однако авторами (руководитель Валентина Григорова) под видом нового был представлен старый генплан 1986 г. На нем остались прежние многоэтажные квартала на юго-западе и юго-востоке и те же советские промпредприятия и промзоны. Например, нынешний пр. Автомобилистов с мегамаркетами, ресторанами и офисами, ТСК с развлекательными центрами “Фабрика”, “Сталкер”, “Озон”, судостроительный завод, на 70% территории которого хозяевами предусматриваются жилые дома, и общественные центры по генплану остаются промзонами. Более того, авторами генплана предусматривается полный вынос жилья из центра города, т.к. по нему проходит зона подлета самолетов. – Как все-таки решается вопрос регулирования транспортных потоков? Мне кажется, через несколько лет автомобильное движение встанет, а город впадет в коллапс... – Решение этой проблемы в генплане есть, другое дело, что в жизни оно не находит реального воплощения. По данным ГИБДД, Улан-Удэ находится в числе лидеров среди российских городов по количеству ДТП. Во многом потому, что в городе сложилась крайне неблагоприятная транспортная схема. Улан-Удэ разрезан транссибирской магистралью на две отдельные части. На всем протяжении магистраль притянула к себе промзоны, не имеющие сквозные проезды. К этому прилагаются естественные препятствия в виде двух рек и хребтов. Таким образом, мы пришли к ситуации, когда три района города имеют между собой только по одной основной (!) транспортной связи: 1) мост через Уду по ул. Бабушкина, 2) мост через Уду на пр. Автомобилистов, 3) путепровод между центром и Элеватором. В результате любой затор в путепроводе между Элеватором и Ербанова парализует все городское движение. Необходимо безотлагательное устройство параллельных проездов, строительство новых мостов, эстакад, в частности, в районе ПОШ и или Читинского переезда. – Наверное, строительство дорог, мостов и развязок увязано с решением и других актуальных градостроительных вопросов? – По советской градостроительной доктрине города рассматривались лишь как приложение к заводам и фабрикам, а также как объект нанесения ядерного удара. В результате геометрический центр Улан-Удэ занимает промзона с железной дорогой. Исторический же и административный центры города оказались на периферии, по сути дела это окраина города. А в новом генплане обозначенные проблемы не ставятся и поэтому не решаются. – Алексей, какой выход из сложившейся ситуации вы видите? – Я бы предложил ограничить территориальный рост города. Улан-Удэ по территории занимает 40% от территории Москвы, хотя по населению в 30 раз меньше. На 40% новых по последнему генплану территорий заложить ограничение строительства на ближайшие 20 лет. Новое строительство должно вестись преимущественно на существующих территориях за счет уплотнения застройки, в т.ч. повышения этажности с использованием существующих коммуникаций и дорог. Второе, это вынос промышленных предприятий и складских зон из центра города. Стихийно этот процесс идет помимо генплана. Территории переходят в частные руки, и новые хозяева используют их или закладывают в перспективном планировании как общественную, торговую, жилую, спортивную застройку (пр. Автомобилистов, ул. Трактовая, судостроительный завод). Третье, это развитие транспортной схемы. В результате выноса и перепрофилирования предприятий появляется возможность прокладки новых магистралей через современную промзону. В перспективе необходимо ставить вопрос о выносе железной дороги из города, тем более в концепции заложена прокладка железной дороги по Левому берегу р. Селенги на новый мост в районе Вознесеновки. Хотел бы акцентировать, что практика доверия генплана Улан-Удэ посторонним архитекторам - это распыление средств городского бюджета, игнорирование реальных проблем города. В результате мы имеем убогую, опасную для человека среду жизнедеятельности и нарастание градостроительных проблем. Александр Махачкеев

Назад к списку
Поиск: