Дождь инвестиций
Кто будет контролировать десятки миллиардов рублей, направляемых Москвой на финансирование крупных проектов?
Финансовые вливания в Бурятию из федерального бюджета и других источников за три года, судя по прогнозам минэкономразвития Бурятии, превысят 37 млрд. рублей. Они пойдут в основном на реализацию национальных проектов и туристско-рекреационной зоны “Байкал”. Какие проекты при этом будут реализованы? Способна ли финансовая система Бурятии “переварить” эти деньги и использовать их по назначению?
“Региональные различия растут, регионы развиваются по-разному, например, наши соседи (Читинская область) делают ставку на разработку сырьевой базы и создание крупнейшего за Байкалом транспортного логистического узла, - считает председатель комитета по экономической политике Народного Хурала Вячеслав Ирильдеев. - Иркутяне традиционно развивают то, в чем они сильны, - индустрию: цветную металлургию, энергетику, химическую промышленность. Экономика же Бурятии сегодня находится в довольно сложном положении, поскольку до сих пор не может определиться, в какую сторону ей двигаться. И здесь в эпоху глобализации мы получили уникальный шанс выбрать стратегически верное направление, которое приведет нас к успеху. Поскольку мы живем в постиндустриальном мире, мы можем развивать то, что будет востребовано во всем мире - инновационные технологии, сферу услуг, развитие транспортного моста «Европа - Китай» и, конечно же, туризм. Поэтому те 37 млрд. рублей, которые нам предстоит внедрить в ряд отраслей, в их числе туризм и образование, - это та удочка, которую федеральный центр дает нам, чтобы мы не просто проели эти деньги, а разумно использовали для рывка вперед. Это шанс, который нам нельзя упустить”.
Таких астрономических сумм наша республика никогда не видела, и здесь ей повезло больше, чем кому-либо.
“Ни одному из субъектов России за Уралом по нацпроектам и ОЭЗ выделение таких сумм в ближайшие два-три года не намечается”, - считает министр финансов Бурятии Александр Налетов.
Но насколько эффективными будут федеральные вливания в Бурятию, которые пойдут вначале в бюджетную систему региона, а затем запустится механизм реализации конкретных инвестиционных проектов?
Почти десять лет назад в Бурятии вообще не было никакой бюджетной системы, способной реализовать масштабные экономические проекты. Вспомним 1998 год. Дефолт. Развал экономики, неплатежи, кредиторская задолженность по заработной плате достигала одного года.
“Поскольку финансирование расходных статей бюджета тогда осуществлялось с колес, оно принималось по факту. В это время отсутствовали не только какие-либо реальные межбюджетные отношения, но и сам бюджетный процесс, - говорит председатель комитета по бюджету Народного Хурала Цырен Доржиев. - Была реальная угроза полной остановки бюджетных учреждений”.
Именно в то время Народный Хурал, правительство РБ и министерство финансов РБ сделали первые шаги по нормализации ситуации, к созданию нормальной бюджетной системы. Была ликвидирована кредиторская задолженность по заработной плате, по социальным выплатам, задолженность снизилась до минимума, долги бюджетных учреждений были реструктуризированы.
В 2000 году началось формирование бюджетной системы через создание одними из первых в России республиканского казначейства.
Были сокращены обязательства бюджета, которые привели в соответствие к реальным возможностям бюджета. Впервые появилась открытость тех денежных потоков, которые можно было проконтролировать.
2001 год. Из республиканского бюджета было выделено порядка 40 млн. рублей в сельхозпереработку, прежде всего, в маслозаводы. Тем самым были поддержаны районные сельскохозяйственные кластеры, которые в течение нескольких лет смогли встать на ноги и заявить о себе на рынке республики.
В 2002-2004 годах было завершено создание бюджетного процесса в республике. Был принят ряд законов, регламентирующих порядок межбюджетных отношений, появилась определенность в формировании бюджета и финансовых потоков.
В 2005 году республика выиграла федеральный конкурс на реформирование финансов стоимостью свыше 150 млн. рублей.
“Мы можем говорить о том, что бюджетная система в Республике Бурятия создана, что она работает и те средства, которые дополнительно поступят в республику в течение трех лет, будут направлены на реализацию инвестиционных программ, - считает председатель бюджетного комитета Народного Хурала Цырен Доржиев. - Финансовая система в республике, конечно же, “переварит” те десятки миллиардов рублей, которые придут к нам, так что неожиданностей, я думаю, не будет”.
В то же время с 2004 года бюджет принимался максимально социально ориентированным. Это фактически бюджет “проедания”, без анализа за расходованием средств на социальные нужды. В Бурятии считали это меньшим “злом”, поскольку накачка деньгами реального сектора экономики без наличия эффективного контроля при отсутствии каких-либо ориентиров приведет лишь к их невозврату.
В последние годы в Бурятии фактически никакой внятной промышленной политики не проводилось. Пример скандального фонда социально-экономического развития РБ, куда с конца 90-х годов было “инвестировано” порядка 600 млн. бюджетных рублей с, мягко скажем, минимальной отдачей - у всех перед глазами.
В 2006 году в министерстве финансов РБ был создан финансовый надзор, который поставил под более жесткий контроль расходную часть бюджета.
Тем не менее сегодня в Бурятии отстроена финансовая система, которая ежегодно перерабатывает порядка 20 млрд. рублей бюджета республики. Работает эффективный контроль за расходованием бюджетных средств. Но в истории с 37 миллиардами действуют несколько иные правила. Сегодня помимо эффективности отдачи от инвестируемых средств не менее актуальны и субъективные факторы - через каких людей пойдут эти гигантские финансовые потоки? Кто будет их контролировать?
По мнению ряда республиканских экспертов, если рассматривать ситуацию под этим углом, то становится понятным, с чем связана активизация силовых органов в российских регионах. И Бурятия здесь не исключение. Возможно, кое-кому необходимо посадить на финансовые потоки нужных людей.
Дмитрий РОДИОНОВ.
Инвестиции РБ за счет федерального бюджета
2000 г. 251,2 млн. руб.
2003 г. 541 млн. руб.
2006 г. 2327,4 млн. руб.
2007-2009 гг. 37000 млн. руб.
Назад к списку