Большая заморозка

27 июня 2007
Центральный рынок Улан-Удэ превратился в перевалочную базу для завозного мяса Депутат ГД Василий Кузнецов на одной из недавних встреч с народом вывел довольно интересную формулу. Оказывается, чтобы быть здоровым, избирателям необходимо употреблять парное (незамороженное) мясо. С депутатом не поспоришь: свежее мясо лучше, чем замороженная в вечности субстанция. Но как ее решить, когда вместо доморощенного, экологически чистого и свежего мяса в супермаркетах нам предлагаются завернутые в целлофан коричневые куски неизвестного происхождения? Центральный рынок Улан-Удэ, где еще несколько лет назад мы могли купить свежее, парное мясо, также дает мало шансов найти искомое. На прилавках - нарубленные куски свинины и говядины. На вопрос об их происхождении большинство торговцев бойко скажет: из Джиды (вариант - бичурское, закаменское мясо). Однако опытный покупатель всегда отличит парное мясо от замороженного, которым завалены мясные ряды Центрального рынка. Что же произошло? Почему, несмотря на регулярные заклинания бурятских потребкооператоров о поддержке местного животноводства, на Центральном рынке правит бал говядина, привезенная за тридевять земель? Одна из причин - вытеснение независимых предпринимателей, заинтересованных в продвижении местного мяса. Год назад в мясных рядах из 94 мест половину арендовали индивидуальные предприниматели, объединенные в общество “Антрекот”. Остальные места занимало торгово-закупочное предприятие администрации Центрального рынка. Однако в январе у независимых предпринимателей забрали половину арендуемых мест, оставив лишь 32 места. Остальное было отдано ТЗП “Центральный рынок”. Последнее взяло курс на закупку крупных партий замороженного мяса из Алтая и Хакасии. - Мы, в отличие от них, торгуем местным мясом и не берем привозное, ведь людей не обманешь, - не понимают столь непатриотичной политики бурятских кооператоров торговцы “Антрекота”. - Сразу же видно, что привозное мясо другое и не такое вкусное, как наше. Да и непонятно, какие добавки применялись при наращивании их веса... Директор ПО “Центральный рынок” Наталья Воронина считает, что курс на закупку завозного мяса правильный. – Собственного мяса в Бурятии очень мало. Завозят его в небольших количествах, поэтому мы закупаем мясо в других регионах, - говорит директор рынка. - Но в последнее время стали завозить мясо из Петропавловского мясокомбината. – Да нет никакого дефицита собственного мяса в Бурятии! Сейчас по нацпроектам многим дают кредиты, в районах поголовье скота резко выросло, - говорит представитель крестьянского хозяйства “Возрождение” Эржена Гомбоева. - Другое дело, что на Центральный рынок оно не поступает из-за низких закупочных цен. Еще недавно говядину меньше, чем по 100 рублей за килограмм “Горкоопторг” не закупал, сегодня чуть больше. Но это не та цена, по которой крестьяне будут сдавать мясо. Мы, производители, стремимся и дальше развивать производство, однако возникает вопрос: а куда затем будем его сбывать при такой закупочной политике? Тенденция к вытеснению местных производителей связана не только с тем, что “Буркоопсоюзу” легче иметь дело с несколькими крупными поставщиками замороженной говядины и свинины из других регионов. Если решение о закупе принимается узким кругом руководителей бурятской потребкооперации, возможны различные схемы по оплате закупок, в том числе получение “персональной благодарности” от поставщика. Ведь оптовиков много, а Центральный рынок в Улан-Удэ один. Если бы потребительская кооперация была обычной коммерческой структурой, то о “процентах” от поставщика говорить было бы смешно. Но здесь ситуация иного рода. Сегодня руководители бурятской потребкооперации не являются полноправными хозяевами и собственниками этой структуры. Они выборные лица и вряд ли надеются, что будут бесконечно распоряжаться имуществом и закупками. Поэтому время, отведенное для руководства, они используют как умеют. Например, заинтересован же Леонид Бляхер в продвижении через систему “Буркоопсоюза” крупных партий северокавказской водки, заключив договор с водочным заводом из Кабардино-Балкарии? И также в ситуации с мясом - вместо того, чтобы наладить грамотную работу с местными производителями через эффективную закупочную политику, выбор делается в пользу поставщиков из других регионов. Политика бурятской потребкооперации вызывает вопросы не только в ситуации с завозной водкой и мясом. Те предприниматели, кто торгует продовольствием на Центральном рынке, в последние годы вынуждены отстаивать в судах свое право работать по уже заключенным долгосрочным договорам аренды. А в прошлом году они вынуждены были провести акцию протеста на площади Советов. Недавно с неадекватностью политики Центрального рынка по отношению к предпринимателям столкнулась и улан-удэнка Галина Афанасьева. В начале этого года руководство Центрального рынка решило увеличить число павильонов внутри здания. Как повелось ранее, за счет средств арендатора. Предпринимательница в феврале по договору займа с ПО “Центральный рынок” внесла 37 тысяч рублей на строительство павильона внутри рынка. Но как только он был установлен, ей сказали, что площадь отдали другому предпринимателю. И предложили место в другой части рынка. Причем поставили условие - торговать цветами. Хотя предприниматель первоначально планировала развернуть торговлю канцтоварами. Пришлось соглашаться. Далее она заключает с ПО “Центральный рынок” договор аренды торгового места от 13 апреля 2007 года и подписывает акт приема-передачи площади. Но затем следует очередная “музыкальная пауза” и 8 мая директор рынка Наталья Воронина отказывает в аренде. - Я понесла значительные траты на приобретение кассового аппарата, оборудования. Закупила товар. Уже был оформлен на работу персонал, - сообщила Галина Афанасьева, которая не может понять логики поведения дирекции Центрального рынка. Рассказывают, что в начале июня во время встречи будущего президента Вячеслава Наговицына депутат и председатель “Буркоопсоюза” (он же председатель совета ПО “Центральный рынок”) Леонид Бляхер поднял тему помощи потребкооперации из республиканского бюджета. Говорят, что Наговицын был очень удивлен этой просьбой, потому что в Томской области, откуда он приехал, потребительская кооперация процветает и очень прибыльна. И она не просит деньги из бюджета, а зарабатывает сама. Там не ходят с протянутой рукой, а занимаются управлением. И зависит благополучие потребкооперации, прежде всего, от организационных способностей его руководства. Когда их не хватает, а есть лишь лоббирование иногородних поставщиков, не будет и нормальной работы потребительской кооперации. Дмитрий РОДИОНОВ

Назад к списку
Поиск: