Зажигающий звезды

21 июля 2007
Константин Ханхалаев: “А почему бы президенту Россиин не иметь у себя работы одного из лучших представителей бурятского искусства?“ Константин Ханхалаев фигура в бурятском искусстве известная, но при этом совершенно загадочная. Его связывают с именами скульптора Даши Намдакова, этнопевицы Бадма-Ханды Аюшеевой и других ярчайших представителей художественного мира Бурятии и России. На сегодня он единственный, после киноактера Валерия Инкижинова, продюсер, успешно продвигающий бурятское искусство на мировой арене. Как сказал художник Зорикто Доржиев: “Все знают, что Даши Намдакова он поднял до уровня мировой звезды. Даши в паре с Ханхалаевым протоптали не тропинку, а огромное шоссе бурят-монгольского искусства. Если ты участвуешь в каком-то мировом экспошоу, скажем, “Арт-Майами”, то ты получаешь свой шанс”. Однако Константин Ханхалаев работает не только с бурятскими, но и с иркутскими, московскими и даже американскими художниками, скульпторами, писателями и музыкантами. Открывая новые имена, “Галерея Ханхалаева” в течение пяти последних лет многократно принимала участие в крупнейших мировых выставках-ярмарках: Арт-Майами (США), Арт-Экспо Нью-Йорк (США), Арт-Тайпей (Тайвань), Moscow Fine Art Fair (Россия) и др. Это эксклюзивное интервью галерист дал во время недавнего приезда на совместный джем-сейшн музыкантов театра “Байкал” и американского джазмена Росуэла Радда. – Константин, как вы пришли к арт-бизнесу? – Я всю жизнь был меломаном, столько прослушал и просмотрел, что в результате это подвигло меня на занятие продюсерством. Первый реальный опыт был с Сашей Барыкиным. Затем меня привлекла рок-музыка. Это “Наутилус”, “Чайф”, “Бригада С” и другие известные отечественные группы. Около года я работал администратором “Наутилуса”, это был короткий, но очень насыщенный период, когда в стране давали первые большие рок-концерты. – Легендарные имена, легендарные времена... – Я помню 87-88-е годы, вторую “Рок-панораму”. В первых рядах Андрей Макаревич, Стас Намин, Александр Градский. После “Наутилуса” я работал с “Чайфом”, были планы работы с “Кино”. Помню, звонил Цой и мы планировали совместный концертный тур с альбомом “Группа крови”, но у нас что-то не срослось. Был глобальный проект “Рок чистой воды”, когда 60-70 групп давали концерты с теплохода на Волге, по пути от Москвы до Астрахани и обратно. Десятки тысяч людей собирались на эти концерты. А потом в начале девяностых годов наступили другие, более жесткие времена, и я ушел в бизнес. Здесь были свои взлеты и падения. Как говорил один мой друг в 93-95 годах: “Главное выжить, не попасть в переделку-перестрелку”. Пробовал строить бизнес за границей в Европе и Юго-Восточной Азии, полтора года прожил в Гонконге и Китае. – Вспоминаю ночной клуб “Квартал” в Улан-Удэ конца девяностых. – В Бурятию я приехал на месяц, а остался на пару лет. Хотя я привык к большим городам, Москве и Санкт-Петербургу, в Улан-Удэ у меня через месяц уже было столько дел, что скучать не пришлось. И тогда же начался тот период, который продолжается и сейчас. – То есть пришло время арт-бизнеса? – Да, я тогда встретился с Даши Намдаковым, мы с сыном специально заехали на его первую великолепную выставку в Иркутске и мне его скульптуры очень понравились. Выставка прошла успешно, все работы были раскуплены. Даши сказал мне тогда: “Мы могли бы работать вместе”. Я никогда особенно не разбирался в изобразительном искусстве и не думал, что буду заниматься этим. Даши потом не раз возвращался к этому вопросу, а он умеет быть убедительным. Я давал ему советы, выводил на контакты в Москве, но потом заметил, что ничего у него не происходит, а если и произойдет, то не сразу. – Имея в виду прорыв? – Я предложил ему определенный план, набросал цифры, и мы начали работать. Через месяц я понял, что ничем иным параллельно заниматься невозможно, этим нельзя заниматься вполсилы. А через год наши показатели превысили первоначальный план в 10 раз! Сейчас мы два года с Даши уже не работаем, но можно с уверенностью сказать, что результаты есть. Он известный скульптор, его знают на крупнейших выставках в Москве, Нью-Йорке, Майами и на Тайване, а на его работы появился вторичный рынок. Сейчас он один из самых дорогих скульпторов не только в России, но и в мире. – Константин, а как вам удалось заполучить президента Путина на выставку Даши? – (Смеется). А почему бы президенту России не иметь у себя работы одного из лучших представителей бурятского искусства? Мы его пригласили, ему понравилось, а то, что ему особенно понравилось, мы ему подарили. – Похоже, это элитарное искусство, доступное только людям из списка журнала “Форбс” и крупным государственным чиновникам? – С этим я не совсем согласен. В нашей стране есть люди, которые предпочтут купить понравившуюся им картину, а не последнюю модель машины. Они скорее из среднего класса и таких молодых ребят достаточно много. Не случайно “Москоу-файн арт” самое дорогое артшоу в мире. – Из наиболее коммерчески успешных бурятских художников у нас известны иконописец Николай Дудко, Юрий Мандаганов - продвигающий в Москве флорентийскую мозаику, есть заказы у графика и керамиста Валентина Базарова. Однако большинство других художников, ювелиров, скульпторов прозябает в безвестности и безденежье. А часть из них, спившись, сходит с арены, такой вот печальный естественный процесс смены поколений. Есть ли у них шанс пробиться? – Думаю, что да. Тот же Зорикто Доржиев уже собирался заниматься дизайном, когда, увидев на Красноярском биеннале выставку Даши, понял, что можно и в искусстве добиться успеха. Сейчас рейтинг бурятского искусства достаточно высок, и это заслуга Даши и Зорикто. Думаю, что через некоторое время можно будет говорить о Бато Дашицыренове и Бато Дугаржапове. – Наверное, это не только их заслуга, но и ваша? Помню, несколько лет назад говорил Бальжиниме Доржиеву, отцу Зорика, что широким массам бурятских художников нужны продюсеры типа Ханхалаева. И он соглашался: “Только где их найти?”. – Для успеха художнику важен не только талант, но и характер и амбиции. Это прежде всего. Будь он даже гением, но если у него нет силы воли, я не стану с ним работать и терять время даром. – Константин, работая с художниками, вы втягиваете в свою орбиту музыкантов, артистов и литераторов. Издали, например, книгу поэта Намжила Нимбуева. – Кстати, я недавно перечитывал ее и подарил президенту Монголии. Оказалось, господин Энхбаяр прекрасно знает Нимбуева, и он с удовольствием читал его стихи в переводах монгольских поэтов. Осенью я собираюсь издать роман Владимира Бараева “Гонец Чингисхана”. – Песни Бадма-Ханды и мелодии Баттувшина прекрасно дополняют работы наших художников. Это, я понял, отработанный у вас прием? Такая яркая колоритная упаковка? – (Смеется). Это называется “органичное слияние музыки и пластики”. А почему бы и нет? Я помню, Володя Шахрин на выставке Даши в Екатеринбурге сказал: “Когда заиграла музыка, у меня возникло щемящее, ни с чем несравнимое чувство понимания, и все вокруг ожило”. И я помню, когда я в первый раз услышал Бадма-Ханду, в горле у меня был комок... – Кстати, как бывший музыкальный продюсер, как вы оцениваете перспективы Амархуу? – Очень сложно пробить инерцию огромной медийной машины. В прошлом году Амархуу победил объективно, благодаря своему таланту и характеру. Сейчас он в известном проекте “Премьер-Министр”. Дальнейшее зависит от его способности к росту и профессионализма его продюсера. – Отсюда из Улан-Удэ мы внимательно следим за всем, что происходит с нашими земляками в Москве или в Нью-Йорке. – На самом деле у меня есть проекты на родной земле - в Бурятии. Тем более, этому благоприятствует ситуация в целом в стране. – В Улан-Удэ вашего брата Евгения Казаковича представлять не нужно. Другой брат - бизнесмен и депутат горсовета в Иркутске. Вас трое в семье таких успешных? И как у бурят принято выяснять в первую очередь - откуда ваши корни? – Корни в бурятской земле - от Западных Саян и до Амура, а в семье, кроме нас троих братьев, есть еще сестра. – Расскажите, пожалуйста, о вашей семье. – Я женат, у меня трое детей и один внук. Дочь Катя - дизайнер, оба сына, Алексей и Лев, собираются посвятить себя кино. Алеша уже успел поработать ассистентом режиссера и вторым режиссером на пяти отечественных картинах, самая известная из них, пожалуй, “Бумер-2”, а Лева пока учится в Лондоне. – Видимо, вам удалось найти свою формулу счастья, вас окружает аура гармонии и благополучия. – Это непросто. Для мужчины главное - это любимое дело и хорошие дети. Это и есть, наверное, формула счастья. Александр Махачкеев

Назад к списку
Поиск: