Потребителей не судят

26 июля 2007
Бизнес тем и отличается от родственников, что оказываемые им платные услуги надо двадцать раз перепроверить, прежде чем убедиться, что вас не обманывают. А обманывают, как показывает практика, почти всегда и почти везде. О том кто, где и как обманывает в Улан-Удэ, пожалуй, лучше других знает председатель республиканской общественной организации “Союз потребителей Бурятии” Игорь Баертуев. Борьбе с недобросовестными чиновниками и бизнесменами он посвятил годы. Существующий уже 13 лет “Союз потребителей РБ” инициировал сотни судебных дел, направленных на защиту интересов “неопределенного круга граждан”. Коллекция обманов и мошенничеств внушительная. Сегодня Игорь Александрович Баертуев у нас в гостях - с новым судебным решением, вступившим в законную силу, и новым предложением открыть в “МК” постоянную рубрику с условным названием “Выставка недобросовестного бизнеса”, что-то вроде экспозиции сомнительных достижений. – Кто оказывает услуги за деньги, тот занимается бизнесом. Государство со своим перечнем платных услуг - не исключение. Наши граждане уже достаточно натерпелись несправедливости от различного рода естественных монополий, энергетиков, коммунальщиков и прочих структур, профессионально занимающихся оказанием услуг. - В судебной практике “Союза потребителей Бурятии” много побед. На ваш взгляд, повлияли ли они на оздоровление ситуации? – Ваша газета об этом неоднократно писала. Например, мы выступали против незаконных поборов в вузах, других учебных заведениях. Боролись с нечистоплотными риэлтерскими конторами, отстаивали интересы граждан во взаимоотношениях с муниципальными унитарными предприятиями. Но бизнес есть бизнес. В своем стремлении заработать как можно больше денег, он способен выдумывать различные схемы обмана потребителей. Сегодня мы устранили одну несправедливость. На следующий день появилось нечто иное. – То есть работать стало сложнее? – Да. Если несколько лет тому назад ответчики, приходя в суд, говорили примерно такие вещи: “Все так делают!” или “Что вы именно на нас ополчились!”, или “Мы не знали!”, то теперь везде появились профессиональные юристы. Они участвуют в судебных заседаниях и, вооружившись тем же правовым актом, что и “Союз потребителей Бурятии”, пытаются по-своему толковать одни и те же статьи законов. Однажды в такой упорной схватке мы дошли до Конституционного суда Бурятии и выиграли. – Каких дел в вашей практике больше - частных или от “неопределенного круга граждан”? – “Союз потребителей”, как правило, защищает интересы граждан в массовом порядке, поскольку может предъявлять коллективные иски. И если мы выигрываем процесс, а это случается очень часто, то такие судебные решения имеют обязательную силу для всех судов. РАСЧЕТ НЕ В СЧЕТ Горожане теперь могут не платить энергетикам за коммунальные услуги “Союз потребителей РБ” в очередной раз заступился за интересы “неопределенного круга граждан”, то есть опять-таки за всех нас. Суд Октябрьского района Улан-Удэ удовлетворил исковые требования этой республиканской общественной организации к городским коммунальщикам, благодаря чему в отношениях между ними и горожанами прибавилось ясности, а сами ЖЭКи наконец-то узнали, кто они такие и чем в действительности занимаются. Как сообщил “МК” председатель РОО “Союз потребителей РБ” Игорь Баертуев, суд Октябрьского района обязал управляющие компании Улан-Удэ, обслуживающие до 95 процентов жилищного фонда столицы Бурятии, ежемесячно разносить по домам и квартирам не просто счета на оплату, а полную, необходимую и достоверную информацию о предоставляемых коммунальных услугах, чтобы, как говорится, потребители четко знали сколько, кому и за что надо платить. Эту пустяковую, казалось бы, обязанность, предусмотренную федеральным законодательством, коммунальщики саботировали годами, внося изрядную путаницу в систему расчета граждан за свет, тепло и горячую воду. Суду даже пришлось поведать ответчикам о существовании “Правил предоставления коммунальных услуг”, согласно которым исполнителями услуг являются организации, обслуживающие внутридомовые инженерные системы, - ЖЭКи. Им, исполнителям, мы и должны отдавать свои деньги. С них затем и спрашивать. По словам Игоря Баертуева, решение, принятое судом в защиту интересов неопределенного круга потребителей, имеет если не революционный, то, как минимум, прогрессивный характер с далеко идущими последствиями. Отныне улан-удэнцы вовсе не обязаны носиться по ведомственным кассам, оплачивая в разных местах то за отопление, то за горячую воду, то за электричество (поскольку, как было доказано в суде, ни в каких отношениях ни с ТГК-14, ни с “Бурятэнергосбытом” мы, собственники жилья, не состоим). А, следуя политике “единого окна”, вносить плату за потребляемые услуги только исполнителям этих самых услуг, то есть своим управляющим организациям. Однако для того, чтобы получать деньги от населения, коммунальщикам нужно соответствовать. Например, заключать письменные договоры с собственниками жилья о предоставлении коммунальных услуг, что, как выяснил суд, городские ЖЭКи делать вовсе не торопились. Ежемесячно разносить по квартирам счета, снабженные, помимо цифр, другой необходимой и достоверной информацией, перечень которой утвержден ФЗ “О защите прав потребителей”. И, наконец, размещать и регулярно обновлять на досках объявлений, находящихся во всех подъездах, подробную информацию об исполнителе коммунальных услуг. В том числе - наименование, адрес, режим работы, фамилии руководителей, номера телефонов диспетчерской и аварийной служб, а также порядок и форму оплаты коммунальных услуг. Заметим, что представители ЖЭКов лишь на суде узнали, кто они такие и что должны делать. Сначала не признавали исковых требований “Союза потребителей РБ” и, считая себя ненадлежащими ответчиками по гражданскому делу, потом открещивались от статуса “исполнителей коммунальных услуг”, дескать, “не мы”... Решение суда Октябрьского района Улан-Удэ, так и не обжалованное ответчиками, вступило в законную силу. О том, намерены ли ЖЭКи его исполнять, мы узнаем в самое ближайшее время. Станислав Белобородов

Назад к списку
Поиск: