23 ноября 2007 года, в 15.30 ч. в Бурятском государственном академическом театре драмы им. Х. Намсараева состоится торжественное открытие мемориальной доски Н.Г. Балдано.

23 ноября 2007
Намжил Гармаевич Балдано - заслуженный деятель искусств России, Народный писатель Бурятии, видный государственный и общественный деятель. Намжил Гармаевич Балдано (1907-1984 гг.) был личностью широкого культурного диапазона и неуемной энергии, заставлявшими его вторгаться во многие области смежных профессий. Он был актером, режиссером, драматургом, фольклористом и просветителем. Начало профессиональной театральной деятельности в Бурятии связывается с образованием в 1928 г. Бурят-Монгольской национальной театральной студии. Н.Г. Балдано внес неоценимый вклад в становление национального драматического театра, будучи одним из первых актеров, режиссеров, переводчиков и драматургов. Не зря именно его пьесой «Прорыв» (1932 г.), выгодно отличавшейся стройностью жанровой и композиционной структуры, был открыт бурятский драматический театр. Особой вехой в развитии национального театра является находящаяся у истоков его драматургии лирическая драма «Эржен», с успехом показанная на первой декаде бурятского искусства в Москве в 1940 г. Как мы знаем, «диалектика бытия литературы» (Бахтин) отличается одновременной соотнесенностью художественного творчества писателя с данной ему действительностью. В первую очередь молодому бурятскому театру пришлось заняться адаптацией известных драматических произведений. Намжил Гармаевич делает свободные переводы художественных произведений, перерабатывает тексты пьес, приближая его к традициям иной культуры, иной эпохи. Он, одновременно постигая азы актерской и режиссерской профессии, кропотливым трудом переводчика постигая классику мировой драматургии, внес национально значимые концепты в репертуар профессионального бурятского театра. На фоне общепринятых в драматургии 40-х-50-х годов прошлого схематических бесконфликтных пьес на производственные темы выделяются произведения Н.Г. Балдано, написанные по фольклорным мотивам. Он удачно использовал наиболее «кодовые», «знаковые» фольклорные мотивы и символы, подобные образам улигерного героя Гэсэра, национального героя Бабжа-Барас-батора, исторические песни и легенды о Шоно-баторе, легенду о седом Байкале и красавице Ангаре. На либретто Н.Г. Балдано были созданы, вошедшие в сокровищницу национальной культуры, балет «Красавица Ангара» (муз. Л. Книппера и Б. Ямпилова), первая национальная опера «Энхэ-Булад Батор» (муз. М. Фролова), опера «Побратимы» (муз. Д. Аюшеева). В современном «озвучивании» автора пьесы «Сердце Гэсэра», «Бабжа-Барас-батор» наполнены не только общечеловеческим, философским содержанием, но и неповторимым богатством языка и стиля общения. Основным результатом его деятельности в период, когда он работал директором Бурятского музыкально-драматического театра, явилось создание оперно-балетной труппы и организация Бурятского театра оперы и балета. Более 30 драматургических произведений Н.Г. Балдано ставились на сценах театров Бурятии, России и за ее пределами - в Монголии, на Украине. Особенность художественного мира драматурга, его национальная уникальность в историко-культурном континууме XX века по достоинству оценена отечественными искусствоведами и литературоведами. Как в творчестве Н.Г. Балдано, так и во всей бурятской культуре и науке значимым событием является составление сводного текста героического эпоса «Гэсэр». Более тридцати лет титанической работы над множеством уникальных вариантов «Гэсэра», записанных от известных улигершинов, сомнения и поиски лучших версий наиболее точно сам автор высказал в предисловии к книге: «...в сводном варианте я принял композицию улигера Омпо Хаянтаева. В остальном же я сохранил народную основу сюжета, художественного стиля и других достоинств; главное, чтобы эпос был понятен и доступен бурятам всех аймаков. Мне представляется, сводный текст в таком виде предстает единым по форме, художественно-поэтическому стилю, композиционно отлаженным улигером». Подвиг автора неоценим, если вспомнить, в какое тяжелое время для национального эпоса и под каким моральным давлением создавался данный труд. Сводный вариант Н.Г. Балдано считается одной из самых ярких версий народного эпоса. Также особо следует отметить просветительскую, общественную, государственную деятельность Н.Г. Балдано. С 1954 по 1967 гг. он возглавлял работу писателей Бурятии, был председателем правления Союза писателей республики. Он был делегатом II, III, IV съездов писателей СССР, на III съезде был избран членом Правления Союза писателей СССР. В качестве делегата принял участие в I, II, III, IV съездах писателей РСФСР и восьми съездах писателей Бурятии. Видные писатели России и союзных республик, будучи его друзьями и соратниками, неоднократно отмечали достоинства бурятской литературы и творческой деятельности Н.Г. Балдано. Занимая активную позицию в жизни республики, решая многие проблемы в области сфер культуры и просвещения, он трижды избирался в Верховный Совет республики, был членом Президиума Верховного Совета, Председателем Верховного Совета Бурятской АССР. На протяжении многих лет являлся членом Советского Комитета защиты мира, участвовал в работе всемирных форумов в защиту мира, был председателем Российского Комитета защиты мира, награжден медалью Советского Комитета защиты мира «Борцу за мир» и золотой медалью Всемирного Совета Мира. Заслуги Н.Г. Балдано в развитии литературы и искусства отмечены высокими почетными званиями, многими орденами, медалями, многочисленными Почетными Грамотами Президиума Верховного Совета РСФСР и Бурятской АССР.

Назад к списку
Поиск: