Чем согревается Сибирь?

09 апреля 2008
В столице принято считать, что Сибирь – это далеко-далеко, там крепкие морозы, непроходимая тайга и медведи. Между тем Сибирский федеральный округ – это почти треть территории России. Деловая жизнь там бьет ключом, и алкоголь, что естественно при таком климате, пользуется высоким спросом. Об этом, пожалуй, подробнее… Еще в начале 2005 года в СФО было 438 компаний, занимающихся оптовой и розничной торговлей алкоголем, а в сентябре 2007-го осталось всего 316. Отчасти эту статистику можно объяснить расцветом в регионе торговых сетей и укрупнением компаний-дистрибуторов. Например, крупнейший из них в Сибири – «ФормулаХолдинг» образовался путем слияния нескольких региональных игроков, в том числе сети розничных магазинов. И это пока достаточно редкий для России пример. Общая тенденция алкогольного рынка сводится к тому, что поставщики меняют схему дистрибуции. Ряд поставщиков открывает в регионах офисы с прямыми продажами, некоторые сокращают количество своих дистрибуторов. Время, когда все продавали все, проходит. И дистрибуторам, в свою очередь, приходится выбирать контракт с конкретным поставщиком, отказываясь от его конкурента. К примеру, компания «Бакарди-Мартини» сократила количество своих дистрибуторов. В результате ОАО «ФормулаХолдинг» в данный момент является ее эксклюзивным дистрибутором на всей территории Сибири (Восточной и Западной) и Якутии. В целом, по статистике «ФормулыХолдинг», в Сибири растет уровень потребления вина (на 20% в год) и премиального алкоголя. Спрос на водку, наоборот, снижается. Этому способствуют винные сообщества, которые действуют, например, в Омске и, особенно, в Красноярске. Таким образом, интерес к винной теме формируется и подогревается: с одной стороны, бизнесом – в виде магазинов, с другой – определенным образом жизни, светской тусовкой. Приобщается к винной культуре и Томск, который, кстати, отличается большим числом студентов, употребляющих не пиво, а более серьезные напитки. В Кемерово же (Кузбасс) и сегодня преданы водочным традициям, в то же время это самый емкий регион по потенциалу развития винного направления. «ФормулаХолдинг», исходя из общей тенденции рынка, делает ставку на ви-но и реализует проекты, являющиеся частью стратегии развития компании, – развитие эксклюзивных прямых поставок вин из регионов виноделия. Яркий пример – вина коллекции Terra Wine, которая объединяет продукцию маленьких семейных виноделен из разных винодельческих регионов мира. Бренд зарегистрирован в странах мадридской конвенции и принадлежит компаниям «ФормулаХолдинг» и «Винодемия» – партнеру сибирского дистрибутора во Франции. Среднестатистические данные за год (исходя из данных 2004–2007 годов), показывают, что самый крупный потребитель вина – Красноярский край, львиная же доля водки продается в Новосибирской области. 5,37% от общероссийского производства ректифицированного спирта, по данным Центра исследований федерального и регионального рынков (ЦИФРРА), в 2007 году произведено в Кемеровской области. Всего же, с учетом продукции Алтайского и Красноярского краев и Омской области, в округе выпущено 8,23% отечественного спирта и 11,03% – водки и ЛВИ. В незначительных количествах – 0,11% от всероссийского объема в минувшем году произведен коньяк и 1,57% – виноградное вино. Производство спирта и алкоголя, как и по всей России, в Сибири резко упало после запуска ЕГАИС, спровоцировавшего кризис. Банкротами были объявлены минусинский завод «Минал», Канский ЛВЗ, куйбышевский «Спирт», с трудом удержался красноярский «Ярич». В Алтайском крае вынуждены были прекратить производство Каменский, Змеиногорский и Барнаульский заводы, до ноября 2006 года был остановлен крупнейший алтайский производитель «Алтайспиртпром». Прекратилось производство на новосибирском предприятии ООО «Вина, напитки, пиво» (ВИНАП), где ранее производилось до 2 млн дал в год. Предприятия же, которым удалось выжить, сегодня находятся на волне успеха. Бесспорный лидер сибирского водочного производства – «Омсквинпром». По данным «Бизнес Аналитики», в первом полугодии 2007 года доля «Омсквинпрома» в СФО составила 8,9%, опередив «Веду» (8,7%) и «Галакту» (7,5%). Ведущий бренд «Омсквинпрома» – «Пять озер» – по объемам продаж уверенно является №1 во всех крупных сибирских городах, – показывают исследования агентства ACNielsen. Не теряется компания и на российском уровне. Видимо, этим во многом и объясняется ее стабильное развитие, поскольку продвижение продукции не является локальным. «Омсквинпром» активно сотрудничает с крупными дистрибуторами по всей России и вкладывает серьезные средства в маркетинг: на 2008 год более 10 млн долл. в год. «2007 год для нас был очень продуктивным, – делится успехами и грандиозными планами генеральный директор корпорации «Омсквинпром» Андрей Стрелец. – Мы удвоили объем производства и произвели 5,4 млн. дал водки «Пять озер». Установили новую, самую мощную в стране производственную линию мощностью 18 тысяч бутылок в час. Стали самым быстрорастущим алкогольным брендом в мире (данные опубликованы в авторитетных журналах Drinks и Impact). А наш бренд «Пять озер» вошел в двадцатку крупнейших мировых брендов крепкого алкоголя. В следующем году планируем установку второй аналогичной линии, и в планах произвести 7,2 миллиона дал водки. Это позволит не только удержаться в тройке лидеров российского рынка, но и вывести наш основной бренд «Пять озер» на пятое место в мире среди водок». Сибирский производитель алкоголя №2 (а также второй по темпам роста объемов производства в России по итогам 2007 года) – «Байкалфарм» – тоже полон оптимизма. Его рост за минувший год составил свыше 60% – это, как говорят в компании, один из самых высоких показателей по ликероводочной отрасли не только в России, но и в мире. Если в 2006 году предприятием было произведено 1,15 млн дал, то в 2007 году – 1,85 млн дал продукции. По словам генерального директора ОАО «Байкалфарм» Михаила Матханова, объем инвестиций в производство в 2007 году составил 84 млн рублей – компания купила новые линии по розливу и оборудование для фильтрационного цеха. В соответствии с инвестиционной программой на этот год «Байкалфарм» собирается вложить в развитие производственных мощностей еще около 200 млн рублей и в 2008 году планирует выпустить 3 млн дал ликероводочной продукции. Однако поперек бизнеса сибирских производителей становится дешевая казахская водка, которая не сильно дорожает после нелегального пересечения границы. По информации ИА amic.ru, только на Алтае ежемесячно реализуется от 100 до 150 тысяч литров казахской водки. При этом, по словам начальника алтайской таможни Александра Каширского, на сегодняшний день по официальным каналам через таможенные посты из Казахстана в край не поступило ни одного литра алкогольной продукции. Известно, что в Казахстане, граница с которым, кстати, довольно прозрачная, бутылка беленькой стоит 20–30 руб. В Сибири ее легко можно купить за 50 руб. Понятно, что российские заводы позволить себе таких цен на легальную продукцию не могут. Вот и покупают сибиряки, особенно на селе, «импортную» дешевку. На границе Омской области даже открыли магазин по продажам казахстанского алкоголя. И пограничники только разводят руками: им нечего предъявить автомобилистам, ввозящим не больше 4 бутылок 40-градусной. Местные власти пока не придумали эффективного способа борьбы с казахстанским наплывом. Потребителей убеждают в том, что следует доверять качеству только легальной продукции. Качество же алкоголя в некоторых регионах, между прочим, подтверждают дополнительно. Например, в Кузбассе с 2006 года функционирует некоммерческое партнерство «Кузбасский алкогольный союз «Гарантия качества», в числе учредителей которого – региональные подразделения «ФормулыХолдинг». На каждой бутылке, продаваемой в Кузбассе, стоит знак союза, который выступает гарантом качества продукта. Подобная система действует и в Красноярске, где есть «Енисейская алкогольная ассоциация». Впрочем, крупные производители к подобным гарантиям относятся скептически. Да и уровень нелегальной продукции, бича отечественного алкогольного рынка, существенно снизить таким способом пока не удается. Однако Сибирь, как и всю Россию, здорово поддерживает патриотизм – любовь жителей к продуктам «родных» заводов. Марина Кирпичевская www.alkogol.com

Назад к списку
Поиск: