Пустая канистра

23 июля 2008
Рост цен на бензин выгоден прежде всего российским чиновникам Не так давно госкомпания “Роснефть”, занимающая на рынке Бурятии доминирующее положение, в очередной раз подняла оптовые цены в среднем на тысячу рублей за тонну ГСМ. А на этой неделе, по данным информированных источников, ожидается очередное повышение оптовых цен, что приведет к росту цен и в рознице. Последнее повышение было совсем недавно - 14 июля, когда на АЗС “Роснефти” в Улан-Удэ ценники переписали до 28 рублей 50 копеек за литр самого ходового бензина А-92. Что стало вторым за месяц повышением стоимости 92-го в Улан-Удэ. Напомним, что еще этой зимой бензин стоил 20 рублей за литр. В сельских районах топливо продается еще дороже. Кроме малочисленного митинга “Золотая канистра”, в котором приняли участие коммунисты и водители независимых маршрутных такси, жители республики почти не выражают свой протест. Люди лишь используют непечатные выражения, когда оплачивают на автозаправках подорожавшее топливо. До организованного выступления против серийного повышения цен народ пока не созрел. В госкомпании “Роснефть” в обосновании подорожания стоимости кивают на растущие мировые цены на нефть. Однако это не аргумент для тех, кто считает, что богатая углеводородами страна в мире может позволить себе не гнаться за нефтяными спекулянтами. И поддерживать свое производство и своих граждан. Ведь увеличение цены топлива приводит к росту стоимости доставки тех же хлеба и молока до прилавков, а это значит, что страдают не владельцы прожорливых внедорожников (для них как раз рост цен не влияет), а пенсионеры, люди с невысокими доходами. Например, этим летом значительно сократилось число граждан, использующих свои автомобили для сезонных выездов на дачи. Да и представители так называемого среднего класса (использующие в основном подержанные японские иномарки) все чаще ставят машины на прикол и переходят на использование общественного транспорта. Так скоро мы рискуем пересесть на лошадей и верблюдов. Как считают эксперты, рост цен на оптовые партии ГСМ, поставляемые с принадлежащей “Роснефти” Ангарской нефтехимической компании, на руку тем, кто стремится вытеснить независимую розницу. Прежде всего, через скупку активов, испытывающих проблемы с ликвидностью небольших сетей АЗС. Ведь снижать рентабельность бесконечно они не могут, в отличие от крупных компаний. В Иркутской области этот процесс уже начался. Причем самое печальное, что рост цен в Бурятии может продолжиться. И до конца года, если темпы подорожания сохранятся, литр 92-го будет стоить 40 рублей. Данный сценарий вполне может воплотиться в реальность, поскольку сегодня в литре бензина почти 60% занимают акцизы, которые идут в бюджет. Таким образом, чиновникам выгоден рост цен, поскольку это приводит к увеличению денежных потоков в казну. А дальше тот же глава российского минфина г-н Кудрин размещает полученные сверхдоходы от топливных акцизов в американские ипотечные облигации, которые на фоне непрекращающегося жилищного кризиса в США регулярно снижают свою стоимость. Кстати, снизить топливные акцизы чиновники обещают не раньше 2009 года. Дмитрий РОДИОНОВ

Назад к списку
Поиск: