Новый опыт работы в довузовском профобразовании Бурятии получил всероссийское признание

27 октября 2009
Кадровый прорыв Реальный сектор экономики нуждается в квалифицированных кадрах. Те, кто массово готовит кадры, нуждается в конкретной помощи этого сектора. Государство взялось соединить воедино ради всеобщего блага интересы бизнеса и профобразования, как два разошедшихся за годы перестройки полюса. В рамках приоритетного нацпроекта в минобразования и науки РБ была разработана пятилетняя программа развития довузовского профессионального образования. Решение застарелой проблемы соответствия качества подготовки реальным запросам местной промышленности начало обретать конкретные контуры. Причем первые результаты заявленных реформ оказались настолько успешны, что были заслушаны на недавней ежегодной межрегиональной научно-практической конференции работников начального и среднего профобразования (г. Москва) наряду с опытом работы таких лидеров российского профобразования, как Республика Татарстан, Чувашия, Московская область. По сути впервые после Байкальского образовательного форума наши педагоги имели честь представить результаты своей работы на суд всей страны и удостоиться самой высокой оценки. О чем шла речь на конференции, какой будет завтра в республике система довузовского профобразования, мы беседуем с начальником отдела начального и среднего профессионального образования министерства образования и науки РБ Виктором Тютриным. — Виктор Иванович, в чем суть реформы и что удалось сделать? — Упомянутая программа стартовала с 1 января 2008 года и планирует завершиться в 2012 году. Речь о подготовке нашей системой профобразования специалистов не вообще, как это было в советское время, а для конкретных бизнес-сообществ, секторов действующего рынка. Отойти от выполнения привычной социальной функции (учить, кормить, одевать и воспитывать молодежь) и направить всю энергию на исполнение первостепенной для образования миссии — обеспечить нужду экономики в квалифицированных рабочих кадрах и специалистах. Научным сопровождением этой работы в течение последних трех лет успешно занимается лаборатория федерального института развития образования (научный руководитель М.Н.Никитин). Путь решения проблемы состоял в создании в сети профобразования ресурсных центров. Ресурсные центры — это учебные полигоны, созданные на базе одного или нескольких учебных заведений и ориентированные на отдельные направления рынка, где дети будут обучаться ремеслу на технологическом процессе, осваивать практические навыки конкретных специальностей в отдельном рыночном сегменте. Была поставлена задача организовать ресурсные центры по таким основным направлениям экономического развития Бурятии, как металлообработка, строительство и ЖКХ, агропромышленный комплекс, туризм, пищевая и перерабатывающая промышленность, сфера обслуживания, лесная и лесоперерабатывающая промышленность, автомобильный и железнодорожный транспорт. Самое сложное было вовлечь во все это дело бизнес. Помог нацпроект, который побудил бизнес-сообщество к созданию таких ресурсных центров на условиях государственного софинансирования. Его суть в том, что государство безвозмездно выделяло ровно столько средств, сколько бизнес готов был “пожертвовать” для создания в учебном заведении такого полигона. Причем содержание и эксплуатация полигона отдавались на откуп этому же предприятию, с тем условием, что студенты станут полноценными участниками производственного процесса, будут работать именно на этом оборудовании. — И это сработало? — При поддержке президента РБ В.В.Наговицына, Народного Хурала, торгово-промышленной палаты, союза промышленников и предпринимателей, глав администраций сельских районов училища и техникумы начали участвовать в федеральном конкурсе нацпроекта “О мерах государственной поддержки подготовки рабочих кадров и специалистов для высокотехнологичных производств в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования”. В 2007 году профессиональный лицей №15 стал первым победителем конкурса. Здесь был создан ресурсный центр подготовки высококвалифицированных кадров для строительной отрасли региона. На 21,5 млн. рублей федерального бюджета и такой же суммы привлеченных средств заинтересованного бизнеса училищу удалось закупить современнейшую дорожно-строительную технику, аналога которой на тот момент в республике не было. Эта техника не только увеличила производственные показатели наших предприятий, она позволила ребятам освоить профессию в деле, получить такие навыки и умения, с которыми легко найти рабочее место на любом строительном производстве. На базе профучилища №18 был создан ресурсный центр по подготовке других рабочих кадров строительного профиля с господдержкой в 27 млн. руб. и таких же вложений от ООО “Стамстрой”. Направление развития — производство деталей для малоэтажной застройки. Дважды становился победителем нацпроекта Улан-Удэнский инженерно-педагогический колледж, где создано несколько ресурсных центров. Совместно с ОАО “Бурятзолото” организована подготовка кадров для горнодобывающей промышленности региона, с Улан-Удэнским авиазаводом разработан проект “Расширение функциональных возможностей существующего оборудования с использованием технологий фирмы “Сименс” и других”. Профессиональное училище №8 выиграло грант по созданию на своей базе мини-завода по производству колбасы и колбасных изделий, уже закуплено современное импортное оборудование, которое начнет работать в ближайшем будущем. — Отрадно, что немало ресурсных центров направлено на развитие сельского хозяйства. — Этот год стал прорывом для наших сельских районов. Три профучилища (ПУ №5 с. Новоильинск, ПУ №18 п. Хоронхой, ПУ №29 с. Петропавловка) получили 76,5 млн. руб. из федерального бюджета на условиях равного софинансирования за счет средств социальных партнеров. Хочу отметить: в роли партнеров на сей раз выступил не бизнес, а муниципальная власть, администрации Заиграевского, Джидинского, Кяхтинского районов. Ресурсный центр профучилища №29 — это мини-ферма, где в настоящее время идет установка современного импортного высокотехнологичного оборудования по производству молока. Будут осваивать сельскохозяйственное дело студенты профучилища №5 с. Новоильинск, где также уже закуплено оборудование, выделена земля и прочие ресурсы. Настоящие итоги реформ подведет за нас время, но уже сейчас ясно: наше довузовское профобразование пережило самый тяжелый период перелома. Первые решительные шаги к новой системе подготовки востребованных рыночной экономикой кадров сделаны, процесс пошел.

Назад к списку
Поиск: