На пути к «Нашей новой школе»

12 августа 2009
Байкальский образовательный форум, проводимый в Бурятии впервые, показал, что у республики есть наработки, способные стать основой для создания федеральных моделей. Бурятия готовится стать «пилотной площадкой» Церемония открытия форума прошла в новом здании Русского драматического театра. Перед торжественным открытием форума в холле работала выставка «Бурятия: территория инноваций в образовании». На ней гости форума смогли познакомиться с успехами, которых республика достигла в процессе реализации национального проекта «Образование». О своих достижениях и проектах рассказали лучшие школы Бурятии. Были представлены современные технологии, которые учителя могут использовать при обучении современных школьников и студентов. Перед началом первого пленарного заседания министр образования и науки Бурятии Алдар Дамдинов провел экскурсию по выставке для почётных гостей форума. Открыл форум президент Бурятии Вячеслав Наговицын, выступивший с основным докладом «Байкальский образовательный форум – площадка для проектирования будущего». Он отметил, что в Бурятии уже несколько лет реализуется комплексный проект модернизации образования. «Директора школ стали настоящими менеджерами образования, - отметил глава республики. – Появление принципа «Деньги следуют за учеником», привело к конкуренции как внутри школ, так и между школами». Однако, несмотря на отдельные успехи в Бурятии и других регионах, существующая система образования отстала от преобразований в стране и не отвечает современным требованиям, подчеркнул Наговицын». Поэтому, по словам президента, необходимо построить «нашу новую школу», и одной из целей этого форума как раз и стала разработка рекомендаций по созданию таковой. По его мнению, нужно срочно выработать критерии оценки качества образования. А Бурятия готова стать пилотной площадкой по отработке модели «Наша новая школа», о необходимости реализации которой недавно говорил президент России Дмитрий Медведев Как учить учителей Вопрос о кадровом обеспечении образовательного процесса остается одним из наиболее актуальных в современной образовательной системе. Этой теме была посвящена работа секции «Кадровые условия достижения целей «Нашей новой школы». Аудитория собрала специалистов высшего уровня, непосредственно отвечающих за подготовку квалифицированных педагогических кадров: министров и заместителей министров, ректоров и ведущих специалистов Институтов повышения квалификации работников образования (ИПКРО) из многих регионов России. Неудивительно, что главной темой стала реформа системы повышения квалификации и переподготовки (СПКиП) работников образования. На обсуждение представлена модель модернизации системы повышения квалификации, предполагающая пять направлений. В частности это реформирование региональной организационной модели повышения квалификации в направлении ее децентрализации, определение требований к организации и осуществлению образовательного процесса (индивидуализация программ повышения квалификации), формирование нового порядка итоговой аттестации педагогических и руководящих работников общеобразовательных учреждений, формирование регионального мониторинга. Развитие СПКиП происходит в условиях рыночной экономики. Поэтому особо острое обсуждение разгорелось в отношении пятого направления – реформирования системы финансово-экономического обеспечения. В его основу заложены принципы нормативно-подушевого финансирования. Смещение приоритета в подготовке педагогических кадров в сторону децентрализации требует разработки соответствующих формул расчета объемов средств на обеспечение СПКиП из региональных бюджетов, а также объемов субвенций из федерального и региональных бюджетов в муниципальные образования. В обсуждении темы применительно к качеству образования прозвучала фраза: «Мы вынуждены констатировать, что деньги стали инструментом формирования качества». Модель, о которой идет речь, разработана в Бурятии. В ходе обсуждения выявлены некоторые моменты, требующие доработки. В случае успешной доработки представители многих регионов высказали намерение использовать такую модель. В перспективе она может стать основой для создания единой федеральной модели СПКиП. Инвестиционное образование Становление институтов участия общественности в управлении образованием происходит в течение последних лет. Сегодня уже становится нормой участие управляющих советов школ в распределении стимулирующей части фонда оплаты труда, аккредитации образовательных учреждений, наблюдении за ходом проведения ЕГЭ и др. Вместе с тем участие местных сообществ в реализации образовательной программы школы пока не стало нормой. В секции «Социальные эффекты нового качества образования» также обсуждались ключевые вопросы. Экономический механизм обеспечения нового качества образования - закрепление всех видов деятельности учителя и руководителя образовательного учебного заведения в базовой части заработной платы, реальной результативности учителя в стимулирующей части и новая методика расчета норматива. Акцент делался на экономическое стимулирование работы учителя именно с вне-учебными достижениями детей, что, по мнению большинства участников является ключом к достижению нового современного качества образования. И это требует дополнительного образования учащихся. Также решались вопросы в сфере аттестации педагогов и аккредитации учебных заведений. И все эти процессы должны происходить с активным привлечением экспертов. Это является полем для выстраивания социального партнерства – власти, бизнеса и работников образования. Третья немаловажная проблема - проблема социального партнерства, особенно бизнеса и образования. Общий вектор обсуждения взаимодействия был направлен на то, чтобы построить взаимодействие так, чтобы сферу образования превратить из затратной в инвестиционную и создать такие условия для бизнеса, которые мотивировали бы его вкладываться в систему образования. Целью такого взаимодействия является повышение эффективности как системы образования так и бизнеса. Итогом Байкальского образовательного форума стало соглашение о сотрудничестве между тремя регионами. Забайкальский край, Бурятия и Иркутская область создали трёхсторонний консультативный Совет по общему и профессиональному образованию. Совет, сформированный министерствами образования трёх субъектов Федерации, займётся выработкой согласованной политики в области образования и программами межрегионального сотрудничества в этой сфере. Более 600 участников - учителей, экспертов, руководителей в сфере образования, политиков из 24 регионов России, а также делегации Монголии и Китая обсуждали вопросы и перспективы развития образования в Бурятии.

Назад к списку
Поиск: