Альтернативы инновационному развитию нет

12 августа 2009
Программа повышения эффективности системы начального и среднего профобразования республики, представленная на Всероссийском Байкальском образовательном форуме, заинтересовала другие регионы, которые намерены перенимать инновационный опыт Бурятии. Система начального и среднего образования в Бурятии переводится на кардинально новые принципы. Все образовательные учреждения среднего и начального профессионального образования в республике к 2015 году будут реорганизованы в статус автономных. А учить студентов в системе НПО и СПО будут на основе «государственно-частного партнерства». И это далеко не единственные преобразования, которые будут внедрены с целью более продуктивного функционирования сети образовательных учреждений в Бурятии. 15 потерянных лет Не секрет, что современное состояние системы начального и среднего профессионального образования требует конкретных мер по ее дальнейшему развитию. Президент РФ Дмитрий Медведев на встрече с Российским Союзом промышленников и предпринимателей признался, что «это тема, которой государство не занималось, по сути, 15 лет». На Байкальском образовательном форуме эта проблема обсуждалась детально. Как объяснил Михаил Никитин, профессор, доктор педагогических наук, руководитель Центра профессионального и личностного развития научных и педагогических кадров Федерального института развития образования, существуют внешние угрозы для формирования довузовского профессионального образования. Главная опасность связана с пресловутой демографической ямой и тем, что обучение в довузовской системе профессионального образования считается не престижным. — По данным общероссийских социологических опросов, 80% от общего количества выпускников предпочитают «корочку» о получении высшего образования, — отметил Михаил Никитин. При этом зачастую абитуриенты переоценивают свои возможности и после получения очередного диплома экономиста, менеджера или юриста встают за прилавок в магазине или на рынке в качестве продавца, потому что оказываются невостребованными на рынке по своей «престижной» специальности. С другой стороны, реально ощутим дефицит трудовых ресурсов. Несоответствие спроса и предложения трудовых ресурсов — еще одна проблема. Об этих тенденциях и о своем видении того, как можно решить данные проблемы, говорил на открытии Байкальского образовательного форума президент республики Вячеслав Наговицын: — Для того чтоб выпускники были востребованы экономикой, местным рынком труда, необходимо увязать систему профориентации с государственным заказом на подготовку. Заказ на подготовку должен формироваться на несколько лет вперед. И готовить нужно специалистов по сквозной системе обучения: школа—техникум—вуз. Без выезда с места проживания и с гарантированным трудоустройством — это так называемая целевая контрактная подготовка специалистов, — заявил президент. По статистике, в Бурятии из 100 человек, прошедших систему начального профессионального образования, устроились работать по специальности лишь 58. В среднем профессиональном образовании картина такая же: находят место работы по специальности лишь 58 выпускников из 100. Из выпускников вузов находят работу в среднем 69 человек. Остальные либо продолжают обучение на следующей ступени профобразования, либо призываются в ряды Вооруженных сил РФ, либо работают не по специальности, либо пополняют армию безработных. Именно по этим причинам создание эффективной модели развития профессионального образования, превращения его в ресурс социально-экономического развития, на основе сотрудничества системы образования, власти, бизнеса и местного сообщества является на сегодняшний день стратегической целью. Министерством образования и науки РБ проводится комплекс мероприятий по формированию оптимальной системы профессионального образования. Одним из эффективных механизмов развития системы НПО и СПО является создание кластерной модели подготовки рабочих кадров и специалистов по приоритетным направлениям развития республики. Образовательные кластеры — это объединения во главе с ведущим отраслевым вузом учреждений начального и среднего профессионального образования, профильных школ, базовых предприятий, основных заказчиков, потребителей, специалистов, причем главным действующим лицом является бизнес. К 2015 году система довузовского профессионального образования будет представлена следующей структурой: – 7—12 образовательных комплексов кластерного типа по приоритетным направлениям развития экономики; – 3 кластера социального направления (образование, здравоохранение, культура); – 12 ресурсных центров (учебных полигонов). Этапы реформы Реализация данной стратегии рассчитана на три этапа. 2008—2010 годы — организационно-подготовительный этап. Интеграция учреждений начального и среднего профессионального образования по горизонтали, произошло сокращение сети учреждений начального профессионального образования с 36 до 19. С этой целью в 2007—08 годах реорганизовано 19 учебных заведений начального и среднего профессионального образования. 2010—2012 годы — основной этап. Интеграция учреждений начального и среднего профессионального образования по вертикали. 2012—2015 годы — внедрение и распространение результатов, полученных на предыдущих этапах, переход в режим устойчивого развития системы довузовского профессионального образования. Переход учреждений профобразования в автономные учреждения. Примером формирующегося образовательного кластера для подготовки специалистов транспортно-логистической системы в Республике Бурятия является Улан-Удэнский институт железнодорожного транспорта, развитие которого стало возможным при поддержке партнера — базового предприятия Восточно-Сибирской железной дороги. Система многоуровневого непрерывного образования в Улан-Удэнском колледже железнодорожного транспорта существует около 15 лет. На сегодняшний день подготовка специалистов ведется по 4-ступенчатой системе: лицей—техникум—колледж—институт. Ежегодно в марте организуется распределение, с привлечением структурных подразделений ОАО «РЖД», студентов 4-го курса на рабочие места, что позволяет трудоустроить 100% выпускников колледжа. Работодатели заранее информируют выпускников о заработной плате, месте проживания и специфике работы. — Наша задача сегодня — создать в каждом районе многоуровневый, многопрофильный образовательный комплекс (или ресурсный центр), который станет центром профессионального образования в районе, организует сетевое взаимодействие со всеми школами района по профильному, предпрофессиональному и профессиональному обучению школьников, организует краткосрочную подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочих кадров и безработных района, в первую очередь обеспечивая потребности экономики района как в рабочих кадрах, так и в специалистах среднего звена, — говорит заместитель министра образования и науки республики Валерий Сергеев. Такие образовательные комплексы уже созданы в 7 сельских районах республики, в настоящее время создаются еще в 7 районах. А в Кабанском районе на базе Каменского техникума строительства и предпринимательства идет эксперимент по интеграции общего, начального профессионального и среднего профессионального образования. Будущие кластеры В настоящее время формируются элементы образовательных кластеров по приоритетным направлениям развития экономики республики: — сельскохозяйственного направления — на базе Бурятского республиканского агротехнического техникума, организованного в результате интеграции трех учреждений НПО и одного учреждения СПО; — машиностроительного направления — на базе Бурятского республиканского индустриального техникума, организованного путем объединения трех учреждений НПО и одного СПО; — горнодобывающего направления — на базе Улан-Удэнского инженерно-педагогического колледжа; — туристского направления — путем слияния четырех учреждений НПО, СПО и создания Байкальского колледжа туризма и экологосберегающих технологий, а также создание республиканского Центра по организации молодежного и студенческого туризма на Байкале, с использованием учебно-материальной базы учреждений НПО, СПО, открытие представительств учебных заведений в районах, прилегающих к озеру Байкал (Баргузинский, Прибайкальский, Кабанский); — строительного направления — путем слияния четырех учреждений НПО и создания Бурятского техникума строительных и промышленных технологий. При этом планируется, что заказывать специалистов и оплачивать их обучение не всегда будет государственный бюджет. За обучение части из них может платить, к примеру, какой-то конкретный предприниматель или любой другой работодатель, которому необходим соответствующий специалист. — Кто заказчик, того и деньги, — замечает Михаил Никитин. — Это может быть как государственный образовательный заказ, так и муниципальный, отраслевой, корпоративный, предпринимательский и частный. Совсем необязательно, что государство за счет бюджетных денег будет готовить, к примеру, электрогазосварщика 6-го разряда. Этот специалист нужен не государству, он больше нужен работодателю. Таким образом, важно, чтобы предприятия и организации тоже активно втягивались в процесс воспроизводства необходимой им рабочей силы. Новый уровень подготовки — Перед нами стоит задача совместными усилиями государства и бизнеса перейти на новый качественный уровень подготовки рабочих кадров и специалистов, которые нужны для перехода на инновационную экономику. Для этого необходимо отработать механизмы взаимодействия системы профессионального образования, бизнеса и общественных институтов, сформировать систему государственного заказа на основе прогнозирования перспективных потребностей рынка труда и новые механизмы финансирования, — уверены в министерстве образования и науки Республики Бурятия. Гости форума, приехавшие в Бурятию даже из таких удаленных от нас и продвинутых регионов России, как Калининградская область и Красноярский край, отметили, что полученная ими на берегах Байкала информация станет существенной помощью в разработке нормативно-правовой базы для внедрения назревших и столь необходимых реформ и в их регионах. Они считают, что системе образования Бурятии действительно есть что показать и чему научить.

Назад к списку
Поиск: