2010 год в России объявлен Годом учителя

23 декабря 2009
На пути к «Новой школе» Уходит в прошлое система образования, отвечавшая запросам советского государства. Новое общество диктует школе новые требования. Свои коррективы вносит и мировой экономический кризис. Что собой представляет в республике система образования сегодня, каких результатов удалось достичь и что ожидает её в будущем? Об этом «АиФ» рассказывают ведущие специалисты министерства образования и науки Республики Бурятия. Слово министру В этом году в республике завершается реализация значимых программ, в том числе комплексного проекта модернизации образования (КПМО). Как отметил министр образования и науки РБ Алдар Дамдинов, за три года реализации проекта многое удалось сделать, в частности принят ряд законопроектов, которые будут реализовываться в ближайшее время. Внедрено подушевое финансирование, введена новая система оплаты труда, развивается сеть образовательных учреждений. Однако предстоит решить сложную задачу качественного многоаспектного анализа реформ, их эффектов на долголетнюю перспективу. Как считает Алдар Валерьевич, одним из важнейших достижений КПМО стало то, что система образования стала более открытой. Подтверждение тому - Законопроект о государственно-общественном управлении, который будет принят в следующем году. - Управляющие советы смогут активно участвовать в жизни школы и не только в распределении стимулирующей оплаты, но и в развитии стратегии образовательных учреждений», - уверен министр. Кроме этого, новый закон позволит регламентировать возможность участия не только родителей и педагогов, но и представителей бизнеса, общественных организаций, которые и школе будут помогать, и делать заказы для подготовки выпускников. А значит, наш ребенок, выходя из стен школы, будет готов к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. В итоге выигрывают все: и ребёнок, и школа, и государство. Немало споров в последние годы вызывало введение в школах новой системы оплаты труда. Однако, как показало время, доходы педагогов, действительно повысились. Сегодня неплохо зарабатывают в первую очередь те, кто выдаёт наиболее высокое качество образования, вносит наибольший вклад в развитие системы образования. «По данным на 1 января 2009, рост заработной платы составил 29%. В этом году итоги мы еще не подводили, но уверены, что также будет увеличение», - констатирует министр. Есть и другие положительные моменты. В частности, существенно изменилась материально-техническая база школ: появились новые кабинеты физики, химии, биологии, лингафонные кабинеты, обновился автобусный парк. Все школы республики на сегодня подключены к Интернету. Хотя, как признался министр, не везде его качество соответствующее, но работа в этом направлении ведётся. Требует доработки существующая система итоговой аттестации. Пока она не отражает достижения выпускниками ключевых компетентностей и позитивного социального опыта, необходимых человеку в современном мире. Устарела и не учитывает современных требований величина и структура учебных расходов. Необходима разработка механизмов оплаты всех видов деятельности учителя из базовой части ФОТ. В настоящее время стоимость услуги в образовании сильно занижена. В общем, проблем много, но они решаются. Уроки он-лайн Несмотря на то, что сам проект КПМО заканчивается, Бурятия по-прежнему имеет все шансы стать пилотом в новом образовательном проекте. Этому способствует и президентская инициатива «Наша новая школа», которая будет реализовываться только в тех регионах, где уже внедрены проекты модернизации образования. Сегодня республика одна из первых в стране инициирует новый важный проект по комплексной оценке эффективности региональной системы образования. Уже сейчас субъекты, участвующие в КПМО, находятся в сети. Система КОЭРСО предоставляет большие возможности онлайновой методики сбора данных по индикаторам и показателям. Зайдя на сайт, любой человек может получить информацию о школе: её кадровом составе, финансовом состоянии, динамике и перспективах развития. Ожидается, что КОЭРСО станет не только инструментом стратегического планирования развития республиканской системы образования, но и добавит дополнительные аргументы для увеличения финансирования. Ещё одно из перспективных направлений развития школы - переход на автономную организационно-правовую форму, в республике уже существует позитивный опыт в этом направлении. Весь этот период остро стоял вопрос о скоропалительном закрытии малокомплектных школ. «Благодаря политической воле президента и правительства РБ в закон об образовании внесены изменения, которые нормативно защитили эти школы», - рассказывает Алдар Валерьевич. Однако на лицо другая проблема - детей рождается меньше, сёла и посёлки закрываются. В некоторых школах, к примеру, нет учителей английского языка. Разорвать этот гордиев узел, по мнению министра, смогут проекты, разновозрастного обучения и дистанционного обучения. Так, в 2010 году на базе нескольких районных школ будут созданы образовательные центры, которые при помощи Интернет-технологий соединят 6-8 малокомплектных школ из отдалённых районов республики. Уроки сельским ученикам в режиме реального времени будут преподавать лучшие педагоги.

Назад к списку
Поиск: