Образование – приоритетное направление

24 декабря 2009
Сегодня образование становится приоритетным направлением национальной политики, конкурентоспособность образования внутри страны и в мире – все это волнует не только педагогов, но и фундаментальную науку, наших промышленников и, конечно, общество в целом. - Алдар Валерьевич, правильно ли утверждать, что реализация комплексного проекта модернизации образования в Бурятии завершена? - Три последних года в рамках эксперимента, в числе 31 региона Российской Федерации, в нашей республике реализовывался Комплексный проект модернизации образования. Теперь предстоит провести качественный анализ реформ во всех аспектах и тот эффект, который они принесут в долголетней перспективе. В республике произошла модернизация основных институтов образовательной политики: введено нормативное подушевое финансирование, реализуется принцип «деньги следуют за учеником»; введена система оплаты труда, основанная на оплате разных видов учительской деятельности, а не только уроков, разделен фонд оплаты труда на базовую и стимулирующую части; школьные советы принимают активное участие в оценке труда учителя и распределении стимулирующей части фонда оплаты труда. Система оценки качества образования должна быть основана на уровне компетентностного развития и объеме усвоенных знаний. При этом ЕГЭ остается, наряду с другими формами аттестации, системным элементом оценки образования. Сбалансированная сеть образовательных учреждений: тщательнейшее обследование школьных зданий и честная экспертиза качества образования в каждой школе, здания, в которых детям находиться опасно. Школы, которые не дают качественного образования, должны быть закрыты. Гражданские институты на школьном, муниципальном и региональном уровнях должны стать равноправными институтами образовательной политики и управления школой. Управление, мониторинг и школьная отчетность должны стать цифровыми: получение любой формы отчетности – справка или проведение проверки – происходит через электронные форматы вплоть до лицензирования и аккредитационных процедур. Это предварительные, я бы сказал, промежуточные итоги реализации КПМО в Республике Бурятия. - Насколько можно судить по оценкам независимых экспертов, внедрение КПМО в Бурятии оценивается очень высоко и на федеральном уровне. Какими будут следующие шаги в модернизации системы образования? - Мы видим, насколько необходимы преемственное продолжение и углубление проекта. Формульное финансирование, оплата труда, ориентированная на результат, сбалансированная сеть учреждений и кадровый корпус, влиятельные гражданские институты и цифровой характер управления, отчетности и мониторинга – это институциональный минимум, фундамент, на котором можно строить нашу новую школу. Формульное финансирование обеспечивает равный доступ всех к качественным образовательным услугам. Вместе с тем, необходимо достичь достаточного объема субвенций, рассчитанных на основе норматива при уменьшении численности учащихся; доведения средств по нормативу до уровня общеобразовательных учреждений в условиях их финансово-хозяйственной самостоятельности; финансирования по нормативу дистанционных образовательных программ учащихся, проживающих в малонаселенных, труднодоступных районах, так как финансирование малокомплектных школ по повышенному нормативу не приводит к повышению качества образования. Мы планируем реализовать проект «Становление системы открытого электронного образовательного рейтинга муниципалитетов и школ», который позволит распределять финансовые средства по итогам результативности деятельности. Существующая система распределения полномочий между субъектами федерации и муниципальными образованиями в области образования приводит к неэффективности расходования бюджетных средств. Необходимо изменение указанной системы распределения полномочий. - Невозможно не коснуться больного вопроса о заработной плате учителей. Ведь многие учителя и педагогические профсоюзы настаивали на том, чтобы вернуться к единой тарификационной сетке, мотивируя это тем, что вопреки обещаниям правительства зарплата учителей стала меньше. Мы провели проверку, подняли ведомости за последние три года. Есть данные по каждой фамилии. Зарплата у всех учителей выросла. Почему же они недовольны? Оказывается, им неприятно, что их труд теперь оценивают коллеги, ученики, родители. Мол, раньше государство платило - пусть мало, зато всем одинаково. И не было никаких проблем. Но работают-то все по-разному! У одного учителя дети сидят на уроке, открыв рты, а у другого - скучают. Кто-то готов тратить личное время на организацию интересных внеклассных мероприятий, а кто-то не станет этим заниматься. И уравниловка в этом случае недопустима. Вот для того, чтобы поощрять добросовестный труд, создана новая система оплаты труда, учитывающая конкретные достижения конкретного педагога. Да, далеко не во всех школах она пока нормально работает. Но дело не в самой системе, а в гражданской незрелости общества, как ни странно это прозвучит. Ведь, чтобы принять решение о выплате премиальных, необходимо создать некий совещательный орган, куда должны войти, кроме представителей педколлектива, и родители. А они, как известно, в школе редкие гости. Как убедить мам и пап раз в месяц вникать в тонкости педагогического процесса? Это ведь не просто "посидел-послушал", это серьезная работа и большая ответственность. Много ли у нас родителей, готовых взять ее на себя? Мало того. Чтобы механизм начисления стимулирующих выплат был абсолютно прозрачен, каждой школе необходимо создать собственный "прайс", где будет четко прописано: выступление детей на соревнованиях - столько-то рублей, защита методической разработки - столько-то. Тогда всем будет понятно, кто за что получил надбавку. И обойдется без недомолвок и обид, которых так боятся педагоги. Одним словом, во все это нужно вникать. А желающих крайне мало - и в школе, и за ее пределами. Потому как нет еще понимания, что не какой-то дядя сверху, а мы сами должны решать, кому учить наших детей - профессионалам, вкладывающим душу в каждый урок, или тем, кого ни капли не волнует их дальнейшая судьба. Отсюда и все проблемы. Но значит ли это, что мы должны отказаться от новой системы оплаты труда? Не думаю. Ни одно новое дело не идет гладко с самого начала. Есть неудачи, но есть и впечатляющие результаты. Если талантливый учитель стал получать на 13 тысяч больше, чем прежде, - это ведь прекрасно! В этой связи в республике проведены конкурсы учителей и руководителей общеобразовательных учреждений, по итогам которых после процедур всевозможных экспертиз и проверок фискальных органов, из средств республиканского бюджета материально простимулированы победители на общую сумму 75 млн. руб. Тем не менее, необходимо отметить, что половинчатость и несистемность отдельных действий по реализации КПМО усилили неопределенность состояния учителя, не дали в полной мере поддержать лучшую часть работников этой категории и сохранили элементы непрозрачности и уравниловки, что привело к повышению социальной напряженности в отдельных регионах и снижению эффективности расходования бюджетных средств, вложенных в КПМО. Сейчас для учительского корпуса характерны некоторые неприятные признаки, такие как переизбыток кадров (на одного учителя 11 учеников) и крайне низкий уровень ротации кадров (до 20% от общего количества учителей – пенсионеры). Для улучшения качественного состава учительского корпуса необходимо изменить систему аттестации с учетом современных требований; внедрять новые форм и механизмы повышения квалификации; усиливать социальную защиту учительства. - В чем смысл и значение профессионального кодекса учителя, который сейчас разрабатывается? - Практически у каждой общественно значимой профессии есть документ, который определяет этические стандарты и помогает регулировать отрасль. Вопрос оценки эффективности учительского труда остается одним из наиболее сложных, современное образование - не только освоение школьной программы по общеобразовательным предметам. Появляется такое понятие, как «внеучебные компетентности». Исследования показали, что все качества, которые необходимы человеку, чтобы быть успешным в карьере, формируются в начальной школе. То есть именно учитель должен помочь социализироваться, развить коммуникативные и другие качества. Поэтому учительская этика приобретает такое важное значение, что ее следует определенным образом регламентировать. Основным условием повышения эффективности образовательного процесса является укрепление статуса учителя, непрерывное совершенствование профессионального уровня. Не случайно 2010 год объявлен в России Годом учителя. Пополнение учительского корпуса высокопрофессиональными учителями – новаторами оформлено как особый социальный заказ государства, призыв Президента России. Реализация ПНПО и КПМО вскрыла непроявлявшуюся ранее проблему педагогической толерантности, терпимости не только к воспитаннику, но и к коллегам по работе, их достижениям и успехам. Значит, есть необходимость в обсуждении и принятии в педагогических коллективах кодекса учителя, нравственных принципов и ценностей педагогов.

Назад к списку
Поиск: