Образование: итоги и планы

10 февраля 2010
Государственно-общественное управление в образовании играет все более важную роль. Сегодняшнее образование рассматривают не иначе как сферу стратегических инвестиций. Как долгосрочное вложение в человеческий потенциал, способный сделать Бурятию конкурентоспособной и вывести ее на качественно новый уровень. На итоговом заседании Коллегии министерства образования и науки РБ были оглашены результаты работы ведомства по целому ряду направлений. Прошедший год примечателен еще и тем, что на обсуждение промежуточных итогов модернизации образования Бурятия пригласила практически всю страну. Байкальский образовательный форум показал: республиканская система образования в России ассоциируется с инновационными подходами, смелыми наработками и очень талантливой молодежью. В своем докладе министр образования и науки РБ Алдар Дамдинов большое внимание уделил результатам ЕГЭ, завершившегося в прошлом году комплексного проекта модернизации образования (КПМО) и возросшей роли общественности в управлении образованием. Как показали социологические исследования, именно общественность наиболее позитивно восприняла перевод государственной аттестации школьников в форму единого госэкзамена. В прошлом году ЕГЭ сдавало почти 92 % всех выпускников, не считая учащихся начального и среднего профобразования и выпускников прошлых лет. Практически по всем предметам наблюдалась положительная динамика в общеобразовательной подготовке выпускников. Количество неудовлетворительных баллов снизилось по всем предметам, кроме литературы. Более того, сравнительный анализ данных ЕГЭ по стране показал, что процент учащихся Бурятии, не преодолевших минимальный порог, ниже общероссийского показателя. Все чаще говорится сегодня о качестве образования, запросах общества и непростой адаптации школы к новым условиям, новым экономическим механизмам, на что и направлены приоритетный нацпроект и КПМО (2007 – 2009 гг.). Введение новой системы оплаты труда педагогов, переход всех школ на подушевое финансирование и другие меры способствовали качественным изменениям в школе. Достаточно сказать, что средняя заработная плата учителя до начала проекта составляла 7,8 тыс. рублей, сейчас – 12,25 тыс. рублей. Повысилась информационная открытость школы. Количество школ, имеющих свои сайты, возросло с 15% (2006 г) до 83%. Все школы размещают в сети публичные отчеты о своей деятельности (в 2006 г. это делали только 6% общеобразовательных учебных заведений). В школах сегодня не для бумаги, а для работы созданы управляющие советы, оказывающие реальное влияние на управление образованием. К примеру, представители общественности сегодня участвуют в процедурах лицензирования и аттестации всех школ (в 2006 году такое наблюдалось в 23% школ). И на Коллегии министерства образования и науки РБ, и на итоговом совещании городских учителей впервые родители выступали, анализировали, предлагали идеи на равных с учителями. Именно родители принимали самое активное участие в обсуждении проекта республиканского закона «О государственно – общественном управлении и публичной отчетности в системе образования республики Бурятия», принятие которого ожидается в 2010 году. В наступившем году республика приступает к реализации пяти ключевых направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», в реализации которых родительской общественности уготована самая активная роль. Новая концепция школы отводит ключевую роль и профессионализму учителей, неслучайно начавшийся год объявлен Годом учителя, который призван повысить престиж педагогической профессии.

Назад к списку
Поиск: