Единство правового пространства России

03 марта 2010
Еще в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 23 февраля 1996 г. отмечалось, что принято множество законов, отражающих отраслевые или корпоративные интересы, а самое главное, с низким юридическим качеством, с большим числом противоречий Конституции Российской Федерации, другим принятым ранее законам. Важнейшей основой функционирования федеративного государства в России является единое правовое пространство, которое обеспечивается верховенством федерального закона, и прежде всего федеральной Конституцией. Сохранение единства Российской Федерации является обязательным условием ее существования как суверенного государства. Такие основные принципы единого правового пространства, как верховенство Конституции РФ и федеральных законов, а также действие их на всей территории России, закреплены непосредственно Конституцией РФ. На сегодняшний день основным механизмом обеспечения единства правового пространства является контроль за соответствием юридических норм актов субъектов Российской Федерации юридическим нормам актов более высокой юридической силы, то есть федеральным нормативным правовым актам по предметам ведения Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Контроль за соответствием юридических норм актов субъектов Российской Федерации юридическим нормам актов более высокой юридической силы - эта одна из форм осуществления государственной власти. Субъектами здесь являются Президент Российской Федерации, органы прокуратуры, органы юстиции, суды. Весомый вклад в обеспечение единства правового пространства вносят Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы. Обеспечение единства правового пространства - одно из приоритетных направлений деятельности Минюста России, которое прямо закреплено в Положении о Минюсте России Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 г № 1313. Указом Президента Российской Федерации от 10 августа 2000 г. № 1486 «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации» создан федеральный банк данных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации - федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Его ведение возложено на Министерство юстиции. Регистр включает в себя все нормативные акты субъектов Федерации, экспертные заключения на эти акты, дополнительную информацию - судебные акты, акты органов прокуратуры. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» Минюсту России предоставлена особая роль в обеспечении единого правового пространства Российской Федерации. Минюст России является единственным государственным органом, уполномоченным проводить официальную юридическую экспертизу актов субъектов Российской Федерации на предмет их соответствия федеральному законодательству. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10 августа 2000 г. №1486 «О дополнительных мерах по обеспечению единого правового пространства Российской Федерации» юридической экспертизе подлежат акты, включаемые в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Юридическая экспертиза заключается в правовой оценке формы акта, его содержания, порядка принятия, обнародования (опубликования), а также соответствия акта требованиям юридической техники, в том числе оценке необходимых реквизитов. Кроме того, в рамках реализации Национального плана противодействия коррупции Министерство юстиции Российской Федерации проводит антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов. При выявлении в акте положений, не соответствующих Конституции России и (или) федеральному законодательству, а также коррупционных факторов экспертное заключение для рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений направляется в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принявший акт. Для принятия мер прокурорского реагирования копия экспертного заключения на акт направляется в органы прокуратуры в случае, если орган государственной власти, принявший нормативный правовой акт, не предпринимает мер по приведению его в соответствие с Конституцией Российской Федерации и (или) федеральным законодательством. Повышение эффективности контроля за соответствием нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов более высокой юридической силы невозможно без налаженного механизма взаимодействия между органами юстиции, его осуществляющими, и иными федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, участвующими в нормотворческом процессе, как на федеральном, так и на региональном уровне и напрямую зависит от разнообразия используемых форм взаимодействия. В связи с этим Минюст России использует такие формы взаимодействия как, участие в рабочих группах, комиссиях, комитетах по разработке отдельных проектов законов и иных нормативных правовых актов; согласование проектов нормативных правовых актов органов исполнительной и законодательной власти, оказание методической помощи и другие мероприятия. Таким образом, Минюст России реализует одно из основных направлений своей деятельности, в целях укрепления суверенитета России, защиты прав и свобод человека и гражданина. Специалист - эксперт Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Бурятия А.П. Пинаев

Назад к списку
Поиск: