Обзор законодательства Республики Бурятия в сфере охраны окружающей среды

08 апреля 2010
Республика Бурятия является одним из наиболее красивых регионов Восточной Сибири, обладающий богатым и удивительным разнообразием природы. Действующее республиканское законодательство в сфере охраны окружающей среды направлено на сохранение, защиту от уничтожения и неправомерного использования природных богатств республики. Формирование республиканского законодательства об охране окружающей среды определяется становлением и развитием федеративных отношений и региональной экологической ситуацией, требующей создания правовых механизмов, регулирующих отношения в области охраны окружающей среды, осуществления государственного экологического контроля и обеспечения экологической безопасности на территории Республики Бурятия. На основании пункта «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации законодательство об охране окружающей среды отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В соответствии с частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законодательство в сфере охраны окружающей среды основывается на Конституции РФ и состоит из федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации, законов Республики Бурятия и иных нормативных правовых актов органов государственной власти Республики Бурятия. В настоящее время законодательство Республики Бурятия включает в себя большое количество нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в данной области. Прежде всего, необходимо отметить Конституцию Республики Бурятия, которая закрепляет основные принципы в области охраны окружающей среды. Так, статьей 40 Конституции Республики Бурятия установлено, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Статья 57 закрепляет, что каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к озеру Байкал и другим природным богатствам. Основополагающим в системе республиканского законодательства об охране окружающей среды является Закон Республики Бурятия от 25.11.2005 г. № 1348-III «Об охране окружающей среды в Республике Бурятия», который регулирует отношения, возникающие в области охраны окружающей среды как основы жизни и деятельности народов, проживающих на территории Республики Бурятия, в целях обеспечения их прав на благоприятную окружающую среду. Данный Закон в основной своей части определяет полномочия Народного Хурала РБ (законодательного органа), Правительства Республики Бурятия и компетенцию исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия, которые осуществляют государственное управление в области охраны окружающей среды в Республике Бурятия. Законом Республики Бурятия от 13.10.2005 г. № 1280-III «Об административных правонарушениях» предусмотрена ответственность за совершение административного правонарушения в сфере охраны окружающей среды. Принятый Народным Хуралом Республики Бурятия Закон от 14.03.2008 г. № 94-IV «Об экологической экспертизе в Республике Бурятия» направлен на реализацию конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду. Необходимо отметить, что Постановлением Правительства РБ от 31.07.2009 г. № 301 утверждена Республиканская целевая программа "Экологическая безопасность в Республике Бурятия на 2009 - 2011 годы и на период до 2017 года», целью, которой является обеспечение безопасного состояния окружающей среды. По данным региональной базы федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации принято и действует 165 нормативных правовых актов в данной сфере, из них 25 законов, 109 актов Президента и Правительства Республики Бурятия, 31 акт иных органов государственной власти Республики Бурятия. Таким образом, правовое регулирование в сфере охраны окружающей среды в Республике Бурятия является достаточным и полным. Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Бурятия (далее – Управление) в 2009 году проведена 41 юридическая экспертиза нормативных правовых актов Республики Бурятия, регулирующих отношения в сфере охраны окружающей среды. В результате проведения повторной юридической экспертизы выявлено несоответствие федеральному законодательству в 3 нормативных правовых актах. В Законе Республики Бурятия от 25.11.2005 г. № 1348-III «Об охране окружающей среды в Республике Бурятия» выявлено несоответствие в части утверждения Народным Хуралом Республики Бурятия долгосрочных республиканских целевых программ в области охраны окружающей среды. Законом Республики Бурятия от 16.03.2009 г. № 769-IV «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Бурятия» выявленное противоречие устранено. В Законе Республики Бурятия от 07 сентября 2007 г. № 2455-III «О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд» и в постановлении Правительства Республики Бурятия от 12.10.2007 г. № 315 «Об установлении Порядка заключения договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан» несоответствия федеральному законодательству выявлены в части предоставления гражданами «иных документов» для заключения договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд (данное положение также содержит коррупционный фактор - наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права) и расширенного перечня оснований возврата заявления гражданам о заключении договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд. В целях устранения указанных противоречий федеральному законодательству Управлением направлены письма в адрес Народного Хурала Республики Бурятия и Правительства Республики Бурятия (органы, принявшие нормативные правовые акты), а также в прокуратуру Республики Бурятия. В настоящее время по указанным нормативным правовым актам проводится работа по приведению их в соответствие с федеральным законодательством. По результатам проведения юридической экспертизы в 1 квартале 2010 года рассмотрено 4 нормативных правовых акта в данной сфере правового регулирования, несоответствие федеральному законодательству выявлено в 1 нормативном правовом акте. Это Приказ Министерства природных ресурсов Республики Бурятия от 24 декабря 2009г. №236-ПР «Об утверждении Административного регламента Министерства природных ресурсов Республики Бурятия по исполнению государственной функции по ведению регионального кадастра отходов производства и потребления». Замечание высказано в части направления приказа о классификационном каталоге отходов (о внесении дополнении в ККО) на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации. Вместе с тем, в полномочия Министерства юстиции Российской Федерации не входит регистрация нормативных правовых актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Министерством природных ресурсов Республики Бурятия экспертное заключение рассмотрено, направлен ответ о согласии с доводами, изложенными в экспертном заключении. В настоящее время проект соответствующего приказа находится на стадии разработки. Кроме того, Управлением, в целях обеспечения единства правового пространства, принимается участие в нормотворческой деятельности органов государственной власти. Так, в 2009 году в Управление поступило 4 проекта законов Республики Бурятия в указанной сфере: - «О внесении изменений в статью 2 Закона Республики Бурятия «О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд»; - «О внесении изменений в Закон РБ «О порядке заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений гражданами для собственных нужд»; - «Об исключительных случаях заготовки елей и (или) деревьев других хвойных пород для новогодних праздников на основании договоров купли-продажи лесных насаждений»; - «Об отходах производства и потребления в Республике Бурятия». Указанные проекты законов согласованы без замечаний. В течение 1 квартала текущего года Управлением рассмотрен проект закона «О внесении изменений в статью 2 Закона Республики Бурятия «О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд», высказано замечание юридико-технического характера. Кроме того, проектом закона учитываются замечания Управления, высказанные по результатам повторной юридической экспертизы Закона Республики Бурятия от 07 сентября 2007 г. №2455-III «О порядке и нормативах заготовки гражданами древесины для собственных нужд» (экспертное заключение направлено в Народный Хурал Республики Бурятия исх. № 03-3382/2 от 17.11.2009 г). Таким образом, необходимо отметить, что меры, принимаемые органами государственной власти Республики Бурятия, Управлением в целях устранения противоречий между региональным и федеральным законодательством в сфере охраны окружающей среды, направлены на совершенствование нормативной правовой базы, повышение эффективности законодательства в указанной сфере правоотношений, укрепление единства правового пространства, что в свою очередь, способствует сохранению окружающей среды, рациональному ее использованию и восполнению природных ресурсов.

Назад к списку
Поиск: