Процедура принятия устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования
Процедура принятия устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений в устав муниципального образования (далее – устав, МПА) регулируется Федеральным законом от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ) и может быть условно разделена на 3 этапа.
1 этап. Опубликование (обнародование) проекта устава (МПА)
В соответствии с частью 4 статьи 44 Федерального закона №131-ФЗ проект устава (МПА) не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава (МПА) подлежит официальному опубликованию (обнародованию) с одновременным опубликованием (обнародованием) установленного представительным органом муниципального образования порядка учета предложений по проекту указанного устава (МПА), а также порядка участия граждан в его обсуждении.
В соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон №131-ФЗ Федеральным законом от 27.12.2009г. № 365-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления», не требуется официальное опубликование (обнародование) порядка учета предложений по проекту МПА, а также порядка участия граждан в его обсуждении в случае, если указанные изменения и дополнения вносятся в целях приведения устава в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами.
Несоблюдение минимального 30-ти дневного срока со дня опубликования (обнародования) проекта устава (МПА) до дня принятия устава (МПА) представительным органом муниципального образования является основанием для принятия решения об отказе в государственной регистрации, так как нарушен порядок принятия устава (МПА).
Например, в случае, если проект был опубликован (обнародован) 5 марта, то его принятие представительным органом должно быть не ранее 5 апреля. Кроме того, необходимо учитывать количество дней в месяце, так как, к примеру, февраль содержит 28-29 календарных дней.
В силу статьи 44 Федерального закона №131-ФЗ устав должен определять порядок опубликования (обнародования) устава (МПА), в том числе способ официального опубликования (обнародования) устава (МПА). В качестве способов можно указать следующие: публикация в средствах массовой информации, вывешивание на информационных стендах в организациях и учреждениях, распространение текста в организациях и учреждениях для ознакомления.
2. этап. Проведение публичных слушаний по проекту устава (МПА)
Согласно пункту 1 части 3 статьи 28 Федерального закона №131-ФЗ на публичные слушания должен выноситься проект устава (МПА), кроме случаев, когда изменения в устав вносятся исключительно в целях приведения закрепляемых в уставе вопросов местного значения и полномочий по их решению в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами.
Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется уставом и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний.
Следовательно, вопросы, касающиеся процедуры проведения публичных слушаний, в том числе период времени со дня опубликования (обнародования) проекта, по истечении которого проводятся публичные слушания, должны быть закреплены в муниципальных нормативных правовых актах.
Результаты публичных слушаний могут быть закреплены либо в протоколе их проведения, либо в ином документе (итоговом документе публичных слушаний), содержащем решение об одобрении или отсутствии такового со стороны жителей муниципального образования.
3 этап. Принятие устава (МПА) представительным органом муниципального образования
Конечным этапом в процедуре принятия устава (МПА) является его утверждение на сессии представительного органа муниципального образования.
Порядок проведения сессии представительного органа муниципального образования определяется регламентом данного органа.
Вместе с тем, имеется несколько требований к данному этапу на уровне федерального законодательства.
Во-первых, необходим кворум (правомочность заседания представительного органа), который устанавливается в уставе, но не может быть менее 50 процентов от числа избранных депутатов.
Во-вторых, устав (МПА) принимается большинством в две трети голосов от установленной в уставе численности депутатов представительного органа муниципального образования.
К примеру, согласно уставу представительный орган состоит из 10 депутатов. Соответственно, не менее 7 из них должны присутствовать на заседании сессии и проголосовать за утверждение устава (МПА).
Нарушение установленных требований является основанием для отказа в государственной регистрации устава (МПА), так как налицо нарушение порядка принятия устава (МПА).
Как показывает практика, нарушения в ходе принятия уставов (МПА) встречаются нередко. Так, по результатам 2009 года Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Бурятия принято решение об отказе в государственной регистрации в отношении 11 уставов (МПА), из них в отношении 5 уставов (МПА) в связи с нарушением установленного порядка принятия устава (МПА). По всем отказам в адрес глав муниципальных образований направлены соответствующие письма. В течение 2009 года нарушения устранены, указанные уставы (МПА) были зарегистрированы.
В первом квартале 2010 года решения об отказе в государственной регистрации по указанному основанию не принимались.
В связи с этим, необходимо отметить, что необходимым условием государственной регистрации устава (МПА) наравне с соблюдением федерального и республиканского законодательства является соблюдение норм, регулирующих процедуру принятия устава (МПА).
Ведущий специалист-эксперт
отдела законодательства
субъекта Российской Федерации,
ведения федерального регистра,
регистрации уставов
муниципальных образований Цыремпилова М.А.
Назад к списку