Типичные нарушения, допускаемые некоммерческими организациями при представлении документов для государственной регистрации
В соответствии с приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 21 мая 2009 г. № 147 «Об утверждении Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации и перечня Управлений Министерства юстиции Российской Федерации по субъектам Российской Федерации» Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Бурятия принимает в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, решения о государственной регистрации некоммерческих организаций (в т.ч. общественных, религиозных), осуществляет контроль за соответствием деятельности некоммерческих организаций, их уставным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации.
В 1 квартале 2010 года в Управление поступило 125 заявлений на государственную регистрацию создания, внесение изменений в устав и в сведения, не связанные с внесением изменений в учредительные документы некоммерческих организаций. Управлением принято 7 решений об отказе в государственной регистрации: 2 решения об отказе в государственной регистрации создания общественных объединений, 2 - в государственной регистрации внесения изменений в учредительные документы, 3 – в государственной регистрации изменений, не связанных с внесением изменений в учредительные документы. Решения Управления об отказе в государственной регистрации некоммерческими организациями не обжалованы. В сравнении с аналогичным периодом 2009 года количество решений об отказе в государственной регистрации увеличилось на 42 % (1 кв.2009 г.– 3 решения; 1 кв.2010 – 7 решений).
В целях повышения качества документов, представляемых на государственную регистрацию некоммерческими организациями, Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Бурятия проанализированы типичные ошибки и нарушения, допускаемые заявителями, которые условно можно разделить на две группы:
- нарушения, связанные с несоответствием учредительных документов Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации;
- ошибки, касающиеся ненадлежащего оформления документов.
Несоответствие положений учредительных документов некоммерческих организаций действующему законодательству выражается в следующем:
- в нарушение п. 1 ст.4, п.3 ст.14 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее Федеральный закон № 7-ФЗ) наименование некоммерческой организации не содержит указаний на характер деятельности организации и ее организационно-правовую форму (например: Некоммерческое партнерство «Берег», «Региональное объединение учителей Республики Бурятия»);
- в нарушение п.1 ст.24 Федерального закона № 7-ФЗ виды деятельности организации не соответствуют целям создания некоммерческой организации (например: цель создания организации - содействие развитию педагогической деятельности. В числе основных видов деятельности указываются перевозка грузов, производство общестроительных работ, торговля туристическим снаряжением);
- несоответствие целей деятельности организации выбранной организационно-правовой форме;
- отсутствие в учредительных документах образовательных учреждений положений, предусмотренных Законом Российской Федерации «Об образовании»;
- в нарушение п.1 ст.28 Федерального закона № 7-ФЗ в учредительных документах не определен срок полномочий руководящих и исполнительных органов;
- в нарушение ст.29 Федерального закона № 7-ФЗ в учредительных документах не определен порядок принятия решений высшим органом управления по вопросам исключительной компетенции.
Управление обращает внимание руководителей некоммерческих организаций при подготовке учредительных документов о соблюдении положений:
- ст.14 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»;
- ст.20 Федерального закона от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;
- ст.10 Федерального закона от 26.09.1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».
Отсутствие в учредительных документах некоммерческих организаций положений регламентированных вышеназванными статьями федеральных законов является основанием для принятия решений об отказе в государственной регистрации по подпункту 1 ст.23.1 Федерального закона № 7-ФЗ.
По вопросу ненадлежащего оформления некоммерческими организациями документов, представляемых на государственную регистрацию, необходимо учесть, что заявителями:
- в заявлении о государственной регистрации неверно указывается наименование уполномоченного органа, в который представляются документы. Правильно указывать – Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Бурятия;
- в заявлении указывается неполное наименование некоммерческой организации (например, допускаются сокращения в полном наименовании организации), отсутствует либо неверно указана организационно-правовая форма;
- в заявлении, где указывается адрес (место нахождение) некоммерческой организации неправильно указывается наименование руководящего органа, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией;
- сведения об учредителях некоммерческой организации (приложение к заявлению лист «А») подписываются не заявителем, а учредителями;
- допускаются неточности и ошибки при заполнении данных об учредителях, о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени некоммерческой организации, что является предоставлением недостоверной информации;
- одним из недостатков при оформлении протокола (при подаче документов на государственную регистрацию любого юридического лица) является отсутствие сведений о количестве членов (участников) присутствующих на конференции (собрании), и как следствие определение правомочности коллегиального органа по принятию решения;
- документы представляются в одном экземпляре или оформлены на бланках, представляемых в налоговые органы, и в неполном объеме;
- документы, содержащие более одного листа, не нумеруются, не прошиваются, количество листов, содержащихся в них, не подтверждается подписью заявителя;
По результатам анализа типичных ошибок и нарушений, допускаемых некоммерческими организациями при подготовке документов для государственной регистрации Управление рекомендует:
- изучить нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность некоммерческих организаций;
- соблюдать положения собственных уставов;
- при принятии решения о подготовке документов на государственную регистрацию обратиться за консультацией к специалистам Управления по адресу: г.Улан-Удэ, ул.Борсоева 13 е, каб.104, а также по телефону: 29-74-70;
- внимательно знакомиться с информацией, размещенной на стендах Управления, сайте, в том числе с образцами заполнения документов.
Еще раз напоминаем, что график приема заявителей:
Понедельник 14.00 - 17.00
Вторник 09.00 – 12.00
Среда 14.00 - 17.00
Четверг 09.00 – 12.00
Пятница 14.00 - 17.00
Перечень нормативных правовых актов Российской Федерации, содержащих требования к документам, представляемым на государственную регистрацию некоммерческой организацией:
1. Перечень документов, необходимых для государственной регистрации некоммерческой организации определен п.5 ст.13.1 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», ст.21 Федерального закона от 19.05.1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;
2. Документы, представляются по формам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 г. № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций»;
3. Требования к оформлению документов предусмотрены постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей».
Назад к списку