Общественный резонанс съезда будет высоким! Готовимся к съезду

20 мая 2009
Сегодня, в преддверии съезда депутатов Республики Бурятия, наш разговор с заместителем председателя Комитета по государственному устройству, местному самоуправлению, законности и вопросам государственной службы Федором Чебуниным. - Федор Иванович, как вы оцениваете предстоящий Второй съезд депутатов республики, который, как известно, состоится 22 мая? - Это будет не парадное мероприятие по ряду причин: во-первых, роль представительных органов местного самоуправления в свете Послания Федеральному Собранию Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева усилилась. Возможность отстранять от должности руководителей муниципалитетов на порядок повысила их контролирующие функции, а значит и ответственность. Это предполагает улучшение качества их работы, следовательно, назрела необходимость в совершенствовании взаимодействия депутатов разных уровней. Во-вторых, первый съезд прошел в декабре 2001 года, а с этого времени в сфере местного самоуправления многое изменилось. Принята новая редакция федерального закона о местном самоуправлении, существенно доработаны Земельный, Налоговый, Бюджетный кодексы, другие федеральные и республиканские законы. В-третьих, страна вследствие мирового экономического кризиса находится в достаточно непростой ситуации. Съезд будет более скромным, нежели первый. Число делегатов сокращено почти в три раза. Но мы сохраняем главную идею предыдущего съезда – собрать вместе депутатский корпус, чтобы на одной площадке могли обсудить пути решения проблем избирателей и депутат поселения, и депутат из райцентра, и наши представители в Государственной Думе и Совете Федерации. Мы проведем съезд, если так можно выразиться, как республиканскую депутатскую планерку. В видеорежиме в реальном времени в районах республики в нем примут участие еще порядка 400 депутатов райсоветов и советов поселений. Депутатам есть, о чем публично поразмышлять, выработав в ходе обсуждения работающие, особо это подчеркиваю, рекомендации. Законодательная ветвь власти, представляя интересы всего спектра общественных мнений, политических партий, через улучшение качества своей работы просто обязана улучшить жизнь населения республики. Народ для этого нас и выбрал. - То есть вы считаете, что общественный резонанс съезда будет достаточно высоким? - Я на это надеюсь. Посещая районы, мы, депутаты Народного Хурала, видим неподдельный интерес со стороны депутатов поселенческого и районного уровня. Наши коллеги планируют вынести на обсуждение злободневные вопросы, а главное найти пути их решения, закономерно предполагая, что состоится детальный разговор о роли представительных органов всех уровней власти, местного самоуправления в условиях неоднозначной экономической ситуации. Ведь у депутатов всех уровней одни избиратели, одни нерешенные проблемы, следовательно, коллективная выработка решений – наиболее оптимальный и продуктивный путь. - Анализ, проведенный Советом Федерации, показал, что только 7% муниципалитетов страны считаются недотационными. На июньской сессии планируется секвестрировать республиканский бюджет на два с половиной миллиарда рублей. Вы верите, что в этих условиях представительные органы смогут работать эффективно? - Считаю, что в условиях снижения наполняемости республиканского и местных бюджетов необходимо, прежде всего, сохранить в полном объеме средства, предусмотренные на финансирование социальной сферы. Это будет не просто, но это будет сделано. Необходимо также законодательно и финансово поддержать реализацию мероприятий, направленных на поддержку основных отраслей экономики республики, которые в дальнейшем обеспечат социально-экономическое развитие муниципальных образований, создадут новые рабочие места, что позволит получить дополнительные налоговые поступления в консолидированный бюджет. Всё это как раз и требует объединения усилий законодательной и исполнительной ветвей власти и местного самоуправления. Одна из задач съезда - определить приоритеты направления имеющихся финансовых средств. - В работе съезда примут участие депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации Федерального Собрания – представители от нашей республики. Что, на ваш взгляд, они могут сделать? - Наши представители в Государственной Думе и Совете Федерации могли бы внести инициативу об изменениях в Бюджетном кодексе, предусматривающих увеличение нормативов отчислений от федеральных налогов и специальных налоговых режимов, закрепленных за местными бюджетами (от налога на доходы физических лиц, от налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения). Делегаты съезда могут предложить им, в частности, выступить с законодательной инициативой по предоставлению бесплатного питания детям в дошкольных образовательных учреждениях и общеобразовательных учреждениях, ускорить принятие федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты» в части введения местного налога на недвижимость при условии установления системы налоговых вычетов в целях сохранения налогового бремени в отношении малообеспеченных граждан на существующем уровне. Думаю, подобных предложений от делегатов съезда будет немало. - А что может сделать Народный Хурал? - Рабочая группа по подготовке к предстоящему съезду рекомендует предложить республиканскому парламенту принять закон «О государственной поддержке молодежного предпринимательства», закон о государственной поддержке молодых семей и молодых специалистов в части улучшения жилищных условий, закон о льготном налогообложении лиц, участвующих в благотворительной деятельности в Бурятии. - Главная цель власти – создание условий для улучшения качества жизни населения. Что для достижения этой цели сделано вашим комитетом за прошедший год? - По вопросам местного самоуправления принято 25 законов. Как известно, местная власть – наиболее приближенная к людям. Задача республиканского парламента – дать ей на законодательном уровне возможность оперативно и качественно решать проблемы населения. Мы наделили органы местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению прав на отдых и оздоровление детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Это позволило осуществить передачу финансовых средств из республиканского бюджета в местные в форме субвенций. В целях упрощения и оптимизации процесса разграничения муниципального имущества между муниципальными районами, поселениями, городскими округами республиканским законом предложено данное разграничение осуществлять решениями правительства республики. Внесены существенные изменения в законы «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Республике Бурятия отдельными государственными полномочиями в области образования», «О выборах депутатов представительных органов муниципального образования в Республике Бурятия», «О выборах главы муниципального образования в Республике Бурятия». Кроме того, приняты продиктованные потребностями реальной жизни и другие поправки в республиканское законодательство. - Состоялась ли, на ваш взгляд, реформа местного самоуправления в республике или еще есть нерешенные проблемы в реализации Федерального закона № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»? - Вопросы, требующие законодательного решения, в основном, решены. Первый, наиболее трудный, этап реформы пройден. Состоялись новые выборы. Те главы поселений, а их в республике, как известно, 273, которым избирателями вновь оказано доверие, люди опытные, понимающие не только трудности становления местного самоуправления, но и знающие, как их преодолеть. Что касается нерешенных проблем, они, конечно, есть. Это, прежде всего, нехватка финансовых ресурсов для решения вопросов местного значения. Доходы местных бюджетов позволяют решать лишь до 32% вопросов. А решение таких извечных проблем на селе, как дороги, жилье, освещение улиц, вывоз мусора - по-прежнему, в силу недостаточности финансовых ресурсов, остается неподъемным для местных властей. До конца не решены вопросы по разграничению муниципального имущества, в земельной и градостроительной сферах. Создание полноценной модели местного самоуправления возможно лишь при наличии достаточной финансовой базы. Самостоятельность возможна только при наличии собственных денег. Именно к этому через усовершенствование межбюджетных отношений мы и должны стремиться. Наверняка, разговор об этом пойдет и на съезде. - Гражданское общество – это, прежде всего, диалог населения с властью. В идеале каждый избиратель должен знать, что, выбирая депутата и давая ему наказ, он вправе потребовать с него его выполнение. Оглядываясь на прошлый созыв Народного Хурала, в котором вы были депутатом от Байкальского избирательного округа № 32 г. Северобайкальск, что удалось сделать за тот период? - Финансовая помощь Северобайкальску в различных её формах за пять лет составила более 300 миллионов рублей. Это сравнимо с годовым бюджетом города. Жизнь – нескончаемый поток проблем, поэтому надо не тешить себя сделанным, а решать сегодняшние наказы! В этом году, например, более 8 миллионов рублей запланировано на пристрой к школе № 11 здания столовой. Если не повлияет кризис, наказ будет выполнен. - Какие из выполненных Вами в 2008 году наказов наиболее значительны? - На выполнение наказов избирателей Северобайкальска из республиканского бюджета 2008 года 2, 5 миллиона рублей направлено на приобретение спортинвентаря для спортивных залов города, 2 миллиона на приобретение музыкальных инструментов и костюмов для творческих коллективов, сценического оборудования для домов культуры, 1 миллион на пополнение школьных библиотек, 1, 6 миллиона рублей на ремонт дорог и тротуаров, 1 миллион на ремонт квартир участникам Великой Отечественной войны, вдовам и малоимущим пенсионерам, 180 тысяч на оборудование больничных палат для ветеранов. Естественно, получаю немало индивидуальных наказов. Работает приемная, мои помощники. Люди обращаются с просьбой помочь в решении их личных проблем. Испытываю удовлетворенность, когда это удается. - Что бы вы пожелали делегатам предстоящего съезда? - Откровенного честного разговора о практике депутатской работы и конкретных предложений по её улучшению. В сегодняшней непростой ситуации люди ждут от нас конструктивных предложений, реальной работы, конкретной помощи. Наделив нас на выборах высоким доверием, они видят нас равными партнерами исполнительной власти, несущими весь груз ответственности за происходящее в республике. Об этом нам забывать нельзя! Константин Соболев, консультант отдела по работе со СМИ Народного Хурала Республики Бурятия

Назад к списку
Поиск: