Чья школа лучше?

10 декабря 2010
В начале ноября с ознакомительной поездкой по программе «Образование» в Соединенных Штатах Америки побывала делегация педагогов и работников системы образования из России (всего около 80 человек). В составе делегации было 10 человек из Бурятии, в том числе В.С.Эпов из Хоринска и Б.Б.Митыпов из Тэгды. Поездка проходила в рамках программы «Открытый мир», финансируемой Конгрессом США, членам бурятской делегации финансовую помощь оказал также сенатор В.Б.Малкин. Своими впечатлениями о поездке поделился преподаватель английского языка ХСОШ №1 В.С.Эпов. Темой поездки было ознакомление с современной системой образования США. 4 ноября для российских педагогов была организована встреча в библиотеке Конгресса США (г. Вашингтон) с представителями министерства образования США, учеными и педагогами школ и университетов США. Потом вся российская делегация была разделена на несколько групп, которые были направлены в разные города. Наша группа отправилась в город Сиракьюз, штат Нью-Йорк. Там в течение нескольких дней нам показали разные типы школ: «деревенскую», которая объединяет под одной крышей начальную, среднюю и старшую школы, частную школу, государственную, а также высшую школу образования. Поразило оснащение всех школ, там нет школьных досок, на которых пишут мелом – везде, в каждом классе, интерактивные доски. Компьютеры на каждом шагу, кабинеты трудового обучения оборудованы всевозможными станками и устройствами, музыкальные классы больше похожи на звукозаписывающие студии. Там очень большое внимание уделяется практической направленности обучения, на уроках труда школьники одной из школ, например, ремонтируют автомобили местных жителей. Во всех школах просторные помещения, столовые с бесплатным питанием для школьников, о теплых туалетах и прочих удобствах и говорить нечего. Спортивные залы оснащены современными спортивными тренажерами, складывающимися трибунами. В каждом школьном дворе оборудованы автостоянки для автомашин школьников, ведь права на вождение автомобиля там получают в 16 лет. Вообще, например, в г. Сиракьюз – красивом старинном городе - жителей нет, там только работают, а живут в частных домах, особняках в пригороде, на работу ездят на своем транспорте, детей подвозят школьные автобусы. В частной школе Манлиус Пебб Хилл занимаются дети от ясельного возраста до 12 лет, в этой школе детям предоставляются широчайшие возможности для дополнительного образования – занятия искусством, спортом, участие во внешкольных организациях, общественных работах. При этом частные школы в США гораздо скромнее государственных, потому что государство очень хорошо финансирует систему образования, а частные школы существуют за счет взносов родителей. Центр начального профессионального образования «Совет совместных образовательных услуг» в г. Оногда объединяет образование на дому и альтернативное образование, предоставляет профессиональное и техническое образование молодежи и взрослым людям, а также специальные программы для детей с ограниченными возможностями здоровья. Очень интересной получилась встреча с преподавателями Высшей школы образования Государственного университета Нью-Йорка в Освего, с преподавателями факультета по образованию Сиракьюзского университета и Института английского языка. Большой интерес вызвала у нас встреча с президентом Ассоциации образования Северного района г.Сиракьюз господином Джоном Курилой. Эта профессиональная организация занимается защитой прав входящих в нее учителей и пенсионеров. В образовании США реализуются принципы демократичност謬, доступности, равных возможностей для каждого ученика. Содержание и организация образования является прерогативой каждого штата. Образовательные учреждения имеют право создавать образовательную программу, регламентировать расписание занятий, продолжительность урока. Административные работники школ не осуществляют педагогической деятельности. В г. Сиракьюз учителя школ имеют право заниматься научно-исследовательской деятельностью, для этих целей учителю выделяется один день в неделю, который оплачивается. В США у учителя высокий социальный статус, который определяется достойной заработной платой, бесплатным медицинским обслуживанием, хорошим пенсионным обеспечением, юридической защитой прав учителя и другими социальными гарантиями. Защиту этих гарантий активно осуществляет профсоюзная организация. Родители принимают активное участие в образовательном процессе, существует образовательный налог, который оплачивают все жители штата, широко распространено волонтерство. При этом некоторые аспекты американского образования у нас вызвали сомнение, как-то: отдельные образовательные стандарты в каждом штате, отсутствие школьной формы, необязательное повышение квалификации учителей, невысокий интерес школьников к чтению. 25% американских учеников не заканчивают средние образовательные учреждения, недостаточно внимания уделяется изучению гуманитарных предметов и иностранных языков. Кроме, так сказать, профильных объектов, нас возили на экскурсию в г.Вашингтон, на Ниагарский водопад и на озера Освего и Сканителс. Из наиболее ярких общих впечатлений: американцы – ярые приверженцы здорового образа жизни, все бегают, все занимаются в тренажерных залах, а залы эти на каждом шагу; за все дни пребывания там я видел только двух курящих людей. Везде чистота, возле частных домов нет заборов, только лужайки и газоны, дома добротные, но в них довольно прохладно, потому что американцы экономят на отоплении. Еще американцы большие патриоты, очень трепетно относятся к своему национальному флагу – флаги у них везде, в каждой школе в обязательном порядке. При этом отношение к коренному населению – индейцам – очень для нас странное. За все дни там я видел только одного индейца, а сами американцы эту тему вообще замалчивают. Насколько я понял, индейцы живут в каких-то обособленных районах, государство выделяет им какие-то деньги, и мало интересуется тем, как они там живут. Мы, участники поездки, проживали в частных домах простых американцев. Моими хозяевами были 80-летние супруги, живущие в частном доме за городом. Прямо к дому примыкает лес, в котором свободно гуляют олени, мы их видели, а хозяева говорят, что олени иногда даже берут у них еду с рук. Записала Л.СТРЕКАЛОВСКАЯ.

Назад к списку
Поиск: