Законы, укрепляющие демократию

21 февраля 2011
В Народном Хурале шесть комитетов. Каждый комитет работает над законами по своему профилю. Именно законы, принимаемые на сессиях республиканского парламента, устанавливают «правила иг-ры», в рамках которых проходят социально-экономические и политические процессы в Бурятии. Сегодня мы обратились к председателю Комитета по государст-венному устройству, местному самоуправлению, законности и вопросам государственной службы Анне Скосырской с просьбой рассказать о наиболее значимых законах и постановлениях в сфере государственного устройства Бурятии, над которыми Комитет работал в 2010 году. - Анна Сергеевна, одним из направлений деятельности Комитета является сфера государственного устройства Республики Бурятия. Объясните нашим читателям, что входит в эту сферу? - Наиболее важные, системообразующие государственные институты, закрепленные в Конституции Республики Бурятия: государственно-правовой статус республики, Президент, Народный Хурал и Правительст-во. Кроме того, такие вопросы как законопроектная деятельность, систе-ма исполнительных органов государственной власти, Регламент Народного Хурала Республики Бурятия. - Какие изменения были внесены в 2010 году в нашу Конституцию? - Хочу подчеркнуть, что Конституция Республики Бурятия была и остается основополагающим актом, имеющим важное политическое и правовое значение, фундаментом государственного строя республики и гарантом основных прав и свобод человека и гражданина. Указанные характеристики Конституции позволяют сказать о том, что для внесения в нее поправок требуется соблюдение специального «усложненного» порядка, отличного от порядка изменения иных республиканских законов, не имеющих такого статуса. За последний год внесение поправок в Конституцию Республики Бурятия было обусловлено изменением федерального законодательства, в первую очередь Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации». Этот закон играет весьма важную роль при формулировании конституционных положений. Согласно Посланию Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 года субъектам Российской Федерации было предложено по аналогии с Конституцией Российской Федерации внести в свои конституции и уставы положения, предусматривающие представление региональным парламентам ежегодных отчетов о деятельности высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Федеральным законом от 29 марта 2010 года № 29-ФЗ были внесены соответствующие изменения в федеральное законодательство. В 2010 году Комитетом был отработан и принят соответствующий законопроект о внесении изменений в нашу Конституцию. Изменения предусматривают порядок представления Президентом Республики Бурятия ежегодных отчетов о деятельности Правительства Народному Хуралу, в том числе по вопросам, поставленным республиканским парламентом. - Какой закон в сфере государственного устройства, над которым работал Комитет в 2010 году, вам хотелось бы особо отметить? - В прошлом году завершилась многомесячная работа по подготовке закона «О договорах и соглашениях Республики Бурятия». Данный закон разработан по аналогии с практикой других субъектов Российской Федерации. Он повышает эффективность деятельности органов государственной власти республики и определяет порядок заключения, ис-полнения, приостановления и прекращения договоров и соглашений Республики Бурятия, а также порядок внесения в них изменений и дополнений. Закон отличается сложной структурой и регламентирует три вида со-глашений: 1) договоры, заключаемые от имени Республики Бурятия; 2) со-глашения, заключаемые от имени Народного Хурала Республики Бурятия; 3) соглашения, заключаемые от имени Правительства Республики Бурятия. Отдельно выделены особенности заключения таких соглашений, как договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и Республикой Бурятия, соглашения между Правительством Республики Бурятия и федеральными органами исполнительной власти о передаче осуществления части полномочий, соглашения об изменении границы республики, соглашения об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, учредительные договоры ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации. - Комитет активно работал над постановлениями Народного Хурала. Назовите наиболее значимые. - К числу самых важных следует отнести подготовленные нашим Ко-митетом Правила аккредитации журналистов при Народном Хурале и Положение о депутатских фракциях в Народном Хурале. Федеральное законодательство требует от государственного органа, каким является Народный Хурал, установления правил аккредитации журналистов. При их подготовке мы учли положительный опыт Государственной Думы, других субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, а также Правительства Республики Бурятия. Правила регулируют общие положения, виды и порядок аккредита-ции, права и обязанности аккредитованных журналистов и порядок лишения аккредитации. А принятое нами Положение о депутатских фракциях регулирует их деятельность. В Положении подробно расписан порядок образования фракций и прекращения их деятельности, основные полномочия, права и обязанности членов фракций, а также порядок обеспечения деятельности депутатских фракций. Принятое Положение, на мой взгляд, также будет способствовать ци-вилизованной политической конкуренции, о которой говорил в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент России Дмитрий Медведев. Чем ближе партия к повседневной жизни наших граждан, чем ответственнее она перед избирателями, тем больший политический вес она имеет. Что касается фракции партии «Единая Россия» в Народном Хурале, которая является партией конкретных дел, то задача у нас одна – сделать жизнь наших граждан достойной.

Назад к списку
Поиск: