Доклад на сессии райсовета 20.04.2011
Отчет Главы муниципального образования «Тункинский район» – руководителя Администрации Петухова Н.Д. на 30- очередной сессии районного Совета депутатов 4 созыва
Уважаемые депутаты районного Совета!
Уважаемые главы муниципальных образований сельских поселений и приглашенные!
В соответствии с Федеральным Законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ст. 36 п. 5 и на основании ст. 31 п. 5 Устава МО «Тункинский район», как высшее должностное лицо и руководитель Администрации предоставляю Вам отчет о проделанной работе за 2010 г.
Приоритетные направления в работе на сегодня определяют федеральное и республиканское законодательство, послание Президента России, план социально-экономического развития района, и, конечно же, решения сессии районного Совета депутатов.
Уважаемые депутаты! Сегодня нет необходимости останавливаться конкретно на работе подразделений администрации, управлений, отделов и служб, ибо на сессиях райсовета абсолютное большинство их руководителей отчиталось, были приняты решения, над которыми они работают.
Мне бы хотелось остановиться на стратегических направлениях деятельности администрации.
В течение прошедших двух лет всеми нами были приложены большие усилия тому, чтобы перейти к системному управлению на основе плана социально-экономического развития района по смягчению последствий экономического кризиса.
Совместно с депутатами продолжается нормотворческий процесс по всем направлениям социально-экономического развития. Администрацией района были разработаны и представлены программы по всем отраслям производства. Утвержденные депутатами они легли в основу бюджета 2010 года, а также 2011-2013 годов.
Основными направлениями по смягчению последствий кризиса являются:
- анализ ситуации на рынке труда, предотвращение роста безработицы, обеспечение государственных гарантий поддержки безработных граждан;
- своевременность выплаты заработной платы и других социальных выплат работникам организаций всех форм собственности;
- оптимизация текущих бюджетных расходов;
- изыскание дополнительных доходных источников для пополнения местного бюджета;
- создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства;
- выработка предложений по сохранению и расширению производства местных товаропроизводителей, создание новых рабочих мест.
Одним из стратегических направлений развития района является привлечение инвестиций для увеличения как промышленного, так и сельскохозяйственного производства, расширения за счет этого налогооблагаемой базы, создания дополнительных рабочих мест, повышения качества жизни населения.
Социально-экономическое развитие района, с учетом кризисных явлений, характеризуется сохранением положительных тенденций, как в производственной, так и в социальной сферах.
По итогам 2010 года из 161 индикатора СЭР МО района выполнены 152, не выполнено 9 индикаторов.
В индикативно-рейтинговой оценке деятельности органов МСУ наш район по итогам 9-ти месяцев находится на 1 месте (536 балов) ( 2-е место Ока – 490, 3 – Улан-Удэ – 462) Итоги года ещё не подведены.
Какие же показатели не выполнены:
1. Численность населения имеющего доходы ниже прожиточного минимума:
Прогноз – 4114 чел.
Факт – 4530 чел.
2. Не выполнены услуги связи:
Прогноз – 24,367 млн.руб
Факт – 11,679 млн.руб
3. Социальная защита:
Количество инвалидов, прошедших обучение и трудоустроившихся:
Прогноз – 8 чел
Факт – 2 чел.
4. Младенческая смертность на 1 тыс.родившихся
Прогноз – 18 промиле
Факт – 26,3
5. Уровень смертности населения в трудоспособном возрасте, 100 тыс. населения:
Прогноз- 795 промиле
Факт – 943,9
Правда, в 2009 г. -1188,6
2008 г. – 1065,5
2007 г. – 965,5
Т.е. есть положительная динамика (в т.ч. от болезней системы кровообращения 1088,0, от несчастных случаев, отравлений и травмы – 596,4 в результате ДТП – 40,3 хотя в 2007 – 98,7
2008 – 92,3
2009 – 50,4
6. Число врачей на 10,0 тыс. населения
Прогноз – 33
Факт – 21,5
7. Число участковых врачей и врачей ОП
Прогноз – 2,1
Факт – 1,8
8. Имущество и земельные отношения
а. Доходы от вовлечения муниципального имущества в арендные отношения
прогноз – 3567,6 тыс. руб.
факт – 1669,5 тыс. руб.
б. Доходы от продажи земельных участков
прогноз – 2040,0 тыс. руб
факт – 423,11 тыс. руб
Вот те 9 невыполненных индикаторов
А теперь вкратце основные показатели выполнения Программы СЭР
О финансах
О дееспособности муниципального образования судят по финансовому состоянию.
На 1 января 2011 года в консолидированный бюджет района поступило налоговых и неналоговых доходов 72055,5 тыс. руб., что составляет 102,9 % к уточненному годовому назначению 70046,1 тыс. руб., в том числе исполнение: по налоговым доходам – 50512,3 тыс. руб. или 101,4 %; по неналоговым доходам – 21543,2 тыс. руб. или 106,5 %. (таблица по исполнению прилагается).
По сравнению с уровнем прошлого года доходов поступило на 17608,5 тыс. руб. больше .
По бюджету МО «Тункинский район» исполнение налоговых и неналоговых доходов составило 52476,6 тыс. руб. или 103,8 % к уточненному годовому назначению и на 15094,9 тыс. руб. больше чем в 2009 году. По бюджетам сельских поселений исполнение по налоговым и неналоговым доходам составляет 19578,9 тыс. руб. или 100,5 % к уточненному годовому назначению и на 2513,6 тыс. руб. больше чем в 2009 году.
Основными бюджетообразующими предприятиями в формировании налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета района в 2010 году являются: Курорт «Аршан» доля в объеме данных доходов составила 11,2 %, МУЗ Тункинская ЦРБ – 2,6 %, Национальный парк «Тункинский» - 1,5 %, ООО Иркут-к – 0,4 %, ООО «Новый век» - 0,3 %, ООО «Урагша» - 0,2 %, ООО «ГИС» - 0,2 %, ООО Улар – 0,1 %.
Доля доходов от данных предприятий и учреждений, в общем объеме налоговых и неналоговых доходов местного бюджета, составляет 16,4 % или 11845,5 тыс. руб., в том числе по видам доходов: НДФЛ – 6925,7 тыс. руб., земельный налог – 4856,8 тыс. руб., ЕНВД – 63,0 тыс. руб.
Задолженность на 1 января 2011 года по консолидированному бюджету района по налогам формирующих районный бюджет составила 1109,1 тыс. руб. (в том числе 1001,4 тыс. руб. в консолидированный бюджет района), в том числе НДФЛ – 110 тыс. руб. (в том числе 44 тыс. руб. в консолидированный бюджет района), ЕНВД – 417 тыс. руб. (в том числе 375,3 тыс. руб. в консолидированный бюджет района), налог на имущество физических лиц – 222,5 тыс. руб., земельный налог – 359,6 тыс. руб.
Потери местного бюджета за 2010 год от предоставления налоговых льгот в части местных налогов, установленных нормативно - правовыми актами органов местного самоуправления, составили 1661,8 тыс. руб., в том числе: потери от льгот предоставленных бюджетным учреждениям финансируемым из местного бюджета составляют 1433 тыс. руб., от предоставления прочих льгот – 228,8 тыс. руб.
Вместе с тем, необходимо отметить, что район не имеет кредитной задолженности по заработной плате, и другим статьям расходной части бюджета.
Объем производства промышленной продукции за 2010 год составил 135,17 млн. руб. или 107,8% к прогнозному показателю. Наибольший удельный вес в объеме промышленного производства приходится на лесную промышленность 60,8 млн. руб. или 45%. В 2010 году трудятся в этой отрасли 22 организаций и частные лица - индивидуальные застройщики. Общая численность работающих в этой отрасли –168 человек.
Удельный вес пищевой промышленности в общем объеме производства составил 11,5%, или 15,5млн. руб. Пищевая промышленность представлена:
- производством хлеба и хлебобулочных изделий объем составляет – 9.7 млн. рублей;
- производство полуфабрикатов – 3,2млн.руб.;
- на производство молочной продукции (ИП Мельник) приходится 1,03млн. рублей.
В 2010г. введена в эксплуатацию пекарня в с.Зактуй ИП Попова В.А., с численностью занятых 3 человек. Объем произведенной продукции составил 80 тонны на сумму 2,0млн.руб.
По сравнению с аналогичным периодом прошлого года объем по производству пищевой продукции увеличился в 1,2 раза.
Необходимо сказать и том, что в 2011 г. дальнейшее развитие получит, именно, перерабатывающая промышленность. Идут пуско-наладочные работы молокозавода ООО «Жемчуг», выделена земля и проходит экспертизу ПСД убойного цеха и цеха выпуска полуфабрикатов ООО «Фортуна» с Харбяты.
Выделена земля под производство витаминно-травяной муки в с. Тунка.
Сельское хозяйство
Объем производства продукции сельского хозяйства всех сельхозпроизводителей (сельхозорганизации, крестьянские (фермерские) хозяйства, включая индивидуальных предпринимателей, хозяйства населения) за 2010 год составил 1428,0 млн. руб., в том числе по растениеводству -257,0млн.руб. и животноводству -1171,0 млн.руб. По сравнению с 2009 годом темп роста составил -23,4% в действующих ценах.
За 2010 год произведено мяса в живом весе 3958 тонн, прогнозный индикатор выполнен на 118% (или на 608 тонн больше).
Произведено молока 26266 тонн, при прогнозе 24793 тонн прогнозный индикатор выполнен на 105,9%. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года произвели молока на 506 тонны больше или темп роста составил 102%.
В 2010 году заготовлено 22061,5 тонн кормовых единиц или 11,3 центнеров кормовых единиц на 1 условную голову. В хозяйствах участников РЦП заготовлено3506,4 тонн кормовых единиц или 49,4 центнеров кормовых единиц на 1 условную голову.
Валовой сбор зерна составил 5354 тонны, средняя урожайность составляет 15,2 ц /га. Прогнозный показатель выполнен на 127%, по сравнению с 2009 годом увеличение в 2,4 раза.
Валовой сбор картофеля составил 13,0 тыс.тонн при плане 9,1тыс.тонн, средняя урожайность – 180,5 ц/га.
Овощи убраны с площади 159,3 га, валовой сбор составил 3,815 тыс. тонн при плане 1,528тыс.тонн, средняя урожайность – 239,49 ц/га.
Поголовье крупного рогатого скота в хозяйствах всех категорий `составило 26614 голов (на 1,4% увеличение по сравнению с 2009г.), в том числе коров –11090 голов; свиней – 1274 голов (увеличение на 13,8%); овец и коз – 3805 голов.
За 2010 год по программе «Развитие АПК» получена государственная поддержка в сумме 8376,3 тыс. руб. По программе «Социальное развитие села»:
- обеспечение жильем молодых специалистов поступило с республиканского бюджета - 244,1 тыс. руб., с федерального бюджета -577,9 тыс. руб. Два специалиста (СПК «Нива», СПОК «Нурай») приобрели жилье;
- развитие водоснабжения в сельской местности с РБ -1058,0 тыс.руб., с федерального бюджета -317,5тыс.руб.:
ООО «Жемчуг» в 2010 году получил государственную поддержку в размере 2533,7 тыс.руб , в том числе 1037,2 тыс.руб. – приобретение племенного скота и 1496,5тыс.руб. приобретено оборудование для цеха переработки молока.
ИП «Ябжанов Д.А.» - возмещение затрат по вовлечению в оборот неиспользуемой пашни -229,6 тыс.руб.(введено в оборот 268 га пашни), страхование с\х рисков с РБ -33,4 тыс.руб., с ФБ - 158,3 тыс.руб.
Уважаемые депутаты!
Инвестиции
Существенно улучшилась ситуация в области привлечения инвестиций.
В 2010 г. на строительство объектов освоено 920,6 млн.рублей, в т.ч. из ФБ – 232,1 млн., РБ- 257,6 млн.руб., МБ – 4,2 млн.руб., а также привлечено частных инвестиций – 426,7 млн.руб., что в 11,0 раз превышает показатели 2007г.
В рамках реализации программы ФЦП «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на 2008-2013 годы» велось строительство инженерной инфраструктуры минеральных источников в с.Аршан, cстоимость муниципального контракта 177,395 млн. рублей, объект сдан в эксплуатацию. В рамках данной программы продолжается строительство инженерной инфраструктуры в с. Кырен, проведен аукцион на строительство - сумма 178,0 млн.руб. и вторая очередь на 224, 0 млн. руб. (начато строительство)
По программе «350 лет вхождения Бурятии в состав России» завершено строительство Жемчугской школы на 220 учащихся.
По программе ФЦП «Социальное развитие села до 2012года» продолжаются работы по централизованному водоснабжению с. Кырен, в отчетном году освоено 4,2 млн. руб.
В 2010 году подрядчиком ООО «Даурия» освоено 8,5 млн. руб. на строительство административного здания ОВД, площадью 1472,2 м2, сметной стоимостью 50,511 млн. руб.
В малом предпринимательстве, а фактически частные инвестиции:
по району введены в эксплуатацию объекты:
- автозаправочный комплекс ООО «Фортуна» Натоко О. в с.Хужиры, за год освоено 10,2млн. руб.
- гостиничный комплекс «Кристина» Фролова Ю.Н. в с.Аршан, площадью 1469,04 м2, за счет собственных средств освоено 49,5 млн. рублей
- гостиничный комплекс с развлекательным центром, рестораном и торговым центром Филатова Б.В. в с. Кырен, сметной стоимостью 70 млн.руб., за счет собственных средств освоено 51,0 млн. руб.
- закусочная «Карамболь» Салдановой И.Г. в местности Вышка, площадью 129,9 м2, за счет собственных средств-3,5 млн. руб.
- торговый комплекс с кафе в с. Монды ООО «Новый век», за счет собственных средств 70,0 млн. руб.
- введен в эксплуатацию аквапарк и бассейн в местности вышка ООО «Новый век» - 2,5 млн. руб.
- животноводческий комплекс ООО «Жемчуг» 30,00 млн. руб.
За 2010 г. введено в эксплуатацию 99 индивидуальных жилых домов, S = 10320 м2, что составляет 125,9% к соответствующему периоду прошлого года.
Развитие туризма в районе, подъем сельского хозяйства определяют и развитие торговли и общественного питания. Поток туристов, который превышает 150,0 тыс. в год, потребности местного населения предопределяют развитие сети промышленных, продовольственных магазинов и сети общественного питания. Увеличивается не только их количество, но повышается качество обслуживания, расширяются торговые площади, а также вместо закусочных и столовых, появились кафе, бары и рестораны.
На 01 января 2011г в районе действует 144 розничных торговых предприятий и 30 точек общественного питания.
За счет нового строительства получено дополнительно торговых площадей –1087 кв.метра, количество посадочных мест увеличилось на 528.
Фактическое значение торговых площадей на 01.01.2011г составляет 6797 кв.м, что выше норматива минимальной обеспеченности населения (из расчета на 22,8тыс.человек) на 230,6 кв.м.
Число посадочных мест предприятий общественного питания на 01.01.2011 год по району составило –1270, что выше норматива в 2,8 раза.
Оборот розничной торговли за 2010 год составил 810 млн. 747 тысяч рублей, на душу населения за этот период продано товаров на сумму 35 тысячи 600 рублей. Оборот общественного питания за 2010 год достиг 89 млн. 840 тысяч рублей. Темп роста оборота розничной торговли к 2009 г составил 123,4% (ИФО 115,4%), по темпу роста район находится на 1 месте, общий республиканский темп роста - 105,6%.
Численность работающих в торговле на 01.01.2011г составила 910 человек, в том числе в общественном питании 144. Численность занятых в торговле возрастает на 40-50 человек в летний период.
Средняя заработная плата работников в отрасли составляет на 01.01.2011г 7тысяч 100рублей, самая высокая заработная плата у работников потребительской кооперации, т.е. на предприятиях Туранского сельпо и потребительского общества «Тунка» (соответственно 11300 и 7880 рублей)
Уважаемые депутаты!
Социальная сфера района всегда была, есть и будет под особым контролем администрации района.
Работа администрации и управления образования в 2010 г. проводилась в соответствии нормативно-правовыми актами, регламентирующих реализацию установленных ст. 31 Закона РФ «Об образовании», полномочий ОМСУ в сфере образования в связи с вступлением в силу с 01.01.2011 г. ФЗ-293 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций и оптимизацией предоставления государственных услуг в сфере образования», а также ФЗ-83 «О внесении изменений в отдельные правовые акты РФ в связи совершенствованием правового положения государств (муниципальных) учреждений.
Разработаны и утверждены:
• НПА, регламентирующий организацию предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, это (Порядок приема в муниципальные школы МО «Тункинского района», Порядок комплектования и приема детей в муниципальные дошкольные учреждения, Порядок приема детей в муниципальные учреждения дополнительного образования детей, порядок аттестации руководящих и педагогических кадров, инд.обучении)
• НПА, регламентирующий порядок создания, реорганизации и ликвидации муниципальных ОУ с учетом ФЗ №86-ФЗ.
Данные НПА утверждены учредителем постановлением Главы-руководителя администрации, на уровне РУО издан приказ об ознакомлении с указанными НПА руководителей ОУ и их обязательного исполнения в деятельности учреждения.
На протяжении ряда лет демографическая ситуация в районе имела тенденцию к снижению количества рождённых детей, сократилось и количество учащихся. Демографические изменения в районе ставят серьезные задачи перед системой образования по оптимизации сети школ, модернизации ее содержания и структуры. Количество учащихся ОУ с 2004г. уменьшилось на 1149 учащихся или на 24,4 %.
Всего по району 3791 учащихся (с учетом учащихся интернатных учреждений и Кыренской открытой сменной общеобразовательной школы), воспитанников ДОУ – 935. В трех учреждениях дополнительного образования детей 1656 учащихся, что составляет 51,4% от общего числа учащихся по району.
Одним из приоритетов социальной политики района в области дошкольного образования является развитие системы дошкольного образования и улучшения условий. Политика поддержки дошкольного образования осуществляется в соответствии с Муниципальной целевой программой «Развитие дошкольного образования Тункинского района на 2009 – 2011г.г.» (от 29.12.2008г. решением № 4 11-й очередной сессии районного Совета депутатов 3 созыва) и «Плана мероприятий по увеличению охвата детей дошкольным образованием до 2011г.» (от 26.09.2008г. решение №2 6-й очередной сессии районного Совета депутатов 3 созыва).
Анализ количественного состава детей дошкольного возраста, проживающих в районе, свидетельствует о динамике увеличения рождаемости.
Управлением образования и районной администрации сохраняется сеть дошкольных учреждений. За последние три года открыто 11 групп (2008г. – 52 группы, 2009г. – 61, 2010г. – 63).
Количество детей посещающих ДОУ -935 детей на 01.01.11. из них в ДОУ 808 и в школах садах 127 детей. В сентябре 2010 г. в 12 школах были открыты 14 подготовительных классов с охватом 222 ребенка дошкольного возраста. В Мондинской, Горхонской, Жемчугской, Охор-шибирской, Торской, Зун- муринской, Толтойской, Аршанской, Хужирской, Далахайской школах по 1 классу, в Кыренской и Тункинской школах по 2 класса. Охват детей дошкольным обучением по району составил 65 %. Всего детей по району с 1,6 – 6,5 лет - 1780. Очередность в детские сады на 01.01.2011 г.-128 детей.
За летний период текущего года оздоровилось 3634 ребенка, что составило 92% Практически каждый третий ребёнок 1-х – 5-х классов отдыхал на базе оздоровительных лагерей с дневным пребыванием. 834 детей, 181- отдохнули на базе районного стационарного лагеря «Вышка». В загородных лагерях республики - 41, 534 - в оздоровительных лагерях санаторного вида, 240- в палаточных лагерях, 430 - социальных столовых, 137 - в лагерях труда и отдыха, при Кыренской ОСОШ в социальном лагере - 18. Эффективность оздоровления составила 99,1% с учетом отдыха детей с родителями.
Важным направлением физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы стало введение 3 часа физической культуры. Охват 83% - 2659 детей. Всего в спортивных секций по району 1452, по школам - 930, ДЮСШ - 532.
В ходе подготовки к новому учебному году согласно требованиям РПН были выполнены мероприятия на сумму 2 млн.113 т.руб., на текущий ремонт пищеблоков, приобретение холодильного и другого оборудования, а также ГПН - на текущий ремонт учреждений образования из районного бюджета выделено 2,574 тыс. рублей. Для подготовки к новому учебному году за счет собственных средств выполнено работ на сумму 1,436 тыс. рублей.
Выполнение платных услуг за 2010г. составило 100,7%, при плане 2674,0 т.рб., выполнено 2693,2 т.рб.
Необходимо отметить положительные моменты в работе Управления образования. ОУ, педагоги принимают активное участие в реализации инновационных проектов в рамках модернизации российского образования.
С 1 сентября 2010г. стартовал проект «Наша новая школа» по инициативе Президента Российской Федерации Д.В.Медведева.
По итогам регионального конкурса проектов 53 общеобразовательных учреждений республики получили статус Федеральной экспериментальной площадки по реализации новых Федеральных стандартов в начальной школе, среди которых Аршанская, Кыренская, Толтойская школы. В течение года учителя прошли курсовую подготовку по новым стандартам, на базе этих школ идет подготовка к переходу на новые стандарты в 1 классах в штатном режиме с 1 сентября 2011г.
Уважаемые депутаты!
Как было сказано выше, район не выполнили индикативные показатели по некоторым позициям здравоохранения, на что есть объективные и субъективные причины. О них мы прекрасно знаем.
Программа государственных и муниципальных гарантий в отрасли «здравоохранение» на 2010 г. была утверждена в сумме 103,2 млн. руб., в т.ч. по МБ – 43,7 млн. руб., ОМС – 64,4 млн. руб. В целом выполнение составило 107, 1 %.
Финансирование целевых программ за 2010 г.
В МУЗ «Тункинская ЦРБ» в 2010 году действует следующие программы:
1. «Здоровое поколение Тункинского район»
2. «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера» с подпрограммами:
- «Неотложные меры по борьбе с туберкулезом»
- «Онкология»
- «Неотложные меры по борьбе с венерическими заболеваниями»
- «Сахарный диабет»
- «Профилактика и лечение артериальной гипертонии и её последствий»
- «АнтиСПИД»
- «Комплексные меры противодействия злоупотребления наркотиками и их незаконному обороту»
3. «Вакцинопрофилактика»
4. «Профилактика инфекций передающихся клещами»
5. «Совершенствование первичной медико-санитарной помощи населению в Тункинском район»
В бюджете на 2010 г. на реализацию целевых программ было утверждено 542 тыс. рублей. Фактически профинансированы 3 программы из 5 утвержденных на сумму 542 тыс. рублей, что составило 100%.
В рамках реализации целевых программ приобретены иммунобиологические препараты, тест – системы и медикаменты, детское питание для детей первого года жизни из социально-неблагополучных семей, проведено флюорографические обследование населения Тункинского района с целью раннего выявления туберкулеза. Также проводилась санитарно-просветительская работа по профилактике социально значимых заболеваний.
Оценка эффективности проведенных мероприятий:
- Уровень заболеваемости туберкулезом в районе за последние три года снизился в 1,4 раза (с 140,8 в 2008 г. до 101 на 100 тыс. населения в 2010 г.) и ниже среднереспубликанского уровня на 39,8% (в 2009 г. – 168 на 100 тыс. населения), но выше среднефедерального (85,1) на 18,6%;
- Уровень заболеваемости сифилисом снизился в 5,6 раза. В 2010 г. зарегистрировано 3 случая ВИЧ – инфекцией (13,2%), в сравнении с 2008 г. – 4 случая (17,6%) произошло снижение уровня заболеваемости на 25%. Среди подростков и детей заболеваемость не зарегистрирована. В сравнении со среднереспубликанским уровнем 2009 г. ниже в 3,2 раза;
- В течение трех последних лет уровень онкозаболеваемости имеет тенденцию к росту в 1,4 раза с 127,4 на 100 тыс. населения в 2008 г. (29 сл.) до 171,1 в 2010 году (39 случаев онкозаболеваний), но ниже среднереспубликанского уровня 2009 г. (261,8) на 34,6%. В сравнении с 2009 г. (45 случаев или 197,6 на 100 тыс. население) уровень онкологической заболеваемости снизился на 13,4%;
- Снизилась заболеваемость клещевым энцефалитов в 1,8 раза и составила 21,9 на 100 тыс. населения. За последние 3 года случаев сезонного гриппа не зарегистрировано;
- Уровень младенческой смертности увеличился на 26,6 % по сравнению с 2008 г.; – 18,7 на 1000 новорожденных детей до 23,6 в 2010 г., в сравнении с индикативным показателем (18 на 1000 живорожденных детей) превышение на 31,1 %.
Случаев материнской смертности не допущено.
Проводилась целенаправленная работа в соответствии с планом первоочередных мероприятий по снижению смертности населения МУЗ «Тункинская ЦРБ», нормативными правовыми документами (приказы, инструкции, решения коллегии), стандартами по оказанию медицинской помощи).
В отчетном 2010 году остаточная балансовая стоимость зданий, сооружений составила 16767,3 тыс. рублей. Из 41 объекта находящегося на балансе МУЗ «Тункинская ЦРБ» 92% с полным износом.
В 2010 году проведен капитальный ремонт здания Тункинской врачебной амбулатории на общую сумму 200(двести) тысяч рублей. На мероприятия по пожарной безопасности были выделены 394501 рублей , которые полностью освоены. Установлены системы пожарной сигнализации в Мондинской, Аршанской, Хойтогольской, Хужирской, Тункинской, Жемчугской врачебных амбулаториях, что позволило в значительной степени повысить уровень пожарной безопасности объектов здравоохранения.
Выделенные средства на медицинское оборудование освоены в полном объеме, так по местному бюджету приобретено оборудование на сумму 241,8 тыс. рублей. Приобретен аппарат рентгеновский диагностический переносной модели 10Л6-О, рентгеновская трубка.
За счет средств системы ОМС приобретено в 2010 году на сумму 697470 рублей.
По национальному проекту приобретена отоакустическая система на сумму 65937 рублей.
Автомобильный парк больницы пополнился 2 новыми автомобилями марки УАЗ микроавтобус и цельнометаллический фургон общей стоимостью 783 тыс. рублей.
В 2010 г. учреждения культуры Тункинского района продолжили работу над поставленными задачами:
- развитие народного художественного творчества;
- содействие дальнейшему удовлетворению потребностей жителей района в культурном досуге, в самообразовании, художественном творчестве, библиотечном обслуживании;
- содействие здоровому образу жизни, развитию культурного туризма в районе.
Нормативно-правовое, организационное обеспечение деятельности.
В 2010 году приняты и утверждены следующие нормативные документы: Положение о Совете трудового коллектива, новый Устав отдела культуры, новый Устав Кыренской детской школы искусств, стандарты: «Качество бюджетных (муниципальных) услуг в области культуры», предоставляемых Тункинским отделом культуры за счет средств районного бюджета населению Тункинского района», «Качество бюджетных (муниципальных) услуг библиотечного обслуживания»
Субъектами культуры района проведены мероприятия в честь:
- 65-летия Победы в ВОВ;
- Приняли участие в «Победном марше культуры»;
- Международном бурятском народном фестивале «Алтаргана 2010» в Монголии;
- Международном этно-фестивале «Кочевники гор» с. Кырен.
В целом бюджет учреждений культуры за 2010 г. составил 2103,6 тыс. рублей, а в 2009 г. 2074,7 тыс. рублей
Выполнены индикаторы программы СЭР:
- по объему платных услуг 725,0 тыс. рублей
- число посещений музеев – 1421, что в 1,9 раза больше чем 2009 г.
- удельный вес населения участвующих в платных КДУ – 255,7 на 10000 тысяч населения и другие.
В области работы с детьми находящимися в трудной жизненной позиции работают специалисты по работе с семьей и детьми, опеки и попечительства, а также по делам несовершеннолетних.
Специалистами по работе с семьей и детьми в целях реализации программы «ТООНТО нютаг: традиция жива» по профилактике социального сиротства и организации работы с семьями и детьми, по выявлению семейного неблагополучия на ранней стадии неблагополучия проводилась информационная работа среди населения Тункинского района.
На конец года открыто 34 случая, два случая закрыто. Для развития профилактических услуг кураторы принимали участие в проектах. В рамках реализации Республиканской программы «Тоонто – нютаг: традиция жива» подано шесть заявок на участие в конкурсе, все проекты выиграли по 100 тыс. руб., кроме этого Охор-Шибирская СОШ выиграла грант на 1 млн. рублей по конкурсу Национального фонда защиты детей от жестокого обращения.
Специалисты участвовали в семинарах по работе с алкоголизированными семьями, внедрение технологий раннего выявления и работы со случаем, в семинаре по оказанию услуг (Н.Г.Королева), семинар – тренинг « Внедрение технологий раннего выявления и работы со случаем и технологий работы с семьей», супервизия Королевой Н.Г.. После семинаров совместно с кураторами отрабатывали на местах пройденный материал, анализировали программы реабилитации семьи, учили новых кураторов алгоритму работы со случаем, как правильно составлять программу по реабилитации семьи.
Проведены такие мероприятия, как:
1. «Круглый» стол на базе участковой врачебной амбулатории МО СП «Жемчуг» по теме «Роль молодых родителей в выхаживании новорожденных, причины младенческой смертности» с беременными и кормящими матерями, охвачено 15 родителей и 4 медицинских работника.
2. «Круглый» стол «Причины детского неблагополучия в семье, факты жестокого обращения со стороны
взрослых к детям» с руководителями сельских поселений, специалистами организаций и учреждений,
общественными воспитателями, охвачено 37 человек.
3. Проведен семинар на базе Охор-Шибирской СОШ с директорами школ по теме:
- «Задачи муниципальных образовательных учреждений по реализации программы «Тоонто нютаг: традиция жива» в Тункинском районе». Охвачено 28 руководителей.
4. Проведен районный семинар «Профилактика социального сиротства и технология работы с семьями и детьми по ранним признакам семейного неблагополучия». Охвачено 37 человек, присутствовали медработники, специалисты сельских поселений.
5. Совместно с КДН и ЗП поведен семинар с приглашением общественных воспитателей на базе сельского поселения «Кыренское», охвачено 24 человека.
На начало года на учете состояло 133 неблагополучные семьи, 25 социально опасных семей. На конец года состоит на учете 118 неблагополучных семей, 11 социально опасных семей. По семьям СОП, регулярно отчитываются на заседании РКДН и ЗП, утверждаются списки ежеквартально.
В течение года социальным патронажем охвачено от 37 до 45 семей с детьми, семьи обследованы 280 раз. В этом году лишение в родительских правах стало меньше, если в 2009 году лишено 16 семей, то в этом году лишено в родительских правах две матери, все дети устроены в приемные семьи, родители двух семей привлечены по ст. 156.
По программе «Семья и дети» в отчетном периоде выделено денежных средств в сумме 71.1 тыс. рублей из местного бюджета, из внебюджетных источников поступило средств на сумму 496.3 тыс. рублей, охвачено мероприятиями 4432 человека. Защищена программа на 2011 год, запрашиваемая сумма финансирования составила 300.0 тыс. рублей.
Проведенная работа с семьями и детьми позволила:
- охватить социальными видами помощи и услугами 7651 семей и детей;
- сократить численность неблагополучных семей и семей СОП на 13%;
- не допустить увеличение числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
Всего на учете в органе опеки и попечительства состоят 185 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В том числе 161 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей проживают в опекунских семьях, 24 ребенка воспитываются в 14 приемных семьях. За 2010 г. выявлено 32 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из них переданы под опеку и попечительство 26 (24 на безвозмездную опеку и 2 на возмездную опеку), 6 переданы в Окинский реабилитационный центр для несовершеннолетних, из них 5 детей переданы в семьи на воспитание, 1 поступил на обучение в учреждение среднего профессионального образования на полное государственное обеспечение. Выплачивается опекунам (попечителям) ежемесячное пособие на содержание 112 подопечных детей, в размере 4800 рублей. За 2010 г. опекунам (попечителям) назначено и выплачено 14 единовременных пособий в размере по 13187 рублей, это при устройстве детей – сирот в семьи под опеку (попечительство), на усыновление, в приемную семью.
В целях защиты прав и детей, рассмотрены в судах 3 иска по лишению родительских прав в отношении 4-х детей и 1 исковое заявление об отмене удочерения. По запросу суда и прокуратуры района произведено 12 заключений о целесообразности лишения родительских прав в отношении 21 детей, одно заключение об отмене ограничения родительских прав в отношении 2 детей, дети возвращены родителям.
В соответствии с постановлением Правительства Республики Бурятия от 12.11.2010г. № 476 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Бурятия от 31.03.2005 г. № 102 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» сформированы сводные списки на 139 детей – сирот, не имеющих жилья и нуждающихся в его предоставлении и направлены в Республиканское Агентство по делам семьи и детей. Также направлены заявки на предоставление жилых помещений 20 детям, оставшихся без попечения родителей (старше 18 лет), не имеющим закрепленного жилого помещения, у которых право на обеспечение их жилыми помещениями возникает в течение 2011 года и заявка на 15 граждан у которых право на обеспечение их жилыми помещениями возникает в течение 2012 года. В 2010 году приобретено 3 жилых помещений, на сумму 1млн. 152 тысяч 360 рублей, 3-м лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме этого по ходатайству Администрации муниципального образования «Тункинский район» МО СП «Кыренское» выделило одно жилое помещение 1 несовершеннолетнему вернувшегося с мест лишения свободы по договору социального найма.
Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав муниципального образования «Тункинский район» осуществляет свою деятельность в соответствии с ФЗ – 120 от 24.06.1999г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Положения о комиссиях по делам несовершеннолетних РСФСР от 08.06.1967г., Закона РБ « О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Бурятия и наделении органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов государственными полномочиями по образованию и организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав» от 19.09.2006г.
В 2010 г. уменьшилось количество административных материалов, поступило за год 153 материала, в том числе на несовершеннолетних – 38, на родителей -109, иных лиц – 6, вынесено постановлений о назначении административного наказания -91, в т.ч. несовершеннолетним – 16, родителям – 74, иным лицам -1, прекращено на основании ст. 24.5 ч.1 п.2 п.6 п.7 КоАПРФ – 59, 2
В 2010 г. на учете комиссии состояло 34 несовершеннолетних, из них условно осужденных – 7. С состоящими на учете несовершеннолетними проводится индивидуально профилактическая работа, проверяются по месту жительства, за каждым закреплен общественный воспитатель. Сократилось количество детей, состоящих на учете в наркологическом кабинете: до 14 лет -2, 15-17 лет – 5, с которыми проводится ежемесячный скрининг на употребление гашиша и алкоголя, проверка по месту жительства в ходе операций «Подросток-игла», «Надзор», «Условник». На профилактическом учете в комиссии состоит 44 семьи.
Главная цель государственной политики в отношении молодежи заключена в формировании активной жизненной позиции молодых граждан и повышение уровня социально-экономической активности молодежи. Основные направления деятельности Администрации МО «Тункинский район» в области молодежной политики соответствуют Закону «О государственной молодежной политике Республике Бурятия» и районной целевой программе «Молодежь Тунки» 2008-2010 гг. 2011-2015 гг.»
За 2010 год принято 34 нормативно-правовых акта, касающихся реализации государственной политики в отношении молодежи.
Численность молодежи на 01.01.2011 г. – 6037 человек, что составляет 26,5% от общей численности населения.
С целью формирования у молодежи активной жизненной позиции, совершенствования уровня реализации государственной молодежной политики в Тункинском районе 12 ноября 2009 году был создан Совет молодежи при Главе в составе 21 человека. Сюда вошли лидеры молодежи сельских поселений, лидеры общественных объединений и активисты молодежного движения. Советом молодежи инициируются различные мероприятия. В январе 2010 года по всем сельским поселениям проведен районный выездной семинар «Перспективы реализации молодежной политики в муниципальных образованиях сельских поселений». В феврале по инициативе Совета молодежи прошла V Районная конференция «Молодежь Тунки – настоящее и будущее района» с участием Ассоциации молодежных объединений, РОО «Китой», РОМО «Молодежь Тунки» и других молодежных общественных организаций района и республики.
Одним из интересных мероприятий года стало проведение «круглого» стола «Активация работы детских и молодежных общественных объединений и повышение их роли в воспитании молодого поколения граждан Тунки», проведенного совместно с районным Советом ветеранов 29 октября.
Доля безработной молодежи, зарегистрированной на бирже труда, составляет 29%. Временно неработающих молодых людей, не состоящих на учете в Центре занятости, насчитывается порядка 450 человек, что составляет 7% от общего количества молодежи. В рамках реализации мероприятий «Дополнительной программы по снижению напряженности на рынке труда Республики Бурятия» только за 2010 год 60 молодых людей изъявили желание и получили субсидию на создание собственного дела, что составило 54% от числа безработных, получивших помощь от государства. Основными направлениями деятельности молодых предпринимателей являются: придорожный сервис – создание ИП в сфере услуг – 57%, сельскохозяйственное направление – разведение коров, свиней, кроликов, лошадей – 37%, другое – 6%.
С целью укрепления института молодой семьи ведется работа по поддержке молодых семей района. По программе «Государственная поддержка граждан нуждающихся в улучшении жилищных условий» субсидию на приобретение (строительство) жилья или на погашение ипотечного кредита в 2009 году получили 13 молодых семей. На сегодня в очереди на улучшение жилищных условий состоит 234 молодых семьи и 88 молодых специалистов. В 2010 году субсидию получили 6 молодых семей: КБЛ «Нилова Пустынь» - 1, земельный комитет – 1, образование – 1, банки – 1, ЦРБ – 1, юстиция – 1. Из федерального бюджета выделено 807300 рублей, из республиканского бюджета 134550 рублей, такая же сумма выделена из местного бюджета.
В рамках реализации закона Республики Бурятия «О бесплатном выделении земельных участков» по району было выделено 20 земельных участков для строительства. В муниципальном образовании «Аршан» было создано Дачное Некоммерческое Товарищество. Из 540 земельных участков ДНТ, 320 было выделено бесплатно молодым семьям. В настоящее время ведется работа по получению этими молодыми семьями 300 кубов леса.
Таким образом, несмотря на определенные трудности, в Тункинском районе создаются условия для успешной самореализации молодых людей, привлечения самой молодежи к вопросам местного значения, реализацией социально-значимых проектов на территории муниципального образования. Гармонично вписавшись в реализацию туристского кластера «Тункинская долина», молодежь нашего района увеличивает свой вклад в развитие края. Повышает его привлекательность, тем самым решаются вопросы социализации молодежи и её вовлечения к участию к реализации Программы социально-экономического развития района.
В соответствии Программы дополнительных мероприятий направленных на снижение напряженности на рынке труда Республики Бурятия в 2010 году, в районе проведены мероприятия по организации общественных работ, по стажировке выпускников, содействию трудоустройства инвалидов и самозанятости безработных граждан. Участвовали в данных мероприятиях всего 306 человек, из них безработных граждан 223 человека и 71 ищущих работу граждан.
Общий объем субсидий из средств федерального и республиканского бюджета по всем мероприятиям составил 13 млн. 201 тыс.рублей, в том числе средства республиканского бюджета 99 тыс. 020 рублей, федерального бюджета 13 млн. 102 тыс. рублей.
В 2010 году Центром занятости населения в рамках дополнительных мероприятий заключен договор по организации общественных работ с МУП «Коммунальник», участвовали в общественных работах 132 человека, из них граждане ищущих работу – 64 человека, безработные – 68 человек. Расход средств субсидий федерального бюджета составил 432 тыс. 705 рублей и республиканского бюджета 99,02 тыс. рублей.
В результате проведенных мероприятий по самозанятости безработных граждан в 2010 году зарегистрировались в качестве индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица 148 безработных граждан, состоящих на учете в Центре занятости населения. Предоставлены безвозмездные субсидии на организацию собственного дела из средств субсидий федерального бюджета на сумму 12 млн. 348 тыс. рублей.
На начало 2010 года состояли на учете 189 ищущих работу, а на конец года 177 безработных граждан.
Уровень регистрируемой безработицы в районе на конец года 1,6%.
Общий уровень безработицы в районе – 9,0%.
Уважаемые депутаты, главы и приглашенные!
Практика показывает, - глубокие преобразования для решения указанных стратегических направлений невозможны без активизации деятельности кадровых служб.
Можно сказать, что в настоящее время нами создана определенная нормативная база, пакет документов по обеспечению кадровой работы и прохождению муниципальной службы. Так принята муниципальная целевая программа «Развитие муниципальной службы в муниципальном образовании «Тункинский район» на 2009-2011 гг.». Программой предусмотрено совершенствование муниципального управления, формирование резерва кадров для муниципальной службы, управленческих кадров. Пересмотрены и определены новые подходы к организации подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.
За эти годы 5 человек прошли переподготовку при СибАГС, повысили квалификацию 2010 году – 38 муниципальных служащих, что составляет 33% от общего числа муниципальных служащих за счет средств республиканского бюджета, в I квартале 2010 г. прошли повышение квалификации 7 человек.
Отлаживается взаимодействие с Вузами Республики, заработала система курсов и постоянно действующих семинаров.
Создан, активно работает и совершенствует свою деятельность Совет по кадровой политике при Главе района. Это Коллегиальный орган, который анализирует ход реализации кадровой политики, вырабатывает предложения, координирует деятельность всех структур в области работы с кадрами.
В течение года проведено 11 заседаний Коллегии, на которых рассмотрели 72 вопроса касающихся исполнения программы СЭР, решений Правительства Республики Бурятии, решений сессий районного Совета депутатов.
При Главе района создан постоянно действующий орган – планерное совещание с руководителями предприятий, организаций, учреждений, начальниками управлений и отделов. Заседания проводятся еженедельно.
Основной задачей совещания является координация усилий организаций, учреждений. хозяйств различных форм собственности для стабилизации положения и возможностей, оказание информационной и практической помощи деятельности коллективов.
За 2010 год рассмотрено 70 вопросов, характер рассматриваемых вопросов различный. Вошло в практику заслушивать на планерных совещаниях вопросы контрольного характера. Так о ходе исполнения Указов Президента Республики Бурятия и постановления Правительства Республики Бурятия было заслушано 6 вопросов, о ходе или выполнение постановлений и распоряжений Главы района – 32 вопроса. Большинство вопросов по итогам совещания ставится на «к», принимаются распоряжения и постановления Главы района.
Вошло в практику проведения «Дней Администрации». Совместно с депутатами районного Совета. Так в 2010 г. побывали во всех поселениях. Поступившие замечания, предложения, просьбы жителей анализируются и по ним принимаются соответствующие решения.
Работа с обращениями граждан в МО «Тункинский район» организована на основании действующего законодательства Российской Федерации, Федерального закона от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской федерации», Положений, инструкций и Устава муниципального образования.
За 2010 год поступило 809 письменных и устных обращений граждан. За первое полугодие было 366. По сравнению с 2009 годом (1215) произошло снижение числа обращений. Это говорит о стабильной ситуации в районе в выплате пособий, пенсий, заработной платы.
Прием граждан по личным вопросам ведется согласно утвержденному графику. За исполнением ведется строгий контроль со стороны главы района. Специалист администрации, отвечающий за обращениями, заслушивается на планерных совещаниях при руководителях структур 2 раза в год. Кроме того, ведется работа и в поселениях. Проводится разъяснительная и методическая работа по снижении обращений, недопущению повторных. На особый контроль поставлены сроки обращений. Еженедельный отчет по понедельникам по поступившим документам, письмам.
Разрешите остановиться на основных направлениях деятельности администрации района в 2011 г.:
- работа по изготовлению ПСД, отвода земель под автотуристский кластер «Тункинская долина» по ФЦП «Развитие внутреннего и выездного туризма в РФ» (ФБ 1476,9 млн. руб. ч/инвестиции 3757,4) 2011-2016 гг. РБ – 42,9 млн., МБ -5,97 млн. рублей.;
- реализация инвестиционного проекта ЗЭБ ТРТ «Нилова Пустынь»;
- оказание содействия в реализации инвестиционных проектов:
а) строительство молочного комплекса на 1200 голов ООО «Жемчуг»;
б) строительство убойного цеха в с. Харбяты;
в) запуск молокозавода ООО «Жемчуг»;
г) строительство цеха по производству витаминно-травяной муки;
д) реконструкция автодороги А-164 (Зангисан 1184,0 млн. рублей,
Кавказ, обустройство с. Шулуты, Торы, Зун-Мурино, Жемчуг, Харбяты, Кырен, Туран ~3,2 млн. рублей;
е) строительство ДАПП Монды-Ханх;
- реализация мероприятий программы модернизации здравоохранения и образования;
- организация совместной работы с поселениями по утверждению генпланов;
- завершение строительства х/о ЦРБ;
- включение в программу «Развитие Дальнего Востока, Забайкалья» строительство медико-диагностического центра, родильного дома;
- ввод в эксплуатацию инженерной инфраструктуры с. Кырен (I очередь 178,0 млн. руб.);
- реконструкция детского сада «Солнышко»;
- реконструкция пансионата «Огонек» под детский сад с. Аршан (450,0 т.руб.);
- оказание поддержки малому предпринимательству через Фонд развития предпринимательства (500,0 тыс.руб);
- реализация программы повышения энергоэффективности.
Уважаемые депутаты и приглашенные!
Вы прекрасно понимаете какие требования и мера ответственности ложатся на органы местного самоуправления в настоящее время. Согласно ФЗ-131 ст. 14, 15 фактически вся работа на территориях возложена на местное самоуправление – путем передачи государственных полномочий в области образования, здравоохранения, социальной защиты, работы с детьми, охраны окружающей среды и т.д. Да, ещё и 32 полномочий районного уровня. Одним словом приходится заниматься всем и вся и ответственность, адекватно, за все и вся.
В соответствии со статьей 32 (исключительно полномочия Главы муниципального образования) Устава МО «Тункинский район» мне приходилось постоянно работать с Правительством Республики Бурятия, с министерствами и ведомствами. Участвовать на конференциях, круглых столах, заседаниях и др. по различным вопросам взаимодействия с государственными органами.
Важным политическим и знаковым событием в 2010 г. стала рабочая поездка Президента РБ Наговицына В.В. и ряда министров, в результате которой были расставлены приоритеты развития района, обозначены основные меры неотложной помощи и дана, в целом, положительная оценка деятельности администрации и Совета депутатов района.
Тесное взаимодействие, согласованное принятие решений по жизненно важным вопросам СЭР района позволят нам, районному Совету депутатов и администрации района, выверено и своевременно, реализовать принятые сессией решения.
Это достигнуто за счет отлаженной, доверительной работы постоянных комиссий районного Совета депутатов и управлений, отделов районной администрации.
Думаю, что и в дальнейшем мы будем также плодотворно работать
Спасибо за внимание!
Назад к списку