О славных казаках.

21 июля 2011
Издавна казачество было оплотом Руси, его силой, гордостью и отвагой. Казаки были не только защитниками родных рубежей, они были хранителями богатейшей русской культуры, ее традиций. Довольно сложно охватить всю историю казачества, описать их быт и традиции. Расскажем о самом интересном… Главную роль в процессе присоединения Сибири к Российской империи, а затем и охраны ее границ играли именно казаки. Появление их отрядов в Забайкалье примерно относится к началу 17 века, когда все местные племена входили в сферу влияния Монгольского государства и составляли единую с ним историко-культурную общность. «Не сказать, что я потомственный казак. Прежде всего, я капитан милиции, ушел на пенсию в 1993 году. После занимался различными видами деятельности. Фактически в Кяхтиском городском казачьем обществе я состою с 2009 года, веду активную работу. Во времена советского союза было запрещено говорить, что ты казак, или твой отец и дед казаки, поэтому история нашего рода оборвалась. Мой дед по отцовской стороне родом из села Хулдат, что в Джидинском районе. А как вы знаете, это тоже приграничный район. Я думаю, мой дед был казаком», - рассказывает казачий подъесаул Сергей Александрович Соколов. Так чем же занимаются современные казаки? Сильно ли нынешнее казачество отличается от того, о котором мы читали еще в учебниках по истории? Как оно эволюционировало и чем живет сейчас? «Раньше главной обязанностью была охрана и защита границы, сейчас такого уже нет. Но в случае необходимости, мы всегда можем придти на помощь. У нас есть рядовой казачий состав, который и помогает. В основном мы занимаемся общественной работой, участвуем в районных мероприятиях. Сейчас готовимся к III Республиканскому фестивалю казачьей культуры, который пройдет уже в эти выходные. У каждого определенная работа. Очень тесно сотрудничаем с церковью, ведь «православный» и «казак» всегда были тождественными понятиями. Православие - религия, с которой судьба казачества связана вот уже второе тысячелетие…» Еще издавна казачество заявляло о себе как об оплоте Православия и защитника христианского мира, твердо стояло "за дом Пресвятой Богородицы". В тяжелых условиях пограничья надежда на помощь Бога и святых давала силы к борьбе. Казаки молились, отправляясь в поход, и служили благодарственные молебны по возвращению из него. Молились в минуты опасности и радости. Непременным было сооружение одного, а то и нескольких храмов в казачьих городах. Христианская вера была основой жизненного уклада и традиций казачьей общины, где суть всего бытия понималась как служба Богу, Царю и Отечеству. На протяжении столетий глубокая вера определяла и мировоззрение казачества. В отписке от 3 декабря 1637 года о взятии Азова, среди главных причин своих действий казаки называли глумление турок над Православной верой и разорение церквей. Казак с молоком матери впитывал, что "положить живот за други своя" и "за Престол Пресвятой Богородицы" богоугодное дело и всю свою сознательную жизнь готовился к этому, ибо "зачем иметь меч, если им не сечь то, для чего он выкован". То есть - зачем именовать себя казаком, если не служить Вере, Царю и Отечеству. Казачество крепко связано с церковью, но не только православный может быть казаком. Будь ты буддист или мусульманин, ты можешь нести верную службу государству. «Твоя религия не имеет никакого значения. На Казачий круг вместе с батюшкой часто приезжают и ламы», - объясняет Сергей Александрович. Беспощадные к врагам, казаки в своей среде были всегда благодушны, щедры и гостеприимны. В основе характера казака была какая-то двойственность: то он весел, шутлив, забавен, то необычайно грустен, молчалив, недоступен. С одной стороны, это объясняется тем, что казаки, глядя постоянно в глаза смерти, старались не пропускать выпавшую на их долю радость. С другой стороны – они философы и поэты в душе – часто размышляли о вечном, о суете сущего и о неизбежном исходе этой жизни. Поэтому основу в формировании морально-нравственных устоев казачьих обществ составили 10 Христовых заповедей. Приучая детей к соблюдению заповедей Господних, родители по народному их восприятию поучали: не убивай, не кради, не блуди, трудись по совести, не завидуй другому и прощай обидчиков, заботься о детях своих и родителях, дорожи девичьим целомудрием и женской честью, помогай бедным, не обижай сирот и вдовиц, защищай от врагов Отечество. Но прежде всего, крепи веру православную: ходи в Церковь, соблюдай посты, очищай душу свою – через покаяние от грехов, молись единому Богу Иисусу Христу и добавляли: если кому-то что-то можно, то нам нельзя – МЫ КАЗАКИ. Чрезвычайно строго в казачьей среде, наряду с заповедями Господними, соблюдались традиции, обычаи, поверья, которые являлись жизненно-бытовой необходимостью каждой казачьей семьи, несоблюдение или нарушение их осуждалось всеми жителями хутора или станицы, поселка. «Мы имеем право, вызвать нарушителя на Казачий суд и наказать его за проступок». Как видите, обычаев и традиций много. Одни появляются, другие исчезают. Но остаются те, что наиболее отражают бытовые и культурные особенности казаков, что сохраняются в памяти народа от далекой старины. Во время фестиваля у нас будет возможность увидеть конные скачки, многоборье и джигитовка. Казачье многоборье будет включать в себя рубку шашкой лозы, сбивание мишеней нагайкой, забрасывание аркана, метание ножей, метание копей - и все это на скаку. После завершения многоборья казаки покажут свою удаль в джигитовке. Необычайно интересна и захватывающа жизнь казаков. И, думаю, в наших интересах объединить все силы и помочь возродить славную казачью культуру. Ирина Досмухамбетова.

Назад к списку
Поиск: