Дельталёты над Хоринском

29 июля 2011
В воскресенье вечером в небе над Хоринском послышался легкий шум моторов. Те, кто не поленился поднять голову, могли наблюдать полет двух крылатых машин, похожих на дельтапланы. К самолетам и вертолетам мы давно привыкли, часто видим парашютистов, даже НЛО, как утверждают некоторые очевидцы, пролетали в наших местах – и это не новость, а вот дельтапланы появились у нас впервые. Пролетев над юго-восточной окраиной Хоринска, необычные машины с яркими треугольными крыльями приземлились на нашем аэродроме. Как выяснилось, это были мотодельтапланы, или дельталёты: в отличие от дельтапланов, они снабжены двигателем, воздушным винтом и посадочными местами для пилота и пассажира. Мало кем замеченные путешественники, дозаправив баки и прикупив продуктов в местном магазине, скромно расположились на ночлег в палатках прямо на аэродроме. Между тем, в былые годы их, наверняка, встречали бы как героев. Пилоты Александр Щербаков и Андрей Борисевский посвятили свой полет 75-летию полета Валерия Чкалова по маршруту Москва – Петропавловск-Камчатский. Маршрут, по которому в 1936 году проследовал экипаж Чкалова, пролегал над морями Северного Ледовитого океана, это был подготовительный полет знаменитого летчика перед перелетом в Америку. Сбросив вымпел над Петропавловском-Камчатским, Чкалов направил самолет к материку и из-за погодных условий совершил вынужденную посадку на маленьком острове Удд, расположенном в заливе Счастья Охотского моря. Остров Удд впоследствии назвали островом Чкалова. Именно этот остров является конечной точкой путешествия, которое предприняли отважные воздухоплаватели Александр Щербаков и Андрей Борисевский. 12 июля они на двух дельталётах поднялись в воздух с подмосковного аэродрома, и, останавливаясь на отдых, к 24 июля достигли Хоринска. Лететь по маршруту Валерия Чкалова над Северным Ледовитым океаном они не рискнули, однако от этого их полет не выглядит менее героическим. Представьте только, что вы находитесь в открытой всем ветрам машине на большой высоте, внизу земля, над вами только два крыла, а впереди – тысячи километров воздушного пути, который вы проходите впервые. Чтобы сохранять присутствие духа в такой ситуации, необходимо, по крайней мере, бесстрашие Икара. Как рассказывает Александр Щербаков, к полету они готовились несколько лет, совершая дальние тренировочные полеты. Оба пилота – члены клуба «Спецпрограмма», дельтапланеризм – их увлечение. Чтобы осуществить полет, искали спонсоров, да и своих средств вложили немало. Дельталёт «Форсаж» Александр приобрел почти за миллион рублей, а Андрей, имея собственное СТО, собрал летательную машину самостоятельно, но и она обошлась пилоту в кругленькую сумму («Семьи посажены на голодный паек», - шутят пилоты). На аппаратах установлена радиосвязь, есть все, что может пригодиться в дороге, и, главное, запас топлива на 600 км пути. Кстати, дельталёты весьма экономичны: так, на путь от Иркутска до Хоринска каждому пилоту хватило 40 литров бензина. Сами пилоты экипированы по-зимнему: высоко в небе июльская жара не ощущается, вместо кондиционера там пронизывающий ветер. Теплые комбинезоны спасли путешественников, когда над Байкалом их застиг проливной дождь. Всего за время полета пилотам предстоит преодолеть более 8 тысяч километров пути. Их маршрут пролегает через 30 городов России, среди них Нижний Новгород, Казань, Нижнекамск, Уфа, Челябинск, Омск, Новосибирск, Кемерово, Красноярск, Иркутск, Улан-Удэ, Чита, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Николаевск на Амуре и др. Впервые полет на дельталётах совершается на такое расстояние. Для того, чтобы следовать строго по курсу, пилоты пользуются навигатором. Перед каждым вылетом они запрашивают разрешение на полет, и это необходимо, ведь дельталёты способны подниматься на высоту шесть тысяч метров, наравне с большими самолетами. Рано утром 25 июля дельталёты уже поднялись на крыло, следующую посадку пилоты планируют совершить в Чите. Счастливого полета! Ольга ЯКОВЛЕВА. Фото Валерия Яковлева.

Назад к списку
Поиск: