По ту сторону дежурного экипажа.
Идея сделать репортаж о работе сотрудников ГИБДД, проведя день или хотя бы несколько часов вместе с дежурным экипажем, родилась в голове давно. А помог мне ее осуществить Бухольцев Денис Анатольевич, исполняющий обязанности начальника ОГИБДД ОВД по Кяхтинскому району. Он и определил меня в пятничное дежурство по городу.
Итак…в 10.00 я заступаю на дежурство.
- Что вы увидеть то хотите? – спрашивают у меня в патрульной машине.
- Работу инспектора ГИБДД изнутри, - отвечаю. – То есть делаете все как обычно, а я напишу об этом репортаж. Будет неплохо, если получится в погоне поучаствовать. А вот в перестрелке бы не хотелось.
- Это вряд ли. Спокойный режим, как обычно.
Направляемся на 208 километр автодороги Улан-Удэ – Кяхта. Там я и буду нести дежурство, а в напарниках у меня лейтенант милиции - Олег. Тут же находится Пост пограничного контроля.
Пока я разбираюсь со своей немногочисленной техникой, инспектор останавливает первую машину… Водитель немного хмурится при виде фотоаппарата, но почти сразу успокаивается, узнав, что это для местной газеты.
- Все в порядке. Счастливого пути! – прощается Олег с водителем.
Тут же останавливаем следующий автомобиль… Если присмотреться к инспектору, то можно заметить, что он является обладателем очень характерной походки, чуть в вразвалочку – ведь водителю нужно время, чтобы достать документы. Речь у них неспешная, но настойчивая. Плюс ко всему должностные инструкции обязывают быть вежливыми и сдержанными, чего у них действительно не отнять.
У этого автомобиля, как я стала понимать к концу дня, нарушение на лицо – не включен ближний свет. По правила дорожного движения: «в светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни». Штраф составляет 100 рублей.
Разговор с водителем не заладился. Мне машут рукой, дескать, отстаньте от него. Отстаю. Тем временем инспектор выписывает водителю предупреждение.
В перерывах задаю инспектору вопросы:
- Есть мнение, что сотрудники ГИБДД вместо того, чтобы следить за безопасностью движения, просто встают на так называемые рыбные места – места с какой-нибудь «заморочкой» и только и собирают штрафы.
- Сколько людей – столько мнений, - отвечает инспектор.
- Я хочу узнать ваше.
- Сегодня вы сами убедитесь в ложности этого убеждения. Мы патрулируем по всему городу, и не бывает такого, чтобы где-либо мы могли задержаться надолго, - говорит Олег. - Движение в городе оживленное, за всем нужно уследить. А нарушений и без ваших рыбных мест хватает.
Подежурив немного на посту, я отправляюсь в город. Там все-таки интереснее. Место остановки выбрано – встаем недалеко от въезда в центр города.
- А за скорость штрафовать будем, - спрашиваю я у дежуривших здесь инспекторов.
- Водители же не дураки, - отвечают мне. – Патрульную машину еще с той горы видно, да и встречные подмигивают. Тем более в этом месте не гонят.
Не только не гонят, но, завидев нас, с демонстративной законопослушностью тащатся километров 40 в час. Со стороны смотрится забавно.
- И сколько длится ваше дежурство? – не отстаю я.
- В восемь утра заступаем, а восемь вечера меняемся. В это время на дежурство выходит ночной патруль, дежурят до восьми утра. На обед нам дается час, полтора. И снова на службу, - рассказывает мне Вячеслав.
- Сейчас вы дежурите практически в идеальное время. А каково стоять на посту промозглой осенью, когда утренний дождь смывает с травы изморось? А зимой в минус тридцать?
- Все тоже самое. Только по очереди ходим греться в машину, - объясняют мне.
Я заступила на дежурство позже остальных, но уже изрядно устала, а смена длится 12 часов. И если поначалу стоять на посту интересно и весело, то со временем начинаешь понимать, почему в инспекторы не идут женщины.
За день мне воочию пришлось убедиться, какие нерадивые бывают водители и как много все-таки тех, кто любит нарушить. Ремень не пристегнут, ближний свет не включат, у кого-то вообще водительские права отсутствуют… «Дома сумочку забыла с документами», -объясняет одна разъяренная девушка. И буквально все хамят, спорят и угрожают, оставаясь уверенными в собственной правоте и безнаказанности. Моих нервов, наверное, не хватило бы для такой работы. За державу обидно! Люди ведь не понимают, что об их же безопасности и беспокоятся. Сотрудники терпимо объясняют, что да как, каждому водителю.
«Как не нарушать? Ну, ремень не пристегнул, ну встал под знаком. Я часто нарушаю, иногда это вовсе случайно выходит, - признается один из водителей. – Вся беда в дорогах. Вы так и напишите, пожалуйста».
И как солью на рану посыпал… да, дороги – это беда. Но нельзя же все свои нарушения спирать на дороги, соблюдать меры безопасности еще никто не запрещал… Да, и как тут объяснишь людям. Каждый ведь в своей правде уверен.
Ирина Досмухамбетова.
Назад к списку