В.Ж. Цыремпилов: «Все полномочия должны быть финансово подкреплены».

10 сентября 2011
Федеральный закон №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» был принят в 2003 году. В частности, закон о местном самоуправлении определяет вопросы местного значения, за решение которых ответственны муниципальные образования. Как решаются вопросы местного значения в городских и сельских поселениях Кяхтинского района, какие трудности и проблемы существуют? С этими вопросами мы обратились к главе Кяхтинского района, председателю Ассоциации (Совета) глав муниципальных образований Валерию Жамсуевичу Цыремпилову. Сегодня уже все муниципалитеты, все главы поняли необходимость принятия закона, конечно, сам по себе закон сложный, сегодня закон позволяет муниципалитетам определить те функциональные задачи, которые были возложены на них. Основа основ всего этого закона говорит о том, что местные органы власти - это самостоятельные органы власти, имеют самостоятельный бюджет, имеют свои обязательства перед населением. Я считаю, что муниципальная власть - это самая близкая власть к народу, и она должна жить ежедневно проблемами народа. От того, как работают муниципальные власти на месте, по тому и судят, в целом, как работает власть на уровне района, республики и в целом России. Это прозвучит громко, но я считаю, что муниципальная власть на уровне поселения, на уровне района – на виду у всех людей. И именно она отвечает за решение проблем, которых возникает множество. Люди обращаются как с частными вопросами, так и проблемами ремонта дороги, проведения освещения, сохранности скота, оформления земельных паев, строительства жилья. Вопросов очень много. Порой бывают такие моменты, когда глава не в силах решить какой-то вопрос, но все равно люди обращаются с надеждой, как к последней инстанции, всеми своими проблемами, болями, горестями делятся. Больше всего доверяют люди главам поселений, потому что они ближе всех к людям, всенародно избраны односельчанами, каждого знают с малых лет. Конечно, многие главы могли бы многое сделать для людей, для села, жителей улицы, поселка, но существует одна великая проблема на сегодня - нехватка финансовых средств. Статья 14 «Вопросы местного значения» включает в себя 34 полномочия, к примеру, одно из них: создание условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка. В то же время, отдельного закона об охране общественного порядка нет. И дружинники ничем не защищены. Но все равно у нас имеются дружинники, есть казачьи дружины, общественность дежурит в период праздников. То же самое можно сказать и о многих других полномочиях, самые злободневные из которых: обеспечение малоимущих граждан жильем, ремонт дорог. Есть надежда, что в будущем, с появлением Дорожного фонда, у нас такая возможность появится отремонтировать сельские дороги. На уровне района государство дополнительно возложило на муниципальную власть функции опеки и попечительства, решение вопросов по линии постановки на военный учет и другие. Кроме этого, такими вопросами, как снятие и постановка на учет, регистрация тоже занимаются главы поселений. Различные организации зачастую напрямую обращаются к главам, чтобы те предоставили им необходимую справку или, например, дали информацию о гражданине. И хотя это не входит в прописанные полномочия, но все равно этим занимаются главы. Не все полномочия из-за отсутствия финансовых средств, главы могут исполнить. Поэтому надзорные органы подвергают глав наказаниям. Это тоже очень болезненный вопрос на сегодня. В законе прописаны формы непосредственного осуществления населением муниципальных образований и участие населения в осуществлении местного самоуправления. Это такие формы как местный референдум, местные выборы, сход граждан, правотворческая инициатива граждан, территориальное общественное самоуправление (ТОС), публичные слушания, собрания и конференции граждан, опрос граждан, обращения граждан в органы местного самоуправления. Какие из этих форм реализуются в нашем районе (можно на конкретных примерах) и насколько успешно? Мы хотим, чтобы люди жили в чистоте и порядке, поэтому организовали районный конкурс на самое чистое поселение. Ежегодно поощряем победителей. В районе развивается движение ТОС. На сегодняшний день зарегестрировано более 50 ТОС. Также у нас есть районный конкурс на лучшее территориальное общественное самоуправление (ТОС). Сегодня население, особенно в сельских поселениях, активно проявляет инициативу. Например, люди сами собрали деньги и построили памятники павшим воинам в с. Субуктуй, в с. Киран, с.Цаган-Челутай и других селах. ТОСы занимаются благоустройством, проводят субботники, обустраивают детские и спортивные площадки, парки, занимаются патриотическим воспитанием и культурным досугом подрастающего поколения. В МО «Усть – Киранское» тосовцы на выигранные в республиканском конкурсе деньги решили взяться за строительство начальной школы. Осенью в поселениях прошли отчеты глав, в основном, все главы получили удовлетворительную оценку. Одним словом, инициатива людей – это огромный резерв. Регулярно в селах проводятся выездные приемы всех наших служб, я, как глава района также веду приемы граждан. Проводятся сходы, собрания и конференции граждан, публичные слушания, опросы… Таким образом, почти все формы осуществления и участия населения в осуществлении местного самоуправления у нас задействованы. В 131-м законе говорится также и межмуниципальном сотрудничестве. Вы, Валерий Жамсуевич, также являетесь председателем Ассоциации (Совета) муниципальных образований Республики Бурятия. Расскажите о том, каким образом реализуется сотрудничество между муниципальными образованиями? У нас довольно хорошо налажено межмуниципальное сотрудничество со многими районами. Тесно сотрудничаем с администрациями районов республики, к примеру, по обмену опытом выезжали в Еравнинский, Закаменский, Тункинкинский районы. Да и к нам тоже приезжают наши соседи, проводим совместные семинары. Недавно заключили соглашение о сотрудничестве с Усольским районом Иркутской области, договорились с Герасимовым Петром Михайловичем, главой Усольского района прежде всего о взаимовыгодном сотрудничестве в области сельского хозяйства и не только. 20 тонн семян сортового картофеля мы получили от хозяйства МО «Белоречнское» Усольского района. В мае нынешнего года делегация нашего района побывала в Усольском районе. Теперь ожидаем приезда делегации Усольского района к нам. Давно и плодотворно сотрудничаем с Селенгинским аймаком Монголии. Недавно наши ветераны вернулись из поездки в Монголию. Там они получили лечение, отдохнули. Взаимно сотрудничаем в сфере образования, здравоохранения, повышения квалификации специалистов. Очень хорошие у нас отношения и с Агинским автономным округом. Федеральный закон №131-ФЗ « Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» был принят в 2003 году. С того времени в закон было внесено множество редакций, дополнений, изменений. Какие на Ваш взгляд изменения были своевременны, целесообразны, с чем они были связаны? Какие изменения или дополнения необходимы или желательны в дальнейшем или последняя редакция закона соответствует полностью современной действительности и не требует больше корректировки? Конечно, изменений было очень много, будут они и в дальнейшем, поскольку любой закон со временем совершенствуется, дополняется и корректируется. Кроме того, прежде чем принять закон, сначала сделали переходный период на три года, чтобы у муниципалитетов было время перестроиться. Многие регионы вообще перешли на этот закон только с 2009 года, наша республика перешла сразу с 2006 года. И я думаю, это решение было правильным. Сегодня очень важным моментом я считаю, то, что президент России Дмитрий Медведев создал рабочую группу по изменению межбюджетных отношений. Сам президент признал, что муниципальная власть - наиболее близкая власть к народу, на неё взвалили множество полномочий, ничем не подкрепленных. Конечно, изменения обязательно будут. Самое главное изменение, которое мы ждем, - все полномочия должны быть финансово подкреплены.

Назад к списку
Поиск: