Станут ли дороги лучше?
Сегодня много говорится об инновационном пути развития, создании инвестиционной привлекательности регионов. Всё это требует отлаженной дорожной сети. Однако большинство дорог находятся в неудовлетворительном состоянии из-за отсутствия должного финансирования. О дорожном хозяйстве района и перспективах развития – в интервью с главой Кяхтинского района В.Ж. Цыремпиловым.
- Валерий Жамсуевич, в каком состоянии сегодня находится дорожное хозяйство района?
- На территории Кяхтинского района проходят дороги федерального, республиканского и местного значений общей протяженностью 443 км, в том числе федерального значения 56 км, республиканского значения 181 км, местного значения 206 км. В настоящее время дороги находятся в состоянии значительного износа и подлежат ремонту. Срок эксплуатации их со дня последнего ремонта доходит от 10 до 34 лет. Считаю, что до 90 %покрытий дорог находится в крайне неудовлетворительном состоянии, что создает угрозу безопасности движения транспортных средств.
В связи с вводом в эксплуатацию Международного пункта пропуска «Кяхта-Алтан-Булаг» на российско-монгольской границе и вводом в эксплуатацию мостового перехода через р. Селенга на 124 км автомобильной дороги А-165 Улан-Удэ-Кяхта, значительно увеличился грузопоток, в том числе и большегрузных автомобилей.
Дорога федерального значения Улан-Удэ-Кяхта на участке от 163 по 219 км протяженностью 56 км с интенсивностью движения до 3000 автомобилей в сутки. На участке дороги, проходящей в городской черте, отсутствуют тротуары, освещение, светофоры- всё это способствует концентрации ДТП. Кроме того, с 212 по 219 км не предусмотрен водоотвод с примыкающих к дороге улиц, в результате вода во время осадков переливается через дорогу, образуя на ней наносы грунта.
Кроме того, участки федеральных дорог протяженностью 19 км (от 164 по 174 км, 177-182 км, 190-194) так же находятся в аварийном состоянии и требуют срочного ремонта. Не в лучшем положении находится ж/бетонный мост на 215 км р. Кяхтинска, так как в период прохождения паводковых вод не способен пропустить селевой поток и трижды подвергался разрушению, в связи с чем прерывалось движение по федеральной дороге, требуется увеличить длину моста, восстановить регуляционные сооружения в русле р. Кяхтинка. Сегодня начались работы по капитальному ремонту этого моста. В 2010 году на содержание 1 км федеральной дороги выделялось 220,1 тыс. руб., хотя для обеспечения допустимого уровня содержания по нормативу необходимо не менее 500 тыс. руб. Длительная эксплуатация существующих дорожных покрытий без проведения плановых ремонтов снижает его несущую способность, что приводит к разрушению. А средствами, которые выделяются на содержание восстановить покрытие невозможно. В сентябре закончился ремонт участка федеральной дороги А-165 на 179-182 км между Субуктуем и Калинишной стоимостью 13 млн. 683 тысячи рублей.
Общая протяженность дорог республиканского значения 181 км. Дорожная одежда имеет на большом протяжении значительный износ и подлежит ремонту. Необходимо провести ремонтные работы черного покрытия на 34 км, в том числе на а/д Кяхта-Наушки – 3км, Мурочи-Малая Кудара-11 км, Мухоршибирь-Бичура-Кяхта -20 км. Мы неоднократно ставили перед Минтрансом республики о передаче дороги Кяхта-Наушки в ведение федеральной дороги.
- Какая работа проводится администрацией района по обеспечению функционирования дорог местного значения? Какие основные проблемы требуют решения?
-Право собственности на автомобильные дороги общего пользования в районе возникли в 2006 году. Ранее они находились в собственности республики. По состоянию на 1 января 2006 года протяженность дорог местного значения в Кяхтинском районе составляет 206 км, мостов – 135,9 км. В реестре муниципальной собственности города состоит 71 км автомобильных дорог, из них с бетонным покрытием 11 км, грунтовые дороги – внутриквартальные дороги, проезды, тротуары. Актуальной задачей является не только строительство и ремонт дорог, но и вопросы содержания дорог, приобретение специальной техники. Город испытывает острую необходимость в денежных средствах для ремонта внутриквартальных, внутридворовых подъездов. Со временем всё изнашивается и разрушается, такая участь постигла мосты в г. Кяхта по ул. Банзарова и ул. Свердлова. Если на ул. Свердлова ремонт моста завершается, то на ремонт моста на ул. Банзарова необходимо порядка 4 млн. рублей. Таких средств в бюджете города, а тем более района нет. Кроме того, если район возьмется за ремонт моста в городе, то главу района могут привлечь к ответственности за нецелевое использование. Но всё равно мы не сидим, сложа руки, ставим вопрос о софинансировании из республиканского бюджета перед Минтрансом, Президентом Республики. Во время его последней поездки мы подняли данную проблему. На 2010 г. выделено на дорожное хозяйство 3,662 млн. руб., в т.ч. из республиканского бюджета 3,6 млн. Много это или мало?, Конечно, этого мало, больше половины городских дорог не отвечают требованиям. Капитальный ремонт - 3-4 км в год.
В связи с разграничением полномочий между органами государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления дороги переданы в муниципальную собственность без приведения их в порядок, вследствие длительной эксплуатации без проведения планового ремонта находятся в состоянии значительного износа. Тем не менее, работа в данном направлении ведется. В 2011 году строится дорога к с. Дурены протяженность. 2,4км. Это дорога местного значения. Её строительство финансируется по ФЦП «Развитие транспортной системы России на 2010-2015 гг.». Стоимость дороги 22 млн. руб., доля федерального бюджета составляет 20,8 млн. руб., республиканского-977 тыс. руб., доля муниципального бюджета 320 тыс.руб.
Проводится ремонт трех дорог по общей инфрастуктуре: Мурочи-Шазага-Тамир-Кудара-Сомон протяженностью 8 км; Ара-Алцагат-Первомайск-Шарагол - 5км; Дунгуй-Усть-Дунгуй -1км.7,3 млн. руб. 365 тыс. руб. - субсидии муниципального бюджета.
В прошлом году отремонтировали мост в Тамире. Завершается ремонт местной дороги с. Тамир. Построен мост через реку Чикой в Большом Луге, который обеспечит более удобный маршрут для перевозки угля с разреза Окино-Ключевского на Гусиноозерскую ГРЭС.
Дорога «Обход г. Кяхта» строится по программе «Дороги 21 века», сметная стоимость составляет 2 млрд. руб., финансируется из федерального бюджета, на сегодняшний день освоено более 700 млн. руб. и до конца года будет освоено 500 млн. рублей. Протяженность дороги 14 км. В составе проекта строительство мостового перехода. В октябре запущен асфальтово-бетонный завод и начали укладку со стороны МАПП п. Слобода. Строительством объездов вокруг сел Большой Луг, Усть-Кяхта, Субуктуй занимается ООО «Угольный разрез». Так же все деревянные мосты подлежат ремонту: на а/д Мурочи-Тамир-Кудара-Сомон на 12 км закрыт для движения транспортных средств, устроен объезд, на 22 км ограничена грузоподъемность.
На а/д Дунгуй-Усть-Дунгуй мост закрыт, устроен объезд. Участок на а/д Хоронхой-Усть-Кяхта-Большой Луг с 1 по 2 км подвержен наледообразованию с выходом ее на проезжую часть дороги.
На приведение в порядок вышеуказанных объектов требуется по самым минимальным подсчетам финансирование около 14,5 млн. руб., таких средств в местном бюджете нет. В этом году, как я уже упоминал выше, из бюджета района выделено более 7 млн. рублей на местные дороги. Я неоднократно выступал на заседании Правительства РБ и на совещаниях в республике и говорил, что на содержание федеральных и республиканских дорог выделяется определенная сумма, а на местные, к сожалению, нет. Нам самим приходится постоянно изыскивать средства из местного бюджета. Вот цифры для сравнения: На содержание 1 км республиканской дороги выделяется 72 тысячи рублей, федеральной - в 3 раза больше – 230 тысяч рублей, а на содержание муниципальной дороги – 0, на внутригородские и дороги внутри поселения - 0. В то же время собирается транспортный налог с населения, который продолжает передаваться в республиканский бюджет. Расходы, которые жизненно необходимы на местах для ремонта и строительства дорог, ликвидации аварийных ситуаций не учитываются при защите бюджета муниципальных образований. Вследствие чего соответствующие доходные средства в бюджетах муниципалитетов не предусматриваются. Хотя ради справедливости надо отметить, что в 2008 году Правительством РБ было распределено между муниципалитетами 150 млн. рублей на содержание муниципальных дорог.
- Какое содействие оказывают органы местного самоуправления в организации безопасности движения, сохранности автодорог, работе объектов сервиса?
-Автодорога проходит по городу Кяхта, разделяя город на две части. Весь транзитный транспорт идет в городской черте, создавая опасность ДТП (за два года произошло 38 ДТП, в которых погибло 12 человек и ранено 48 человек (2009-2010)).
Мы неоднократно поднимали вопрос о благоустройстве въезда в Кяхту перед ФГУ Упрдор «Южный Байкал». Необходимо устройство тротуаров вдоль федеральной трассы по г. Кяхта, освещение и устройство тротуаров в с. Калинишна. Особо опасный участок дороги км 212+0 до 215+500 (от территории в/ч69647 по площадке «Ж» вверх и до Нового рынка)
Для сокращения количества ДТП и безопасного пересечения дороги II технической категории необходимо устройство пешеходных переходов в двух уровнях. А в целях предотвращения ДТП, связанных с выездом на встречную полосу устройство разделительной полосы с установкой на ней барьерного ограждения. Или устройство пешеходных переходов со светоотражающим эффектом.
Администрация МО «Кяхтинский район» работает в тесном контакте с ФГУ Упрдор «Южный Байкал» по снижению аварийных ситуаций на участках автодороги в черте города Кяхта. Ведутся переговоры по установке светофора в г. Кяхта по ул. Рукавишникова, напротив школы №1. Проведена большая работа для установки освещения федеральной трассы в г. Кяхта. С момента ввода в эксплуатацию(2005-2007 гг.) затраты на освещение данной дороги покрывались из средств местного бюджета, что противоречит ФЗ-131 «Об общих принципах местного самоуправления…». С 2008 года освещение федеральной дороги было передано собственнику ФГУ Упрдор «Южный Байкал». Сегодня подготавливается проектно-сметная документация на обустройство дороги в 2012 году по Кяхте в сумме 41 млн. 900 тыс. рублей.
В связи с движением большегрузных автомашин ООО «Угольный разрез» состояние федеральной и республиканских дорог заметно ухудшилось, что тоже приводит к созданию аварийных ситуаций на дорогах.
Вдоль а/д А-165 в пределах городской черты расположены и предполагаются быть расположенными следующие объекты придорожного сервиса: автозаправочные станции, магазины, станции тех.обслуживания, закусочные, кафе. Всего 50 объектов.
Администрацией ведется работа с застройщиками по приведению существующих киосков, магазинов, являющихся объектов придорожного сервиса, в надлежащее состояние.
В связи с образованием свободной экономической зоны в монгольском городе Алтан-Булаг, администрацией МО «Город Кяхта» разработан и утвержден генеральный план г. Кяхта с проектом детальной планировки п. Слобода, согласно которому предполагается строительство объектов придорожного сервиса на прилегающей территории к МАПП - гостиничные комплексы, офисно-деловые центры, магазины. С 2006 года ряд участков на прилегающей территории к МАПП на конкурсной основе переданы в долгосрочную аренду предпринимателям, которые не спешат их осваивать. Мы ведем работу с арендаторами по разъяснению их прав о возможном досрочном расторжении договоров аренды из-за неиспользования земельных участков согласно Земельного Кодекса.
В процессе строительства дороги будет установлено несколько технологических площадок, которые в будущем будут использованы для размещения объектов придорожного сервиса.
- Имеются ли сегодня перспективы развития дорожного хозяйства в муниципальных образованиях? И как дело обстоит в других регионах страны, есть ли положительные примеры?
- В этом году на собрании Конгресса муниципальных образований России руководство Департамента Минрегиона отметило, что Президент России подписал закон, позволяющий создавать муниципальные дорожные фонды. Кроме того, из федерального бюджета выделено в 2011 году порядка 22 млрд. рублей на поддержание внутридворовых дорог. Что касается опыта других регионов, то в последнее время наблюдается практика увеличения числа субъектов, принимающих увеличение числа нормативов отчисления региональных налогов местным бюджетам. Такая практика применяется в 22 субъектах и Минфин её поддерживает.
- Что бы Вы хотели пожелать работникам дорожного хозяйства в преддверии их профессионального праздника?
- Несмотря на все сложности, профессионализм наших дорожников, их самоотверженный и добросовестный труд заслуживают искренней благодарности и самого глубокого уважения. Хочется пожелать работникам дорожного хозяйства и ветеранам отрасли успехов в работе, стабильности, благополучия. Счастья и крепкого здоровья вам и вашим близким!
Татьяна Суханова, пресс-секретарь.
Назад к списку