Предназначение Барановых
«Аристократкой духа» назвал литератор В. Проскуряков одну из героинь своей книги «Люди золотого Баунта» Дарью Петровну Миронову.
Возрождение культуры
Она родилась в селе Дырен Курумканского района в многодетной эвенкийской семье, где почитали старших, соблюдали обычаи, заботились о родных и близких. Оттуда же передалось талантливой девочке беспокойство за судьбу своего малочисленного народа. Никто тогда и не предполагал, что станет она по окончании Ленинградского пединститута имени Герцена учителем и внесет огромный вклад в развитие эвенкийской культуры и традиций.
— По преданию наш кочующий народ в конце ХVIII века спустился с Уральских гор, — рассказывает заслуженный учитель школ Бурятии и России Дарья Петровна Миронова.— Олени были неотъемлемой частью быта эвенков. На них передвигались по тайге в поисках добычи. Их шкуры служили одеждой для людей, оленина – пропитанием. И мне было горько сознавать, что наши дети, живущие в интернате, не видели живых оленей…
Сегодня Дарью Петровну Миронову, создавшую в 1989 году уникальный Центр эвенкийской культуры в Багдарине на базе Багдаринской эвенкийской школы-интерната, знают и уважают не только в нашей республике.
— Вначале это была экспериментальная площадка по возрождению, сохранению культуры эвенкийского народа, -вспоминает Дарья Петровна. — Сейчас наш Центр объединяет взрослых и детей, приобщая их к традиционным ремеслам...
Это она, Д.П. Мирнова, обратилась к своему известному земляку, создателю семейно-родовой эвенкийской общины «Дылача» А. М. Туракину с просьбой приобрести оленей. И они появились благодаря Андрею Михайловичу на оленеферме в местности Талой, в экспериментальном этническом лагере "Урун". В дни летних каникул юные багдаринцы смогли приобщиться к традиционной отрасли эвенкийского хозяйства — оленеводству. К сожалению, по объективным причинам лагерь «Урун» проработал лишь один сезон…
Д.П. Миронова —и педагог замечательный, и организатор каких поискать надо, и мастер на все руки. Это под ее началом возрождается самобытное наследие аборигенов Сибири. Один из самых красивых кумаланов, сшитый под ее руководством, был в свое время подарен первому президенту России Борису Ельцину.
Многие искренне восхищаются активностью Дарьи Петровны. Еще в 1978 году она участвовала в работе съезда учителей Бурятии в Улан-Удэ и всероссийского съезда учителей в Москве. Дарья Петровна избиралась депутатом аймачного совета, а в родной школе в течение восьми лет возглавляла партийную организацию, была председателем группы народного контроля и профсоюзным лидером.
Не один раз Д.П. Миронова была делегатом областных, республиканских партийных конференций, в составе бурятской делегации участвовала в 1997 году в работе III съезда Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Сибири и Дальнего в Москве.
Наверняка, нашу Дарью Петровну хорошо помнят в Канаде, где она побывала дважды: по приглашению Северо-Американской ассоциации экологического образования и университета Северо-Британской Колумбии В составе бурятской делегации Д.П. Миронова встречалась во Внутренней Монголии Китая со своими сородичами, которые живут в Хулунбуирском эвенкийском автономном районе.
Сейчас Дарья Петровна Миронова передала бразды правления Центром эвенкийской культуры своим ученикам, но не остается в стороне. Сейчас она работает над воссозданием родословных эвенков.
— Я не достигла бы многого, если бы не Ермил Николаевич Баранов, - признается Дарья Петровна.
Неповторимые звуки тайги
В Баунте, пожалуй, всем знакомо имя знатока баунтовской тайги Н.Н. Баранова. Ведь он к тому же — бессменный солист эвенкийского народного ансамбля "Осикта", художник, мастер на все руки и первый наставник экологической тропы Центра эвенкийской культуры, который создала его супруга Дарья Петровна Миронова.
Заслуженный работник культуры Бурятии и России Ермил Николаевич Баранов работает в сфере культуры более 36 лет. Но особенно земляки признательны таланту художника за создание эвенкийских музыкальных инструментов.
— Ведь они рождают необыкновенную музыку, — отметила их особенность Оксана Цыбикова, директор Баунтовского Центра дополнительного образования и эвенкийских народных ремесел.
Ермил Николаевич, потомок мастеровых и известных сказителей, создавал свои шедевры с помощью лиственницы, растущей в зоне вечной мерзлоты, использовал березу, сосну, бересту, копытца изюбрей и оленей, кожу кабарги. У каждого музыкального инструмента, созданного руками Баранова, особенный и неповторимый звук: рев медведя, щебетание птиц, всплеск воды, шум падающего камня, шорох пробегающей кабарги. И названия у них необычные: "инемур" — улыбка, "сэвдэпчу" - веселый, «сэривул» — будящий…
— Эвенки испокон веков извлекали звуки из природных материалов. Например, оревун – труба из бересты, использовалась во время рева изюбрей. Создавали даже струнные инструменты из дерева и конского волоса под названием «кур», - рассказала Дарья Петровна.
Музыкальные инструменты Ермила Баранова не лежат в кладовых. На них играют участники детского инструментального коллектива "Конковур", который не раз был дипломантом всероссийских конкурсов.
… Эвенки дорожат своей культурой, историей и традициями. Вот и в семье Барановых бережное отношение к их истокам передалось детям Дарьи Петровны и Ермила Николаевича. Сын Михаил вот уже 20 лет трудится в Центре эвенкийской культуры, а сын Константин работает штатным охотником.
Татьяна Анхонова,
журнал "Байкал-гео"
Фото Владимира Бадмаева
Фонд "Татьяна"
Назад к списку