Конституционный Суд РФ вынес Постановление по делу о проверке конституционности ряда положений жилищного и земельного законодательства

11 августа 2010
Конституционный Суд РФ вынес Постановление по делу о проверке конституционности частей 2, 3 и 5 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», частей 1 и 2 статьи 36 Жилищного кодекса РФ, пункта 3 статьи 3 и пункта 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ. Оспариваемые нормы регулируют последствия формирования земельного участка под многоквартирным домом, условия и порядок бесплатного перехода таких земельных участков в общую долевую собственность владельцев жилых и нежилых помещений как в случае, если земельный участок был сформирован до 1 марта 2005 года – даты введения Жилищного кодекса РФ в действие, так и после этой даты. Заявители утверждают, что названные нормы противоречиво толкуются сложившейся правоприменительной практикой, что приводит к их неоднозначному применению. В одних случаях по решению судов земельный участок под многоквартирным домом переходит в собственность домовладельцев в силу закона, то есть, без дополнительных процедур, а в других случаях земельный участок предоставляется в собственность только после того, как граждане обратятся в административные или муниципальные органы и получат соответствующее решение. По закону земельный участок под многоквартирным домом переходит в собственность домовладельцев только после того, как участок сформирован и ему присвоен кадастровый номер. Если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, не был сформирован до 1 марта 2005 года, любое уполномоченное общим собранием собственников помещений в этом доме лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании такого земельного участка. Между тем в силу различий в статусе жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и обусловленных этим различий интересов собственников соответствующих помещений, при том что все они фактически пользуются земельным участком, на котором расположен такой дом, принятие общим собранием решения становится практически невозможным. При этом один или несколько собственников помещений в многоквартирном доме не могут самостоятельно оформить право собственности на свою долю земельного участка. Это приводит к тому, что граждане-предприниматели, владеющие нежилыми помещениями в таком доме, вынуждены оплачивать аренду земельных участков под домом, а в ряде случаев - и аренду, и земельный налог. По мнению заявителей, эти нормы лишают их права собственности на общее имущество многоквартирного дома и позволяют взыскивать с них арендные платежи за пользование земельным участком, который в силу закона является их общей долевой собственностью. В силу части 3 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» собственники помещений в многоквартирном доме, земельный участок под которым не сформирован и в отношении которого не проведен государственный кадастровый учет, не могут без проведения общего собрания собственников потребовать формирования земельного участка и тем самым - реализации права, вытекающего из части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, хотя они фактически осуществляют владение и пользование несформированным земельным участком наравне с собственниками помещений в многоквартирном доме, земельный участок под которым сформирован. Поэтому их обращение с заявлением о формировании земельного участка имеет целью исключительно юридическое оформление уже существующих отношений. Кроме того, поскольку формирование земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, относится к области публичных правоотношений, органы государственной власти или органы местного самоуправления, на которые возложена эта обязанность, не вправе произвольно отказаться от ее выполнения, если для формирования земельного участка имеются все предусмотренные законом основания. По мнению Конституционного Суда РФ, зависимость формирования земельного участка под многоквартирным домом (и, следовательно, перехода его в общую долевую собственность) от решения, принимаемого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, ведет к нарушению защищаемых статьями 35 и 36 Конституции Российской Федерации прав собственников, а также к искажению принципа всеобщности и равенства налогообложения (статьи 19 (часть 1) и 57 Конституции Российской Федерации, статья 3 Налогового кодекса Российской Федерации). Таким образом, положение части 3 статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" об обращении с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, исключительно на основании решения общего собрания собственников находящихся в нем помещений в нарушение конституционных принципов справедливости и равенства вводит необоснованные различия в условиях реализации собственниками помещений в многоквартирных домах своих прав, гарантированных статьями 19 (часть 1), 35 (части 1 и 2) и 36 Конституции Российской Федерации. Конституционный Суд РФ признал не соответствующими Конституции РФ положения части 3 статьи 16 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в той мере, в которой она препятствует собственнику как жилого, так и нежилого помещения в многоквартирном доме самостоятельно обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен этот дом. Обращение такого собственника является основанием для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета в целях его последующего перехода бесплатно в общую долевую собственность владельцев помещений в многоквартирном доме. Впредь до внесения в федеральное законодательство необходимых изменений, вытекающих из настоящего Постановления, собственники помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не сформированы, вправе обращаться в уполномоченные органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлениями о формировании этих земельных участков в индивидуальном порядке.

Назад к списку
Поиск: