О совершенствовании механизма возмещения вреда, причиненного членам семьи военнослужащего в случае его гибели

27 октября 2010
Конституционный Суд РФ провозгласил Постановление по делу о проверке конституционности ряда положений статьи 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и статьи 1084 Гражданского кодекса Российской Федерации. Федеральному Собранию РФ предложено совершенствовать механизм возмещения вреда, причиненного членам семьи военнослужащего в случае его гибели, чтобы потерявшим кормильца было гарантировано восполнение их имущественных потерь. Как раннее сообщалось, поводом к рассмотрению дела послужил запрос районного Суда Республики Дагестан. Дело было рассмотрено Конституционным Судом РФ 28 сентября 2010 года. 3 февраля 2009 года в районный суд Дагестана обратилась гражданка с иском о возмещении вреда и взыскании ежемесячных платежей с Министерства внутренних дел РФ. Ее муж проходил военную службу в городе Грозном и 18 декабря 2006 года погиб при исполнении служебных обязанностей. Посмертно был награжден орденом Мужества. У вдовы остались три несовершеннолетние дочери – 10-ти, 8-ми и 5-ти лет. Она также находилась на иждивении погибшего. Районный суд принял решение, которым обязал МВД выплачивать каждой из дочерей ежемесячно по 7 574 рубля. Однако Верховным Судом Республики Дагестан это решение было отменено как противоречащее сложившейся правоприменительной практике. Суд указал на то, что при отсутствии виновных действий со стороны органов внутренних дел, МВД РФ не обязано возмещать причиненный вред в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. За потерю кормильца государство назначило семье погибшего пенсию и произвело единовременные денежные выплаты, предусмотренные Федеральным законом «О статусе военнослужащих». При этом семье погибшего отказали в ежемесячных платежах в счет возмещения вреда, предусмотренных Гражданским кодексом РФ. Эти нормы применяются только в тех случаях, когда установлен виновный причинитель вреда. Такова практика органов исполнительной власти и судов. Между тем вина МВД РФ в гибели прапорщика не установлена. Соответствует ли это принципам социального государства и равенства граждан, не дискриминированы ли военнослужащие по профессиональному признаку – устанавливал в данном деле Конституционный Суд. Обязанности государства по отношению к военнослужащим, как к лицам, выполняющим конституционно значимые функции, носят особый характер. Для членов семей погибших военнослужащих предусмотрен специальный правовой механизм возмещения вреда, связанного с потерей кормильца. Средствами такого возмещения являются наряду с единовременными выплатами, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих», пенсия по случаю потери кормильца, назначаемая на льготных по сравнению с трудовыми пенсиями условиях; различные доплаты; право на первоочередное получение жилья; льготы по оплате коммунальных услуг; преимущественное право на социальное и медицинское обслуживание, а также другие социальные гарантии и компенсации. Таким образом, оспоренные заявителем нормы в системе действующего правового регулирования сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие права членов семей погибших военнослужащих. Однако совершенствования требует обеспечивающий исполнение законодательства о военнослужащих правовой механизм возмещения вреда, не гарантирующий полное возмещение ущерба семьям погибших военных. Речь идет о случаях, когда семья получает от государства платежи меньшие той доли заработка кормильца, который она имела при его жизни. Поэтому Конституционный Суд указал, что Федеральному Собранию надлежит внести в действующее законодательство изменения, направленные на совершенствование указанного механизма возмещения вреда. Членам семьи погибшего военнослужащего необходимо гарантировать возможность восполнения имущественных потерь.

Назад к списку
Поиск: