Формирование представительного органа муниципального района без проведения выборов стало предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ

08 апреля 2011
7 апреля 2011 года Конституционный Суд РФ в открытом заседании рассмотрел дело о проверке конституционности положений пункта 1 части 4 и части 5 статьи 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». На большей части территории России существуют три типа муниципальных образований: поселения, муниципальные районы и городские округа. Поселения включаются в состав муниципальных районов. И в поселениях, и в муниципальных районах формируются собственные органы местного самоуправления. В зависимости от вида муниципального образования Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает два варианта формирования их представительных органов. В поселениях и городских округах представительный орган избирается напрямую населением, тогда как в муниципальных районах, согласно ч.4 ст.35 названного Федерального закона, он может либо избираться на муниципальных выборах, либо состоять из представителей поселений. Такими представителями являются главы поселений, входящих в состав муниципального района, и депутаты их представительных органов. Таким образом, применительно к муниципальным районам, в порядке исключения из общего правила, допускается формирование представительного органа без проведения выборов. Такой вариант возможен, если соответствующая инициатива одного из представительных органов поселений будет поддержана в течение одного года представительными органами не менее чем 2/3 поселений, входящих в состав муниципального района (часть 5 статьи 35 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). При этом новый представительный орган не может начать работу прежде, чем истечет срок полномочий действующего, т.е. избранного на муниципальных выборах, представительного органа муниципального района. Заявитель считает, что оспариваемые им нормы нарушают его право на осуществление местного самоуправления, а также право избирать и быть избранным в органы местного самоуправления, поскольку они позволяют отказываться от прямых выборов населением представительных органов власти. По этим причинам заявитель полагает, что данные нормы противоречат Конституции России, ее статьям 2, 3 (части 2, 4), 17 (части 1, 2), 18, 19 (части 1, 2), 45, 46, 47, 55, 130, 131 (часть 1). Николай Савостьянов также указывает на их противоречие Европейской хартии местного самоуправления (статья 3), согласно которой право на местное самоуправление осуществляется советами (собраниями) состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования.

Назад к списку
Поиск: