Конституционный Суд РФ признал не соответствующими Конституции РФ нормы законов о статусе военнослужащих и страховании их жизни и здоровья

18 мая 2011
17 мая 2011 года Конституционный Суд РФ признал не соответствующими Конституции РФ нормы законов о статусе военнослужащих и страховании их жизни и здоровья, которые не обеспечивают в полной мере восполнение материальных потерь, связанных с невозможностью дальнейшего прохождения военной службы. Заявители оспаривали: статью 1064 ГК РФ, устанавливающую общие основания ответственности за причинение вреда; статьи 1084 – 1094 ГК РФ, регулирующие отношения по возмещению вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина; статью 18 Федерального закона «О статусе военнослужащих», устанавливающую страховые гарантии для военнослужащих и закрепляющую право на возмещение причиненного им вреда; статью 5 Федерального закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы», регулирующую вопросы определения страховых сумм по обязательному страхованию военнослужащих. статью 2 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», в которой дается определение термина «пенсия по государственному пенсионному обеспечению», указываются цели ее предоставления и общие юридические факты, дающие право на ее получение. Заявители, проходя военную службу, при исполнении служебных обязанностей получили ранения. Позже они обратились в суд с иском о возмещении вреда, причиненного его здоровью. Граждане, получив положенные им страховые выплаты и единовременные пособия и посчитав, что вред, причиненный их здоровью, возмещен не в полном объеме, обратились в суды с исками о привлечении к гражданско-правовой ответственности Министерства обороны РФ с целью получения дополнительно к ранее выплаченному страховому возмещению ежемесячных денежных компенсаций. При рассмотрении их дел суды указывали, что возмещение вреда здоровью по правилам гражданского законодательства не предусмотрено без доказательства вины в этом конкретного лица. Как полагали заявители, такое правовое регулирование ставит военнослужащих в худшее положение по сравнению с гражданами, работающими по трудовому договору, поскольку система обязательного государственного страхования военнослужащих предусматривает возмещение вреда в меньшем объеме, чем система социального страхования. Конституционный Суд РФ указал, что военная служба представляет собой особый вид государственной службы, осуществляемой в публичных интересах и непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства. Лица, несущие военную службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их статус, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним. Учитывая все эти аспекты, для данной категории граждан были предусмотрены особые способы возмещения вреда: пенсия по инвалидности, дополнительные выплаты, единовременное пособие и выплаты по обязательному государственному страхованию. Таким образом, был создан специальный механизм возмещения вреда здоровью военнослужащих, восполняющий их материальные потери в связи с невозможностью дальнейшего прохождения службы. Однако выплачиваемые наряду с пенсией страховые суммы и единовременные пособия рассчитаны на оказание поддержки в течение непродолжительного периода (25–75 месяцев). Эти суммы восполняют утраченный заработок временно, тогда как полная или частичная утрата трудоспособности, носит долговременный или пожизненный характер. Следовательно, как правило, положенные выплаты не компенсируют в полном объеме материальные потери, т.е. не гарантирует адекватное возмещение утраченного заработка военнослужащего. Таким образом, положения пункта 1 и абзацев первого и второго пункта 3 статьи 18 Закона «О статусе военнослужащих» и статьи 5 Закона «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих...» нарушают права военнослужащих, и не соответствуют Конституции РФ. Федеральному законодателю надлежит внести изменения, направленные на совершенствование механизма возмещения вреда здоровью военнослужащих, полученного при исполнении военных обязанностей, с учетом того, что в течение всего периода утраты трудоспособности военнослужащие должны получать адекватные суммы, сопоставимые с денежным содержанием, которое они имели на момент увольнения. Дела заявителей подлежат пересмотру на основе нового правового регулирования.

Назад к списку
Поиск: