Мониторинг конституционных новостей стран мира за 2011 год
«Мониторинг конституционных новостей» - это уникальная подборка коротких новостных сообщений о наибо¬лее интересных и важных с конституционно-правовой точки зрения событиях и решениях в различных странах мира. Безусловно, в рамках этой рубрики речь не идет о предоставлении исчерпывающей информации по каж¬дой из стран, набор которых варьируется от номера к номеру. Наша задача - дать ориентиры, помочь найти отправные точки для глубоких исследований, обозначить тенденции и проблемы.
Австрия
Правительства земель Бургенлаид, Каринтия и Форарльберг в порядке статьи 140 Консти¬туции Австрии обратились в Конституцион¬ный суде требованием рассмотреть конститу¬ционность внесения изменений в Федераль¬ный закон о помощи семьям и в Федераль¬ный закон о мероприятиях и деятельности в отношении лиц, требующих особой социаль¬ной поддержки. Правительство земли Фо¬рарльберг требовало также рассмотреть во¬прос об обязанностях Федерации, вытекаю¬щих из статьи 15 Конституции и, как следст¬вие, о выполнении Федерацией абзацев 1 — 2 статьи 1; абзаца 2 статьи 2; статей 15, 16 Конституции.
Все три решения по этим делам были вы¬несены 16 июня 2011 года. Основываясь на практике прошлых лет, Конституционный суд сформулировал следующую правовую пози¬цию: «правовое регулирование в сфере вы¬полнения государством своих социальных функций зависит от размера бюджета страны и, соответственно, существующие гарантии могут быть пересмотрены как в сторону их расширения, так и в сторону сужения». Суд сослался на нее во всех трех решениях. Таким образом, полномочия Парламента страны, сократившего в 2011 году социальные пособия (здесь: семейные пособия, пособия по уходу за людьми с ограниченными возможностями и проч.), а также снизившего возраст¬ной ценз по их получению (с 27 (26) лет до 25 (24) лет), соответствуют Конституции.
Кроме того, 30 июня Конституционный суд Австрии признал неконституционными положения абзацев 1—6, 8 §91 Федераль¬ного закона о порядке организации универ¬ситетов и учебного процесса в них в связи с отсутствием четкости в понимании процесса взимания платы за обучение. Своим решени¬ем Конституционный суд отменил положение Министерства науки, образования и культу¬ры о плате за обучение и обязал парламент страны внести необходимые изменения до 29 февраля 2012 года.
Председатель Конституционного суда Ав¬стрии Герхард Холципгер 7 июля 2011 года принял присягу нового судьи Кристофера Хербста, вступившего в должность вместо покойного судьи Виллибранда Лиера.
Венгрия
Недавно уже сообщалось о событиях вокруг принятия нового Основного закона Венгрии. 17— 18 июня 2011 года прошло 87-е пленар¬ное заседание Венецианской комиссии Сове¬та Европы (Комиссии за демократию через право), на котором было принято в том числе и заключение по Основному закону Венгрии. Среди основных замечаний, высказанных экспертами, можно выделить следующие.
Эксперты Комиссии обратили внимание, что в Основном законе Венгрии присутствует чрезмерное количество бланкетных норм, предусматривающих принятие органических законов (более 50). Среди вопросов, по кото¬рым должны быть приняты такие законы, ос¬новы семейной политики, судебная власть, порядок формирования министерств и других органов исполнительной власти, основы фи¬нансовой и пенсионной систем, государст¬венной службы и т.д. Органический же закон считается принятым, если за него проголосу¬ют 2/3 от числа присутствующих на заседа¬нии парламентариев. По мнению экспертов Комиссии, чем больше вопросов решается квалифицированным, а не простым большин¬ством голосов, тем меньшее значение играют будущие выборы и тем больше соблазнов у квалифицированного большинства закрепить свои привилегии и существующий правопо¬рядок. Кроме того, в заключении отмечается, что Основной закон Венгрии должен содер¬жать более четкие формулировки, а также более детальное регулирование некоторых сфер, в частности отношений по поводу орга¬низации и отправления судебной власти.
Эксперты Комиссии отметили как поло¬жительную черту Основного закона Венгрии стремление к упорядочению нормативных масштабов при его толковании. В то же вре¬мя было подчеркнуто, что из-за многочислен-ности расплывчатых формулировок примене¬ние соответствующих норм может быть за¬труднено. Так, в частности, неясно, что входит в понятие «историческая конституция».
В статье «D» Основного закона Венгрии закрепляется, что государство песет ответст¬венность за всех венгров, живущих за преде¬лами страны. Эксперты полагают, что не со¬всем корректно использовать термин «ответ¬ственность», так как он может быть истол¬кован как возможность венгерских властей принимать решения и осуществлять действия в отношении лиц — венгров по происхожде¬нию, но являющихся гражданами других го¬сударств. Естественно, это может привести к конфликту компетенций Венгрии и соответ¬ствующих государств.
Статья «L» указывает, что государство защищает институт брака как добровольного союза мужчины и женщины. Эксперты Ко¬миссии, проанализировав положения норма¬тивно-правовых актов Европейского союза и судебную практику Европейского Суда по правам человека, пришли к выводу, что та¬кая формулировка не является запретом од-нополых союзов, особенно в свете различий в практике европейских государств (однопо¬лые браки легализованы лишь в 5 из 27 госу¬дарств — членов Европейского союза, граж¬данские партнерства — в 11) и с учетом того факта, что гражданские партнерства узаконе¬ны в Венгрии с 2009 года.
Эксперты обратили также пристальное внимание на изменения, затронувшие инсти¬тут конституционного правосудия. С одной стороны, положительным моментом призна¬но введение индивидуальной конституцион¬ной жалобы. С другой — было отмечено, что сужение полномочий Конституционного суда Венгрии в сфере проверки финансовых нор¬мативно-правовых актов, произошедшее еще в ноябре 2010 года, получило подтверждение и в Основном законе Венгрии. Кроме того, согласно параграфу 3 статьи «N», Конститу¬ционный суд Венгрии обязан уважать прин¬цип сбалансированного, прозрачного, устой¬чивого управления бюджетными средствами. Создается также новый финансовый орган — Бюджетный совет Венгрии, в чьи полномо¬чия, в частности, входит дача предваритель¬ного согласия для принятия закона о бюдже¬те. Как отмечается в заключении, принятие бюджета является стержнем компетенции законодательного органа, его исключитель¬ным полномочием. Ставить данный вопрос в зависимость от решения другого органа с до-статочно ограниченной демократической ле¬гитимностью (ни один из членов Бюджетного совета Венгрии не избирается напрямую) — значит ставить под угрозу легитимность при¬нятия решений в бюджетной сфере.
В целом же эксперты приветствовали принятие нового Основного закона Венгрии, консолидирующего венгерское общество и основанного на принципах защиты основных прав и свобод человека, разделения властей и верховенства права. Также было отмечено стремление венгерского законодателя уста¬новить конституционный порядок, соответст¬вующий общеевропейским демократическим ценностям и международным стандартам. В то же время в заключении было указано, что принятие Основного закона Венгрии прохо¬дило в не вполне открытых условиях, при не¬достатке обмена мнениями между парламентским большинством и оппозицией и в весьма сжатые сроки.
Германия
Второй сенат Федерального конституционно¬го суда Германии 5 июля 2011 года рассмот¬рел по существу индивидуальные конституци¬онные жалобы лиц, обжалующих ряд приня¬тых федеральных законов и актов Европей¬ского союза, касающихся выделения финан¬совой помощи Греции и создания стабилиза¬ционного фонда для зоны евро. Заявители требовали признать, что указанные акты на¬рушают их конституционное право на защи¬ту собственности (ст. 14 Основного закона Германии), противоречат принципу демокра¬тии, а также нарушают право германского парламента на автономию при принятии ре¬шений финансового характера (ст. 38 Основ¬ного закона Германии). Кроме того, заяви¬тели усмотрели также нарушение гаранти¬рованного права собственников на стабиль¬ную европейскую валюту (абз.2 ст. 122 Лис¬сабонского договора о функционировании Европейского союза). Правительство стра¬ны, чьими представителями в суде были ми¬нистр финансов Германии Вольфганг Шойбле и профессор Ульрих Хэде, выступало в за¬щиту решения федерального правительства о выделении пакета финансовой помощи Гре-ции.
Вынесение и оглашение окончательного решения по данному делу ожидается 7 сен¬тября 2011 года. Напомним, что в 2010 году Федеральный конституционный суд Герма¬нии дважды отклонял подобные жалобы: в мае, когда предметом обжалования было приостановление судом действия федераль¬ного закона о выделении финансовой помощи Греции в размере 22,4 млрд евро, и в июне, когда обжаловался федеральный закон о соз-дании общеевропейского кредитного фонда.
В период с 28 июня по 1 июля 2011 года делегация судей Федерального конституци¬онного суда Германии во главе с председате¬лем суда Андреасом Фоскуле посетила Кон¬ституционный Суд РФ в Санкт-Петербурге. В рамках этого визита состоялось обсужде¬ние проблем отправления конституционного правосудия в обеих странах и роли консти¬туционных судов в демократическом государ¬стве.
Исландия
Конституционный совет Исландии 29 июля 2011 года представил Альтингу (однопалат¬ный парламент) проект повой Конституции страны. Ожидается, что он будет вынесен па референдум в следующем году.
Сам Конституционный совет Исландии — уникальный институт в конституционном пра¬ве данного государства. 16 июня 2010 года Альтинг проголосовал за учреждение этого органа, а выборы в Совет (первоначально но¬сивший название Конституционной ассамб¬леи) состоялись 27 ноября того же года. Од¬нако 25 января 2011 года Верховный суд Ис¬ландии признал выборы недействительными из-за технических нарушений избирательно¬го законодательства. Тем не менее ровно че¬рез месяц Альтинг принял решение о том, что выбранные члены Конституционной ассамб¬леи будут назначены самим парламентом, но уже в Конституционный совет, который был, наконец, сформирован 6 апреля 2011 года.
Совет состоит из 25 человек (15 мужчин и 10 женщин), из которых лишь двое — про¬фессиональные юристы. Среди членов Сове¬та — преподаватели высших учебных заведе¬ний, представители средств массовой инфор¬мации, музейные работники и т.д.
Подготовленный проект Конституции Ис¬ландии больше по объему, чем ныне действу¬ющий акт — 114 статей в 9 главах против 81 статьи и переходных положений в 7 гла¬вах. Среди наиболее важных нововведений можно отметить следующие.
В проекте четко проведен принцип раз¬деления властей — законодательная власть принадлежит только Альтингу, исполнитель¬ная — Президенту и другим органам исполни¬тельной власти, судебная — Верховному суду Исландии и другим судам. Напомним, что по действующей Конституции Исландии (1944) законодательная власть принадлежит Аль¬тингу и Президенту совместно (ст. 2). Форма правления — парламентская республика — остается неизменной.
В главу о правах и свободах включены права средств массовой информации, прин¬цип прозрачности государственного управле¬ния, расширен объем самого права на инфор¬мацию. Также закрепляется, что природные ресурсы, находящиеся в частном владении, являются «вечной» собственностью нации. Уточнен принцип равенства — каждому га-рантируется право на достойную жизнь.
Проектом учреждается новый орган — Юридический совет Исландии, основной за¬дачей которого является предварительный конституционный контроль законопроектов, а также проверка последних на соответствие международным обязательствам государства. Этот орган избирается Альтингом и должен состоять из 5 членов. Правом обращения с запросом в Юридический совет обладают парламентский комитет и 1/5 членов парла¬мента.
Сейчас возможность переизбрания Пре¬зидента па новый срок не ограничена. Проект новой Конституции Исландии предусматри¬вает, что Президент не может занимать свою должность более 3 сроков подряд, а министр не может находиться на своем посту более 8 лет. Согласно проекту, премьер-министр избирается Альтингом по предложению Пре-зидента, который, в свою очередь, учитывает результаты консультаций с парламентскими партиями. Новеллой является и введение конструктивного вотума недоверия премьер-министру.
Проект новой Конституции Исландии укрепляет позиции прямой демократии. Так, 2 % избирателей обладают правом законо¬дательной инициативы, а 10 % могут высту¬пить с инициативой проведения референдума по закону, принятому Альтингом. Кроме того, закон о внесении поправок в Конституцию Исландии после одобрения парламентом дол¬жен также выноситься на референдум.
Кыргызстан
В преддверии президентских выборов, кото¬рые состоятся 30 октября 2011 года, 2 июля был принят новый Конституционный закон «О выборах Президента Кыргызской Рес¬публики и депутатов Жогорку Кепеша Кыр-гызской Республики» (Жогорку Кепеш — од¬нопалатный парламент).
Согласно положениям закона, голосова¬ние осуществляется гражданами, находящи¬мися за пределами территории Кыргызской Республики, только на территории дипло¬матических и консульских учреждений по спискам на основании данных дипломатиче¬ских и консульских учреждений. Кроме того, упраздняются открепительные удостоверения. Это связано с тем, что новая система со¬ставления списков избирателей после ее внедрения даст возможность голосовать из¬бирателю на любом удобном ему избирательном участке вне зависимости от места пропи¬ски.
Помимо этого, вводятся ограничения на трансляцию зарубежными средствами массо¬вой информации теле- и радиопрограмм в пе¬риод проведения выборов; при этом местные средства массовой информации, ретрансли¬рующие зарубежные теле- и радиопрограм¬мы, должны производить их в записи.
В законе уточняется, что подкупом изби¬рателя не является оплата работы, выпол¬ненной в рамках трудовых отношений, оформленных в письменном виде между кан¬дидатом, политической партией и исполните-лем, и оплаченной из средств избирательного фонда кандидата, политической партии.
Техническим новшеством является форма выпуска бюллетеней: они сшиваются не бо¬лее чем по 100 штук, имеют отрывную часть и корешок. Отрывная часть заполняется из¬бирателем, корешки остаются в избиратель-ной комиссии, что облегчит подсчет проголо¬совавших на участке. При этом сохраняется тайна голосования, поскольку отрывная часть не содержит номеров бланка. Кроме этого, в качестве дополнительного средства проверки отсутствия «двойного голосования» закреп¬лена маркировка избирателя, который уже проголосовал, специальным составом.
По вопросам нарушения избирательных прав участников процесса заинтересованное лицо (избиратель, политическая партия, не¬коммерческая организация или ее представи¬тель, кандидат, наблюдатель и избирательная комиссия) может обратиться в вышестоящую избирательную комиссию либо в суд по свое¬му усмотрению; по вопросам обжалования итогов и результатов выборов решения при¬нимаются в территориальных избирательных комиссиях, затем в Центральной избиратель¬ной комиссии, суде первой инстанции и в Верховном суде Кыргызской Республики.
В связи с предстоящими выборами Пре¬зидента особую роль играют гарантии от ис¬пользования административного ресурса. В этих целях зарегистрированные кандидаты, замещающие государственные политические (за исключением депутатов Жогорку Кепеша и Президента), административные государственные и муниципальные должности либо работающие в средствах массовой информа¬ции, с момента регистрации и до определения результатов выборов приостанавливают ис¬полнение должностных или служебных пол¬номочий. Выборы теперь признаются состо¬явшимися вне зависимости от явки избирате¬лей. Существовавший ранее 50-процентпый порог явки, по мнению авторов нового зако¬на, приводил к искусственному «подтягива¬нию» количества явившихся и проголосовав¬ших на выборах, к фальсификации данных о результатах выборов.
Президент, избранный в соответствии с Конституцией Кыргызской Республики и но¬вым законом, сменит Розу Отунбаеву, Пре¬зидента переходного периода, срок полномо¬чий которой истекает 31 декабря 2011 года. Сама Роза Отунбаева не вправе баллотиро¬ваться на должность Президента Кыргызской Республики на предстоящих выборах.
Помимо принятия нового избирательного закона, 15 июля 2011 года в стране был объ¬явлен открытый конкурс на 11 вакантных должностей судей Конституционной палаты Верховного суда Кыргызской Республики и 35 вакантных должностей судей Верховного суда Кыргызской Республики. Всего было по¬дано 30 заявок на должности в Конституци-онную палату и 114- в Верховный суд.
Для отбора кандидатур на вакантные дол¬жности сформирован Совет по отбору судей Кыргызской Республики (далее — Совет) — независимый коллегиальный орган, состоя¬щий из судей и представителей гражданского общества в количестве 24 членов.
Работа Совета осуществляется открыто, в ней принимают участие представители международных и неправительственных орга¬низаций. Члены гражданского общества ак¬тивно участвуют в мониторинге деятельности Совета: создан Гражданский совет по контро¬лю над судебной системой, ряд правозащит¬ных организаций и профессиональных ассо¬циаций проводят наблюдение за заседаниями Совета и оперативно распространяют инфор¬мацию посредством интернет-ресурсов. Ос¬новные претензии к работе Совета касаются участия в составе Совета кандидатов на ва¬кантные должности судей, отсутствия еди¬ной методологии проведения собеседования с кандидатами, замалчивания компрометирую-щих фактов, которые стали известны Совету о том или ином кандидате. За время работы Совета в его адрес от граждан поступили 436 жалоб, заявлений и отзывов о работе судей.
К настоящему времени Совет по отбору судей завершил собеседование с кандидатами на вакантные должности судей Конституци-онной палаты Верховного суда Кыргызской Республики и Верховного суда Кыргызской Республики. Следующим этапом в работе Совета будет конкурс па должности местных судов.
Напомним, что правовым основанием для полной замены судейского корпуса Кыргыз¬стана послужили положения Закона о вве¬дении в действие Конституции Кыргызской Республики, согласно которым судьи Верхов-ного суда Кыргызской Республики и местных судов сохраняют свои полномочия до избра¬ния и назначения новых судей в соответствии с новой Конституцией Кыргызской Респуб¬лики.
Деятельность Совета освещается па веб-сайте Верховного суда Кыргызской Респуб¬лики (http://www.sudsystem.kg).
Латвия
Сейм Латвии (однопалатный парламент) из¬брал 2 июня 2011 года нового Президента страны. Им стал Андрис Берзиньш, бывший глава SEB Unibank. Любопытно, что канди¬датура Берзипьша была предложена партией «Союз зеленых и крестьян» буквально за два дня до истечения срока выдвижения. В пер¬вом туре Берзиньш получил 50 голосов «за» и 48 «против», нынешний Президент Валдис Затлерс — 43 и 55 соответственно. Согласно статье 36 Конституции Латвийской Респуб¬лики, кандидат считается избранным, если за него проголосовало не менее 51 депутата. Поэтому был проведен второй тур, в котором Берзиньш получил поддержку 53 депутатов, против проголосовало 44. За Затлерса же проголосовал только 41 депутат, и 56 — про¬тив.
Возможно, поражение Затлерса было предопределено тем, что 28 мая 2011 года он выступил с инициативой проведения ре¬ферендума по вопросу о досрочном роспуске Сейма Латвии (такая возможность преду-смотрена в статьях 48—50 Конституции Лат¬вийской Республики). Сам референдум состоялся 23 июля 2011 года. За роспуск Сей¬ма проголосовали 94,3% избирателей, при¬нявших участие в референдуме. Досрочные выборы латвийского парламента состоятся 17 сентября текущего года.
Лихтенштейн
С 17 по 19 июня 2011 года в Княжестве про¬ходил референдум по вопросу легализации «гражданских партнерств» — однополых пар, в которых партнеры не состоят в браке. Соответствующий закон был одобрен всеми 25 членами Парламента Лихтенштейна еще 16 марта этого года. Однако противники ле¬гализации однополых отношений, в частно¬сти представители общественного движения « Vox Populi», а также Римско-католической архиепархии Вадуца, инициировали проведе¬ние референдума. Согласно части 2 статьи 64 и части 1 статьи 66 Конституции Княжества Лихтенштейн, группа граждан численностью не менее 1 ООО человек, обладающих актив¬ным избирательным правом, может высту¬пить с инициативой о вынесении любого за¬кона, кроме чрезвычайных, принятого парла¬ментом, на всенародное голосование. Всего в поддержку проведения референдума было подано 1 208 подписей.
На референдуме же большинство граждан Лихтенштейна (68,8 %) высказались за при¬нятие соответствующего закона, и он вступит в силу 1 сентября 2011 года.
Марокко
В Королевстве 1 июля 2011 года состоялся конституционный референдум, на который были вынесены следующие вопросы: усиле¬ние роли принципа разделения властей и не¬зависимости судебной власти; передача пол-номочий по роспуску нижней палаты парла¬мента и назначению высших должностных лиц от короля премьер-министру; получе¬ние премьер-министром статуса главы пра¬вительства, хотя председательствует в Сове¬те министров по-прежнему король; создание Конституционного суда, у которого есть пра¬во рассмотрения конституционных жалоб граждан; учреждение Высшего совета безо¬пасности, который призван реформировать стратегию обеспечения безопасности и кри¬зисного управления; придание берберийскому языку статуса государственного наряду с арабским; закрепление в Конституции Ко¬ролевства Марокко равенства гражданских и социальных прав мужчины и женщины.
За введение соответствующих изменений проголосовали 98,5 % граждан, принявших участие в референдуме. Вслед за референду¬мом, 7 октября текущего года, в Марокко со¬стоятся и внеочередные парламентские вы¬боры.
Напомним, что король Марокко Мохаммед VI был вынужден пойти на проведение реформ из-за начавшихся в конце февраля массовых протестов населения, ставших ча¬стью «арабской весны».
Перу
5 июня 2011 года состоялся второй тур пря¬мых президентских выборов. За победу боро¬лись два кандидата - Ольянта Умала и Кейко Фухимори. С небольшим перевесом — 51,5 % против 48,5 % — президентскую гонку выиг¬рал Умала. Он шел на выборы от альянса «Победа Перу», куда входят Перуанская на¬ционалистическая партия, Перуанская соци-алистическая партия, Перуанская коммуни¬стическая партия, Революционная социали¬стическая партия и Политическое движение «Социалистический голос». Его соперница, Кейко Фухимори, была выдвинута коалицией «Сила 2011», куда, помимо одноименной партии, входит партия «Национальное воз¬рождение».
В первом туре, прошедшем 10 апреля. Умала набрал 31,7%, а Фухимори — 23,6 % голосов. Их ближайший конкурент — лидер центристской коалиции «Альянс за большие перемены» Педро Пабло Кучински — зару¬чился поддержкой 18,5% голосов избирате¬лей.
В соответствии со статьей 112 Конститу¬ции Республики Перу 1993 года срок прези¬дентских полномочий составляет 5 лет.
Португалия
Как ранее уже сообщалось, в конце марта: 2011 года Правительство Португальской Республики ушло в отставку, не сумев справиться с экономическим кризисом. После этого Ассамблея Республики (однопалатный парламент) была распущена Президентом Анибалом Каваку Силвой. Досрочные пар¬ламентские выборы, состоявшиеся 5 июня, принесли победу оппозиционной Социал-де¬мократической партии — ей досталось 108 мандатов из 230. Социалистическая партия (бывшая правящая) завоевала лишь 74 ме¬ста. Помимо них в парламент прошли также Народная партия (24 места), Коалиция демо¬кратического единства (6 мест) и Левый блок (8 мест).
Россия
Перед уходом на последние для действующе¬го созыва парламентские каникулы, 6 июля 2011 года Государственная Дума РФ приняла в первом чтении президентский законопро¬ект о снижении с 7 до 5 % избирательного барьера для политических партий на выборах депутатов нижней палаты российского пар¬ламента. Предполагается, что новые нормы начнут действовать с 1 января 2013 года. Та¬ким образом, если законопроект будет при¬нят и вступит в силу, то на выборах 2016 года партиям придется преодолевать уже пяти¬процентный избирательный барьер.
В контексте нынешней избирательной кампании 2011 —2012 годов Президентом РФ был подписан пакет поправок в избиратель¬ное законодательство. Три федеральных за¬кона, касающихся уточнения требований к голосованию вне помещений для голосова¬ния, порядка досрочного прекращения пол¬номочий депутата и замещения вакантных депутатских мандатов, а также формы под¬писного листа и критериев недостоверности и недействительности подписей избирателей, вступили в силу 27 июля 2011 года.
Изменения, внесенные в федеральные за¬коны об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граж¬дан Российской Федерации, о выборах Пре¬зидента РФ и о выборах депутатов Государст¬венной Думы РФ, позволяют лицу обратить¬ся с заявлением или обращением о предо¬ставлении ему возможности проголосовать вне помещения для голосования в любое время после формирования участковой ко¬миссии, но не позднее чем за шесть часов до окончания времени голосования. У членов избирательной комиссии, выезжающих к из¬бирателям, сохраняется право взять бюлле¬тени с запасом. Но число их не может превышать более чем на 5 % число полученных к моменту выезда заявлений. До сих пор огра¬ничений на число бюллетеней не было.
Законодательные новеллы, касающиеся порядка досрочного прекращения полномо¬чий депутата и замещения вакантных депу¬татских мандатов, предоставляют законода¬тельным (представительным) органам всех уровней публичной власти 30-дневпый срок для принятия решения по досрочному пре¬кращению полномочий депутата. С момента принятия решения политической партии да¬ется двухнедельный срок для выдвижения за¬регистрированного кандидата в целях заме¬щения вакантного депутатского мандата. Со¬ответствующая избирательная комиссия пе¬редает вакантный депутатский мандат заре¬гистрированному кандидату, предложенному коллегиальным постоянно действующим ру¬ководящим органом политической партии, ее регионального отделения или иного структур¬ного подразделения. Законом может также предусматриваться, что зарегистрированный кандидат, включенный в список, вправе уча-ствовать в замещении (получении) депутат¬ских мандатов не более двух раз.
Но, пожалуй, самым главным нововведе¬нием стали критерии признания подписей из¬бирателей недостоверными и недействитель¬ными — статья 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права па участие в референдуме граждан Российской Федерации» дополнена, в частности, соот¬ветствующими пунктами б3—б4. Теперь недо¬стоверной признается подпись, выполненная от имени одного лица другим лицом, на осно¬вании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей, участников референдума. Основаниями для признания подписи избирателя недействи¬тельной является, например, следующее: подпись собрана до дня оплаты изготовления подписных листов; подпись принадлежит ли¬цу, не обладающему активным избиратель¬ным правом или указавшему в подписном ли¬сте неверные сведения о себе; подпись при-надлежит избирателю, сведения о котором внесены в подписной лист нерукописным спо¬собом или карандашом. Следует также отме¬тить, что недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе, ес¬ли сам лист не заверен собственноручно лицом, осуществлявшим сбор подписей, упол¬номоченным представителем избирательно¬го объединения, выдвинувшего список кан¬дидатов, самим кандидатом, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, либо одна из этих подписей недостоверна, либо лицо, осущест¬влявшее сбор подписей, не достигло 18 лет или признано судом недееспособным.
Что касается других новостей, то 16 июня Президент РФ Дмитрий Медведев подписал указ о досрочном прекращении полномочий губернатора Тверской области Дмитрия Зе¬ленина. Согласно этому документу, Зеленин написал заявление об уходе по собственному желанию. Исполняющим обязанности губер¬натора Тверской области назначен рязанский вице-губернатор Андрей Шевелев. Напом¬ним, что Дмитрий Зеленин возглавлял Твер¬скую область с декабря 2003 года. В июле 2007 года он был переназначен на второй срок, и его полномочия должны были пре¬кратиться летом будущего года. Еще в апреле он заявлял, что намерен доработать до конца срока и даже отказался от мандата депутата Государственной Думы РФ.
Кроме того, в это же день в России про¬шло заседание Координационного совета Общероссийского народного фронта. На нем была выработана и утверждена процедура предварительного народного отбора (ее мож¬но условно назвать «праймериз»). Собрать до 1 июля 2011 года предложения для вклю¬чения в список праймериз было поручено ре-гиональным координационным советам. За¬тем эти предложения были направлены в Фе¬деральный координационный совет, откуда уточненные списки снова пришли на места. При этом бюро и президиум генерального со¬вета «Единой России» также могли вносить свои кандидатуры. Голосование по кандидату¬рам началось 1 августа. Выборщиками, или, как их назвали в партии, «уполномоченны¬ми», стали как члены «Единой России», так и кандидаты от общественных организаций, которые входят в региональный координаци¬онный совет (в равном представительстве). Голосование должно быть тайным, причем можно выбирать не одну кандидатуру. Счет¬ную комиссию сформировал региональный координационный совет, протоколы должны быть переданы на федеральный уровень для окончательной обработки. По ним и будут формироваться предложения на 600 пози¬ций в списке, которые планируется утвердить па съезде «Единой России» 3 — 4 сентября 2011 года. Список разделен следующим об¬разом: 450 мест закреплено за членами «Еди¬ной России», 150 — за беспартийными.
Еще одним событием в преддверии пар¬ламентских выборов стало то, что 21 июня 2011 года Министерство юстиции Россий¬ской Федерации отказало в регистрации Пар¬тии народной свободы «За Россию без про-извола и коррупции» (ПАРНАС). В качестве оснований для отказа в регистрации были приведены наличие в списках членов партии несовершеннолетних, лиц, умерших к момен¬ту проведения учредительного съезда партии, лиц, отрицающих свое членство в партии. Кроме того, по мнению Министерства юсти¬ции РФ, ряд положений устава партии проти¬воречит федеральному законодательству. Так, в нарушение пункта 5 статьи 24 Федерально¬го закона от 11 июля 2001 года №95-ФЗ «О политических партиях», уставом не преду¬смотрена ротация руководителей коллеги¬альных постоянно действующих руководящих органов политической партии и ее региональ¬ных отделений. Кроме того, устав относит к коллегиальным руководящим органам еди¬ноличные исполнительные органы партии, ее региональных и местных отделений, что про¬тиворечит статье 24 Федерального закона «О политических партиях» и пункту 3 статьи 29 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Партия народной свободы 15 июля подала в суд заявление об оспаривании данного реше¬ния Министерства юстиции РФ.
США
В штате Висконсин продолжается противо¬стояние вокруг принятия Закона о восста¬новлении бюджета (Wisconsin Budget Repair Bill). Верховный суд штата 14 июня 2011 го¬да отменил решение суда округа Дейн от 29 марта этого года, признавшего, что закон был принят с нарушением процедуры, и на¬ложившего запрет на его применение. Вер¬ховный суд штата признал, что на законода¬тельную комиссию не распространяются по¬ложения Закона об открытом правительстве (Open Meetings Law). Судья же округа Дейн Мариан Суми, вынесшая мартовское решение, подчеркивала при этом, что республи¬канцы, поддерживающие закон, могли бы из¬бежать издержек и проволочек, если бы пос¬ле этого просто приняли акт в соответствии с процедурой.
Итак, Закон о восстановлении бюджета, наконец, вступил в силу 29 июня. Однако в начале июля два региональных отделения Американской федерации труда — Конгресса производственных профсоюзов подали иск уже в федеральный окружной суд Западного округа штата Висконсин. Заявители просят признать закон неконституционным, посколь¬ку он, по их мнению, нарушает положения Первой поправки (о свободе собраний) и Че¬тырнадцатой поправки (о равной защите прав) к Конституции США.
Таиланд
В Королевстве 3 июля 2011 года прошли до¬срочные выборы в Палату представителей — нижнюю палату парламента (Национальной ассамблеи). Напомним, что 10 мая этого года Палата представителей была распущена ко¬ролем Пхумипоном Адульядетом по предло¬жению премьер-министра страны Апхисита Ветчачивы.
Достаточно убедительную победу одер¬жала оппозиционная партия «Для Таиланда» (Phak Phuea Thai) во главе с Йинглак Чиннават — сестрой свергнутого в сентябре 2006 года бывшего премьер-министра Таксина Чинавата. Партия сумела завоевать 265 мест в Палате представителей, и теперь из ее членов будет сформировано правительство. Демократическая партия, возглавляемая Апхиситом Ветчачивой, получила 159 мест (все¬го в Палате представителей 500 депутатов, избираемых по смешанной системе — 375 из¬бираются по мажоритарной системе в одномандатных округах, а 125 — по партийным спискам). Йинглак Чиннават станет первой в истории страны женщиной на посту премьер-министра.
А 8 июля представители Демократической партии обратились в Избирательную комис¬сию с просьбой подать ходатайство в Консти-туционный суд Таиланда о роспуске победив¬шей партии «Для Таиланда», так как в ее из¬бирательной кампании участвовали лица, ко¬торым было запрещено осуществлять опре¬деленные действия партийно-политического характера, а в некоторых провинциях при¬шлось проводить пересчет голосов и перевы¬боры из-за выявленных нарушений. В резуль¬тате Избирательная комиссия Таиланда объ¬явила окончательные итоги выборов лишь 27 июля. Первое заседание Палаты предста¬вителей в новом составе пройдет 1 августа.
Турция
12 июня 2011 года прошли выборы в Вели¬кое национальное собрание — однопалат¬ный парламент. С 2002 года на турецкой по¬литической арене доминирует Партия спра¬ведливости и развития во главе с Реджепом Эрдоганом. Нынешние выборы подтвердили устойчивость позиций этой партии — за нее проголосовали 49,91 % избирателей, что по¬зволило ей занять 326 мест из 550 (в Турции действует пропорциональная избирательная система с распределением депутатских ман¬датов по методу д'Онта). Другие партии, про¬шедшие заградительный барьер (10%), — Республиканская народная партия и Партия национального действия — получили 135 и 53 места соответственно. Кроме того, в пар¬ламент прошли 36 независимых кандида¬тов — все они, однако, были выдвинуты Пар¬тией за мир и демократию, представляющей интересы курдского меньшинства.
Таким образом, Реджеп Эрдоган выиграл третьи выборы подряд и в третий раз подряд стал премьер-министром (Турция представ¬ляет собой парламентскую республику). При¬мечательно также, что Партии справедливо¬сти и развития не хватило лишь 4 мест, чтобы гарантировать себе большинство в 2/3 голо¬сов, достаточное для внесения изменений в Конституцию Турецкой Республики без про¬ведения референдума.
Украина
Конституционный Суд Украины в Решении №6-рп/2011 от 16 июня 2011 года признал изменения, внесенные в Закон «Об увекове¬чении Победы в Великой Отечественной вой¬не 1941 — 1945 годов» от 20 апреля 2000 го-да, противоречащими Конституции страны.
Закон «О внесении изменений в Закон Украины "Об увековечении Победы в Вели¬кой Отечественной войне 1941 — 1945 го¬дов"» Верховная Рада приняла 21 апреля 2011 года, а 20 мая его подписал Президент Виктор Янукович. В документе Знамя Побе¬ды названо символом победы советского па¬рода, его армии и флота над фашистской Гер¬манией в годы Великой Отечественной вой¬ны. Закон также устанавливает порядок ис-пользования Знамени Победы, в частности, у Вечного огня, могил Неизвестного солдата и Неизвестного матроса, а также во время тор-жественных мероприятий, посвященных Дню Победы. В частности, должен осуществлять¬ся подъем Знамени Победы вместе с государ¬ственным флагом Украины. Именно это по¬ложение и оспаривалось в жалобе.
Конституционный Суд Украины признал, что государственными символами являются государственный флаг, герб и гимн. Знамя Победы к таковым не относится. Между тем оспариваемые положения фактически уста¬новили одинаковый порядок использования этого символа и государственного флага Ук¬раины.
Согласно части 6 статьи 20 Конституции Украины, порядок использования государ¬ственных символов должен устанавливаться законом, принятым не менее чем 2/3 голосов депутатов Верховной Рады. Закон «О вне¬сении изменений в Закон Украины "Об уве¬ковечении Победы в Великой Отечествен¬ной войне 1941 — 1945 годов"» от 21 апреля 2011 года был принят меньшим числом голо¬сов — таким образом, была нарушена кон¬ституционная процедура.
Исходя из этого, Конституционный Суд Украины признал оспариваемые нормы не соответствующими Конституции страны, а также предложил Верховной Раде законода¬тельно установить порядок использования государственных символов, в частности госу¬дарственного флага Украины.
Швейцария
Верховный суд Швейцарии в качестве суда апелляционной инстанции 6 июня 2011 года подтвердил решение суда кантона Золотурн о порядке оценки вреда здоровью, причинен¬ного автомобильной аварией, и назначения пенсии по инвалидности.
В своем решении Верховный суд пришел к выводу, что использование критериев оцен¬ки, а также порядок проведения и назначения пенсий принципиально соответствуют нормам Конституции и совместимы со стандар¬тами Европейской комиссии по правам чело¬века. Однако он отметил также, что на уров¬не кантонов необходимо усилить судебную защиту застрахованных лиц, предоставить указанным лицам право участвовать в пред¬варительном процессе оценки степени вреда здоровью, а кроме того ввести обязатель¬ность проведения медицинского обследова¬ния во время процесса обжалования, если кантональный и (или) федеральный админи¬стративный суд сочтут, что это необходимо.
Также в решении установлено, что суще¬ствующая в Швейцарии с 1978 года практи¬ка так называемых «медицинских властей по расследованию» (MEDAS) соответствует Конституции. MEDAS — специальный орган, созданный для расследования и оценки осо¬бенно сложных случаев, связанных с пенси¬онным, армейским и иными видами страхова¬ния, оценки вреда, причиненного здоровью. Его сотрудники, профессиональные медицин¬ские работники различной специализации, готовят по каждому такому случаю отчеты, которые считаются обязательными при опре¬делении остаточной трудоспособности лиц, возможности их дальнейшей трудовой дея¬тельности и служат основанием для назначе¬ния им пенсии и (или) иных выплат.
Южный Судан
На карте мира 9 июля 2011 года появилось новое государство — Республика Южный Су¬дан. Уже 14 июля оно стало членом Органи¬зации Объединенных Наций, а 28 июля его приняли в Африканский Союз. Напомним, что в начале этого года состоялся референдум о независимости Южного Судана от северной части страны, на котором подавляющее большинство его участников высказалось за образование самостоятельного государства.
Переходная Конституция Южного Судана была одобрена Законодательной ассамблеей (парламент Южного Судана в 2005—2011 годах) 7 июля, и через день подписана Председателем Правительства страны Сальваторе Кииром Маярдитом. Она, по сути, представляет собой измененную Временную Конституцию, принятую в 2005 году после подписания Найвашского мирного соглашения, ознаменовавшего окончание второй гражданской войны в Судане 1983—2005 годов.
Согласно Переходной Конституции, Юж¬ный Судан является федерацией с республи¬канской формой правления. В Приложениях «A» — «D», включенных в текст Конституции, перечислены четыре сферы компетенции: компетенция федерации, компетенция шта¬тов, конкурирующая компетенция и остаточ¬ная компетенция. Приложение «Е» содер¬жит правила разрешения конфликтов в сфе¬ре конкурирующей компетенции.
Среди особенностей конституционных по¬ложений, посвященных правам и свободам человека и гражданина, можно выделить обя¬занность государственных органов обеспечи¬вать равное с мужчинами участие женщин в общественно-политической жизни страны, а также представительство женщин в законо¬дательных и исполнительных органах. Свое¬образный «минимальный размер» предста¬вительства — 25%. Кроме того, в статье 24 достаточно подробно описаны так называе¬мые «религиозные права»: право исповедо¬вать любую религию или верования, основы¬вать для этих целей места отправления куль¬та, основывать соответствующие благотво¬рительные и гуманитарные институты, созда-вать и распространять публикации религиоз¬ного содержания, обучать детей основам ре¬лигии и верований и т.д. В число обязанно¬стей граждан, помимо прочего, входит уча¬стие в выборах и референдумах, а также борьба с коррупцией и саботажем.
Совокупность высших органов государ¬ственной власти Южного Судана называется Национальным Правительством. Несмотря на то что непосредственно принцип разделе¬ния властей в Конституции не упоминается, его можно вывести из положений статьи 51, согласно которой Национальное Правитель¬ство состоит из органов законодательной, ис¬полнительной и судебной власти. Вместо За-конодательной ассамблеи учреждается двух¬палатный парламент — Национальная легис¬латура. Его нижняя палата — Национальное законодательное собрание — будет состоять из всех членов бывшей Законодательной ас¬самблеи, а также членов Национальной ас¬самблеи Республики Судан — выходцев из Южного Судана. Членами верхней палаты — Совета штатов — станут все бывшие предста¬вители Южного Судана в Совете штатов Рес¬публики Судан, а также 20 представителей, назначаемых Президентом.
Исполнительную власть в Южном Судане осуществляют Президент, вице-президент, министры и их заместители. При этом Пре¬зидент, вице-президент и министры образуют Совет министров. Срок президентских пол¬номочий — 4 года, начиная с 9 июля. Нынеш¬ний Председатель Правительства автомати¬чески стал Президентом. Конституция ниче¬го не говорит о порядке избрания Президен¬та, называя лишь условия для выдвижения кандидатов на этот пост.
Судебную систему государства возглавля¬ет Верховный суд, являющийся, помимо про¬чего, органом конституционного контроля. Ниже в иерархии находятся апелляционные суды, высшие суды, суды графств и иные су¬ды, которые учреждаются в соответствии с Переходной Конституцией Южного Судана и законодательством.
Помимо органов государственной власти, согласно Конституции, должны быть сформи¬рованы так называемые независимые инсти¬туты и комиссии, в частности Антикоррупци¬онная комиссия, Комиссия по правам чело¬века, Национальная палата по рассмотрению жалоб и др. Национальное Правительство может также учреждать и другие институты и комиссии, если на то будет необходимость.
Однако, поскольку новая Конституция является переходной, установлен и порядок разработки и принятия постоянной Консти¬туции (ч. 16 гл. II). Любопытно, что при этом не указана длительность переходного перио¬да, и, соответственно, неясно, когда у Прези¬дента возникает обязанность созыва Нацио¬нальной конституционной комиссии в соот-ветствии с частью 1 статьи 200 Переходной Конституции Южного Судана.
Япония
В июне 2011 года, после рассмотрения целой серии дел, все три палаты Верховного суда Японии признали конституционным требова¬ние школьных администраций к учителям от¬носительно того, чтобы они слушали стоя, а также исполняли национальный гимн страны во время официальных церемоний. Таким об¬разом, Суд признал, что подобное требование не нарушает положений статьи 19 Конститу¬ции о свободе мысли и совести.
После принятия в 1999 году Закона о на¬циональном флаге и национальном гимне Японии было зафиксировано множество слу¬чаев, когда учителя не подчинялись указан¬ным выше требованиям. В отношении таких учителей применялись различные дисципли¬нарные взыскания, им снижали заработную плату, а также отказывали в повторном при¬еме на работу после принудительного уволь¬нения. Согласно данным правительства, 1239 учителей подвергались подобным ме¬рам с 1999 по 2009 годы.
Поводом к рассмотрению одного из дел стала жалоба группы учителей из Токио, ко¬торые не вставали при исполнении нацио¬нального гимна вопреки требованиям школь¬ной администрации. Из-за этого после прину¬дительного увольнения они не были повторно приняты на работу. Учителя выиграли дело в окружном суде, но впоследствии проиграли в городском суде Токио. Большинство судей палаты Верховного суда Японии, где слуша¬лось это дело, признали, что имело место не¬которое нарушение свободы мысли и сове¬сти, однако оно было оправдано «разумно¬стью и обоснованностью» требования. В то же время в своем особом мнении судья Койи Миякава призвал к строгому исследованию мотивов решения об отказе в принятии на работу.
Назад к списку