Мониторинг конституционных новостей стран мира (октябрь – ноябрь 2011 г.)
«Мониторинг конституционных новостей» - это уникальная подборка коротких новостных сообщений о наибо¬лее интересных и важных с конституционно-правовой точки зрения событиях и решениях в различных странах мира. Безусловно, в рамках этой рубрики речь не идет о предоставлении исчерпывающей информации по каж¬дой из стран, набор которых варьируется от номера к номеру. Наша задача - дать ориентиры, помочь найти отправные точки для глубоких исследований, обозначить тенденции и проблемы.
Австрия
20 октября 2011 года нижняя палата Парла¬мента Австрии (Национальный совет) утвер-дила соглашение между Австрийской Респуб¬ликой и Республикой Молдова о социальной безопасности. Соглашением, в частности, предусматривается расчет пенсионного обес-печения и страховые выплаты гражданам указанных стран при оказании работ, услуг на территории другого государства. Предусмат¬ривается также легализация документов, не-обходимых в целях выполнения условий дан¬ного соглашения, обеими странами без ка¬ких-либо дополнительных нотариальных удо¬стоверений и перевода на государственные языки (ст. 17 Соглашения).
Для вступления в силу соглашение дол¬жно быть ратифицировано парламентами обоих государств.
Аргентина
23 октября 2011 года в Аргентине прошли президентские и парламентские выборы. Действующий глава государства Кристина Фернандес де Киршнер, выдвигавшаяся на пост президента от правящей партии «Фронт за победу», одержала убедительную победу, набрав 54 % голосов. Занявший второе ме¬сто Эрмес Хуан Биннер, представитель Соци-алистической партии, получил лишь 16,9 % голосов. Кцршнер стала первой в Латинской Америке женщиной-главой государства, ко¬торую переизбрали на новый срок.
Парламентские выборы проходили по следующей схеме — все 23 аргентинские провинции и отдельная столичная территория Буэнос-Айрес (существует также одноимен¬ная провинция) переизбирали половину ниж¬ней палаты парламента — Палаты депутатов (согласно статье 50 Конституции Аргентины, срок депутатских полномочий равен четырем годам, но каждые два года состав Палаты должен обновляться наполовину), состоящей из 257 членов. Выборы проходили по пар¬тийным спискам, при этом количество из¬бранных депутатов прямо пропорционально численности населения провинции, и каждая провинция должна быть представлена в Па¬лате депутатов не менее чем 5 депутатами. Определение количества мест, доставшихся той или иной партии, происходит по методу д'Ондта.
Почти во всех провинциях большинство населения голосовало за «Фронт за победу», поэтому, например, в провинции Буэнос-Айрес представители этой партии получили 12 мест из 35, в провинции Тукуман — 4 из 5.
Помимо этого, в восьми провинциях так¬же выбирали по 3 сенатора от каждой (2 ме¬ста занимают представители выигравшей партии, 1 достается кандидату от партии, за¬нявшей на выборах в провинции второе ме¬сто). Согласно статье 56 Конституции, срок полномочий Сената — 6 лет, его состав об¬новляется каждые 2 года на одну треть.
Выборы сенаторов также показали преи¬мущество «Фронта за победу», в то же время общий расклад сил в Сенате практически не изменился — относительное большинство со-хранил «Фронт за победу» (31 место из 72), главной оппозиционной силой по-прежнему остается Гражданский радикальный союз — 17 мест. Остальные партии имеют от 11 до 1 места.
Болгария
30 октября 2011 года прошел второй тур пре¬зидентских выборов. Победу с 52,6 % голо¬сов одержал Росен Плевнелиев, выдвигав¬шийся от правящей партии «Граждане за ев¬ропейское развитие Болгарии». Его сопер¬ник, представитель Болгарской социалисти¬ческой партии Ивайло Калфин, получил под¬держку 47,4 % голосов избирателей соответ¬ственно. Действующий Президент Болгарии Георгий Пырванов не мог больше баллоти¬роваться на этот пост, так как занимает его уже второй срок подряд (соответствующий запрет содержится статья 95 Конституции).
Примечательно, что в первом туре третье место (14 %) заняла независимый кандидат Меглена Кунева, в свое время ставшая пер¬вым представителем Болгарии в Европей¬ской комиссии, занимая пост Европейского комиссара по защите прав потребителей в 2007-2010 годах.
Между тем группа из 71 депутата Народ¬ного собрания (однопалатный парламент страны), которые представляют Болгарскую социалистическую партию, партию «Атака» и партию «Движение за права и свободы», 17 ноября подала жалобу в Конституционный суд страны на законность выборов Прези¬дента в связи с нарушениями избирательного законодательства.
Гватемала
6 ноября 2011 года в Гватемале состоялся второй тур президентских выборов. Победу одержал Отто Перес Молина, представитель Патриотической партии Гватемалы, набрав-ший 53,7 % голосов. Его конкурент, извест¬ный предприниматель и общественный дея¬тель Мануэль Бальдизон, выдвинутый от партии «Новая демократическая свобода» (LIDER), набрал 46,3 % голосов. Первый тур прошел 11 сентября, и тогда Молина полу¬чил 33,1 %, а Бальдизон — 22,6 %. Согласно статье 184 Конституции Гватемалы, для по¬беды в первом туре необходимо абсолютное большинство голосов.
Личность нового Президента известна да¬леко за пределами Гватемалы. В первую очередь, он славится как сторонник жестких мер по борьбе с наркомафией, преступностью. Общественной поддержкой пользуется также предложение Молины по введению смертной казни. Неслучайно, что именно тяжелая кри¬миногенная обстановка в стране определила исход выборов.
Опросы общественного мнения, прове¬денные накануне выборов, показали, что на¬селение, уставшее от всевластия наркобаро¬нов, слабости правоохранительных органов, готово отдать свои голоса за решительного и харизматичного отставного генерала Молину.
Напомним, что принять участие в прези¬дентских выборах хотела и Сандра Торрес, супруга пока еще действующего Президента Альваро Колома (см.: СКО. 2011. № 2(81)). Сам Колом в выборах участвовать не мог — все та же статья 184 Конституции не уста-навливает для Президента возможности пе¬реизбрания. А в соответствии с пунктом «с» статьи 186 Конституции, родственники Пре¬зидента и вице-президента не имеют права выдвигать свои кандидатуры. 8 августа 2011 года Конституционный суд Гватемалы подтвердил, что Торрес не может участвовать в президентской гонке.
Германия
27 октября 2011 года Бундестаг продлил дей¬ствие антитеррористического закона (Тегго-rismusbekampfung, TBEG), принятого 10 ян¬варя 2007 года, на следующие четыре года. Первоначально предусматривалось, что за¬кон и предусмотренные им меры по борьбе с терроризмом будут действовать до 10 января 2012 года. Относительно порядка осущест-вления ряда мероприятий и процедур — сбо¬ра, хранения, обмена биометрическими дан-ными, обмена и распространения информа¬ции о потенциальных нарушителях на внут-реннем и общеевропейском уровне, приме¬нения оружия гражданскими службами безо-пасности — будет введено новое правовое регулирование.
Федеральный министр внутренних дел Ханс Питер Фридрих после парламентской сессии заявил, что законы, с одной стороны, должны служить обеспечению надежности и безопасности граждан, а с другой стороны, защищать сущность и стабильность право¬вого государства. По мнению министра, в этом законе было найдено верное решение по борьбе с терроризмом, и правительство по¬казывает, что у него все получается и оно дее¬способно.
Бундестаг утвердил новый закон о защите детей — Bundeskinderschutzgesetz, который в ближайшее время должен быть подписан президентом страны. Законом предусмотрено создание всесторонней помощи детям и юно¬шеству. В законе разрешена коллизия меж¬ду тайной врача и пациента и обязанностью врача уведомлять отделы по работе с детьми и юношеству (Jugendamt) обо всех случаях нарушения прав детей и/или подростков. Те¬перь врачи должны сообщать обо всех подоб¬ных случаях. Полиция, школы, детские сады, больницы, пункты консультативной работы с беременными, органы по работе с детьми и подростками становятся кооперативными партнерами друг друга по защите прав и ин-тересов детей и юношества. Законом преду¬смотрено разработка федеральных стандар¬тов по защите и обеспечению безопасности детей и юношества.
Министерство по делам семьи, людей престарелого возраста, женщин и юношества уведомило, что для выполнения программ и инициатив закона с 1 января 2012 года на че-тыре года выделяется 30 млн евро.
Бундесрат рассматривает законопроект о выделении дополнительного федерального финансирования для поддержания образова¬ния и развития детей, подростков и молоде¬жи, проживающих в ФРГ в статусе беженцев. Отныне органы земель обязаны финансиро¬вать обучение, спортивное, культурное и ин¬теллектуальное развитие данных категорий лиц. В случае невыполнения данной обязан¬ности эти лица имеют право требовать по¬лучение средств в судебном порядке. Изме¬нения и дополнения будут внесены и в Закон о пособиях для беженцев (Asylbewerberlei-stungsgesetz). Инициатором данного ново¬введения является ландтаг Гамбурга, уже внесший на уровне земли указанные измене¬ния.
Два субъекта федерации — Гамбург и Се¬верный Рейн-Вестфалия — выступили с ини-циативой введения английского языка в каче¬стве официального языка судопроизводства в ФРГ. В подготовленном законопроекте его составители ссылаются на важность и рас-пространенность английского языка, а равно на его влияние в сфере экономических пра-воотношений и споров финансового характе¬ра. Министр юстиции Гамбурга Яна Шидек (Yana Schiedek) заявила, что подобный под¬ход позволит расширить влияние немецкого права и его толкования на общеевропейском пространстве.
28 октября 2011 года Партия зеленых вы¬ступила с инициативой о внесении изменений и дополнений в Закон о титулах на пребыва¬ние, занятости и интеграции иностранцев па территории ФРГ от 31 декабря 2004 года. В связи с возрастающим числом лиц, прожива-ющих на территории ФРГ длительное время (более шести лет) без подтвержденного вида на пребывание/жительство, партия предла¬гает ввести в закон положение о предостав¬лении «пробного» статуса на пребывание. В случае, если лицо совершает правонаруше¬ние и/или иным образом подпадает под конт¬роль Министерства иностранных дел, то оно возвращается в статус лица без подтверж¬денного вида на жительство, так называемого Duldung.
Партия зеленых предлагает предостав¬лять пробный статус на пребывание для всех лиц, более пяти лет находящихся на террито¬рии ФРГ без подтвержденного вида на жи¬тельство, и/или лиц, более пяти лет находя¬щихся на территории страны в статусе гума¬нитарных беженцев (§25 AufenthG). Со¬гласно законопроекту, для лиц, имеющих не-совершеннолетних детей, подобный пробный статус может быть предоставлен после трех лет пребывания на территории страны, для лиц, особо нуждающихся в защите — после двух лет.
9 ноября 2011 года Федеральный консти¬туционный суд постановил, что установление 5-процентного барьера на выборах 2009 года в Европейский парламент нарушает прин¬ципы равного избирательного права и рав¬ных возможностей политических партий. Суд признал положения §2.7 Закона ЕС о выбо¬рах (Europawahlgesetz, EuWG) не соответст¬вующими Основному закону Германии. При этом Суд заявил, что подобная неконституци¬онность положения Закона ЕС о выборах не ведет к недействительности выборов 2009 го¬да.
Решение было принято пятью голосами против трех. Особое мнение представили судьи Ди Фабио и Меллингофф.
Комментарий к данному решению нашего постоянного автора А.Румянцева читайте в рубрике «Case Law».
Европейский Союз
Осенью 2011 года Европейский Союз высту¬пил с инициативой увеличить срок защиты авторских прав в отношении музыкальных произведений с 50 до 70 лет. Согласно новым правилам, авторские права на песни, слова, а равно иные музыкальные произведения, бу-дут распространяться в течение 70 лет после смерти их автора, в случае коллективного ав-торства — в течение 70 лет после смерти по¬следнего оставшегося из авторского кол-лектива. При процедуре голосования в Евро¬пейском парламенте Бельгия, Чехия, Дания, Люксембург, Румыния, Словакия, Слове¬ния, Швеция высказались против, делегации Эстонии и Австрии воздержались. Принятое решение призвано модифицировать Директи-ву 2006/116/ЕС.
Европейская комиссия 27 октября подала жалобу на ФРГ, Австрийскую Республику и Грецию в Европейский суд справедливости в связи с неполной инкорпорацией во внутрен-нее законодательство вышеуказанных стран Директивы 2006/123/ЕС, затребовав вы¬платы 141362,51 евро с ФРГ, 44876,16 евро с Австрии и 51 200,10 евро с Греции. Дирек¬тива должна была быть инкорпорирована в законодательство стран ЕС до 28 декабря 2009 года и призвана содействовать созданию единого рынка услуг, его улучшения, в том числе путем создания облегченного порядка приобретения вида на жительство в странах Европейского Союза, созданию администра¬тивных органов, осуществляющих совмест¬ную работу в данной области со всеми орга¬нами ЕС и т.д. Здесь важно отметить, что в данной жалобе Европейская комиссия впер¬вые воспользовалась правом, предоставлен¬ным ей статьей 260 Договора о порядке функционирования ЕС — взыскивать с госу¬дарств-участников платежи за неисполнение возложенных на них обязательств по инкор¬порации норм общеевропейского права.
Ирландия
27 октября 2011 года в Ирландии прошли очередные президентские выборы. На них было зарегистрировано рекордное для страны количество кандидатов — 7. Итогом борьбы за президентское кресло стала победа поэта и экс-министра культуры Майкла Хиггинса, представляющего Лейбористскую партию.
В соответствии с Актом о выборах пре¬зидента 1993 года и статьей 12 Конституции Ирландии, кандидатура президента может быть выдвинута не менее чем 20 членами парламента или не менее чем 4 муниципаль¬ными советами округов Возможно также са-мовыдвижение, если кандидат является быв¬шим или действующим Президентом Ирлан-дии.
Президент Ирландии избирается сроком на 7 лет, однако последние выборы прошли в 1997 году. Тогда восьмым главой государст¬ва была избрана Мэри Макалис. В октябре 2004 года она была переизбрана на второй срок без проведения выборов, так как ее со-перники не смогли заручиться необходимой поддержкой муниципальных советов, и по ис-течении срока подачи заявок Макалис оста¬лась единственным претендентом.
Кроме того, отличительной особенностью ирландского избирательного права, является альтернативность голосования, при которой избиратели могут ранжировать кандидатов в порядке предпочтения. Так, при подсчете «первых предпочтений» Хиггинс набрал 39,6 % голосов, а его ближайший преследо¬ватель и соперник независимый кандидат Шон Галлахер — 28,5 %. Представитель рес¬публиканской партии «Шинн Фейн», заме¬ститель первого министра Северной Ирлан¬дии Мартин Макгиннесс замкнул тройку ли¬деров с результатом 13,7 % голосов.
В ирландской парламентской республике фигура президента во многом носит церемо-ниальный характер. 11 ноября прошла офи¬циальная инаугурация Майкла Хиггинса в Дублинском замке.
27 октября в Ирландии состоялся и рефе¬рендум по вопросу принятия двух поправок к Конституции.
Первая поправка касалась введения нор¬мы о возможности сокращения заработной платы судей во время исполнения ими своих обязанностей. Ранее существовал конститу¬ционный запрет, который должен был гаран¬тировать самостоятельность и независимость ирландских судов от воздействия правитель¬ства — оно могло бы недофинансировать суды для оказания на них давления. Но ирланд¬ским налогоплательщикам пришлось потуже затянуть пояса после нескольких волн фи¬нансового кризиса, накрывших не только Ир-ландию, но и весь мир. Поэтому показатель¬но, что только каждый пятый ирландец, при-шедший на референдум, проголосовал про¬тив поправки (20,3 %), а подавляющее боль-шинство (79,7 %) поддержало предложенную инициативу. Таким образом, в Конституцию Ирландии была внесена 29-я поправка, кото¬рая вступит в силу после подписания Прези-дентом соответствующего закона.
Вторая поправка должна была сущест¬венно расширить контрольные полномочия парламента (Ойряхтаса). Согласно ей, обе палаты Ойряхтаса наделялись бы правом проведения парламентских расследований в отношении всякого дела, имеющего общест-венное значение, в том числе и в отношении самих парламентариев. При этом палаты или палата, проводящая расследование, самосто¬ятельно определяли бы баланс между права¬ми и свободами человека и общественным интересом при осуществлении своих дейст¬вий. У этой поправки оказалось больше про¬тивников, чем сторонников — 53,3 % ирланд¬цев ответили «нет» на вопрос референдума.
Примечательно, но, по оценкам некото¬рых наблюдателей, интерес общественности к результатам референдума был несравнимо ниже, чем к результатам президентских вы-боров.
Кыргызстан
Министр внутренних дел Кыргызской Рес¬публики Зарылбек Рысалиев 3 октября озву¬чил любопытную статистику о количестве протестных акций в Кыргызстане за 9 меся¬цев 2011 года. Общее число митингов за ука¬занный период составило — 1 013, из них 512 имели политический характер, а 501 — со¬циальный. Около половины от общего числа митингов (503) прошло в столице.
30 октября прошли выборы Президента Кыргызской Республики. Победитель опре¬делился в первом туре. По итогам голосова¬ния премьер-министр республики Алмазбек Атамбаев набрал 62,52 % голосов. Другие фавориты президентской гонки Адахан Мадумаров (лидер партии «Бутун Кыргызстан») и Камчыбек Ташиев (лидер партии «Ата Журт») набрали соответственно по 14,78 % и 14,32%.
Прошедшие выборы запомнились высо¬кой явкой избирателей севера республики, которая традиционно считалась более пас¬сивной частью электората. Это во многом, по мнению экспертов, предопределило победу Атамбаева, который главным образом пола¬гался на поддержку избирателей Бишкека, Чуйской и Таласской областей. Из наруше¬ний избирательного процесса отмечаются традиционные нарушения с составлением списков избирателей, а также сокращение числа избирательных участков за рубежом, что не позволило проголосовать значитель¬ному количеству мигрантов.
Теперь страну ожидает формирование но¬вой коалиции большинства и нового прави-тельства.
16 ноября 2011 года был принят закон о народной законодательной инициативе. Со¬гласно статье 79 Конституции Кыргызской Республики, народная инициатива по внесе¬нию законов принадлежит 10 тысячам изби¬рателей. Изменения в Конституцию также могут вноситься по инициативе избирателей, но не менее 300 тысяч — такое положение со¬держится в части 2 статьи 114 Конституции. В настоящее время до 1 сентября 2020 года установлен мораторий на внесение измене¬ний в некоторые разделы Конституции, каса¬ющиеся государственного управления.
В порядке народной инициативы не могут вноситься проекты законов, касающиеся из-менения государственной границы, форми¬рования бюджета, амнистии и помилования, вопросов международных отношений, введе¬ния военного или чрезвычайного положения. Осуществление народной инициативы в усло¬виях военного или чрезвычайного положения, введенного на всей территории Кыргызской Республики либо ее части также исключено.
Процедура законодательной инициативы базируется па работе инициативной группы, которая занимается сбором подписей и аги¬тацией за проект закона. Проверкой досто-верности подписей будет заниматься Жогорку Кенеш.
В 2010 году уже предпринималась попыт¬ка внести в порядке законодательной иници¬ативы законопроект о люстрации. Отсутст¬вие механизмов регистрации инициативной группы, сбора и проверки подписей вызывали массу вопросов и явились основанием для манипуляций.
Марокко
25 ноября 2011 года в Марокко состоялись досрочные выборы в нижнюю палату парла-мента — Палату представителей. Изначаль¬но они должны были пройти в 2012 году (со-гласно статье 62 Конституции, члены ниж¬ней палаты парламента избираются каждые пять лет), однако из-за массовых протестов весной этого года голосование было перене¬сено. Этот шаг был одним из составляющих конституционной реформы наряду с прове¬денным летом 2011 года референдумом.
Наибольшее количество мест — 107 из 395 — завоевала Партия справедливости и развития, за которую отдали свои голоса 27,1 % избирателей. Кроме нее, наиболее влиятельными в новой Палате представите¬лей, будут две коалиции — Коалиция за де-мократию и «Кутла» (араб. «коалиция»). Коалиция за демократию состоит из 8 партий преимущественно консервативно-центрист¬ского толка, придерживающихся в то же вре¬мя либеральных взглядов в экономической сфере: Национальное независимое объеди¬нение (52 места), Народное движение (32 ме¬ста), Конституционный союз (23 места), Пар¬тия современности (47 мест), Партия воз¬рождения и достоинства. Левым крылом Коа¬лиции являются Партия труда, партия «Зеле¬ные левые» и Социалистическая партия. В коалицию «Кутла» входят 3 партии, пред¬ставляющие националистические и социали¬стические идеи: Партия независимости («Истикляль») (60 мест), Социалистический союз народных сил (39 мест), Партия прогресса и социализма (18 мест).
Партия справедливости и развития при¬держивается умеренных исламистских взгля¬дов. Основными пунктами ее программы яв¬ляются реформа образования, экономиче¬ское партнерство с другими странами, при¬влечение иностранных инвестиций в эконо¬мику, укрепление мусульманского единства, демократии и защиты прав человека. Ожида¬ется, что она сформирует правительство вме¬сте с представителями коалиции «Кутла». 29 ноября лидер Партии справедливости и развития Абд эль-Ила бен Киран был назна¬чен королем на пост Премьер-министра.
Нидерланды
Премьер-министр Нидерландов Марк Рютте 13 октября 2011 года в ходе парламентских дебатов заявил, что роль Королевы Нидер¬ландов не будет сведена к церемониальной, а бюджет королевской семьи не будет сокра¬щен.
Еще в апреле 2011 года некоторые депу¬таты от национально-консервативной Пар¬тии свободы, заявили о готовности внести в Сенат (верхнюю палату парламента) законо¬проект, который позволил бы сместить фигу¬ру монарха с позиции номинального главы Правительства (по смыслу статьи 42 Консти¬туции Нидерландов 1983 года, Король воз-главляет Кабинет министров, при этом не не¬ся никакой ответственности за его действия). Представители Социалистической партии, партий «Зеленые левые» и «Демократы 66» поддержали идею снятия с королевы полити¬чески значимых функций, таких как посред-ничество в формировании коалиционного Ка¬бинета министров. Лейбористская партия по-шла дальше и в начале октября предложила обязать королевскую семью платить налоги и ренту за королевский дворец, а так же опла¬чивать пользование воздушным транспортом. Как заявил один из лидеров партии, Иерун Рекурт, все вынуждены затягивать пояса по-туже, это касается и верхушки государства.
Тем не менее Марк Рютте утверждает, что «низвержения» королевы не произойдет, ибо подобный шаг привел бы к созданию «фик¬тивной и безвкусной монархии». Равно как не предвидится снижения уровня бюджетных ассигнований на содержание королевы: со-ответствующие средства уже были зарезер¬вированы, как и средства на содержание го-сударственных служащих. Кроме того, со¬гласно проведенным опросам, около 75 % населения в настоящий момент не поддержи¬вает эту инициативу.
Судьба инициативы законодательного за¬прета ритуальных убийств животных постав¬лена под сомнение. 19 октября Народная партия за свободу и демократию заявила, что не собирается поддерживать законопроект, принятый Палатой представителей, в Сенате. Поправки в действующее законодательство предусматривают, что ритуальное убийство животного может считаться законным, толь¬ко если возможно доказать, что такое убийство не причиняет животному больших страда¬ний, чем традиционный забой скота.
Один из сенаторов, профессор Шаап, утверждает, что законодательная инициатива вызывает серьезное раздражение со стороны иудеев и мусульман, протестующих против нарушения их права на свободное вероиспо¬ведание. Если партия саботирует предложе¬ние и «завалит» закон, все будет зависеть от лейбористов, занимающих второе место (как в Палате представителей, так и в Сенате) по количеству мандатов. Голосование должно состояться не раньше декабря 2011 года.
Отметим, что еще начиная с 2009 года в Нидерландах обострились антиисламские на-строения, подогреваемые проблемой, связан¬ной с массовой миграцией на территорию страны. Так, Партия свободы осенью 2009 го¬да вновь выразила мнение о необходимости проведения референдума по вопросу о запре¬те строительства минаретов. Данная инициа-тива обосновывается опытом Швейцарии, где такой референдум 29 ноября 2009 года увенчался успехом. Аналогичные настроения были поддержаны известными политиками в Бельгии, Дании, Италии и ряде других евро¬пейских государств.
9 ноября 2011 года нидерландская «На¬родная газета» (De Volkskrant) обнародова¬ла следующую информацию: в отношении 64-летней жительницы страны, страдавшей на протяжении длительного времени про¬грессирующим старческим слабоумием, су¬дом было разрешено применение эвтаназии, при этом к тому моменту она уже не могла прямо выразить на это своего желания.
Эвтаназия в Нидерландах допускается в редких случаях с 1973 года, когда Верховный суд впервые вынес соответствующее реше¬ние. В 2002 году эта практика была закреп¬лена Законом «О лишении жизни по просьбе и содействии в самоубийстве». Между тем для ее осуществления необходимо соблюде¬ние ряда условий, а именно: во-первых, лицо несет невыносимые физические страдания; во-вторых, медик может быть уверен, что па¬циент идет на сознательный шаг. При этом нидерландские врачи крайне неохотно пред-принимают данную меру, когда речь идет о слабоумии пациента.
По мнению представителей медицинско¬го сообщества, данное решение существенно корректирует действующее законодательство, поскольку означает признание у лица, не имеющего физической возможности выра¬зить свою волю, права расстаться с жизнью. Следует оговориться, однако, что в данном случае еще задолго до полной потери дееспо-собности женщина выражала свое желание на совершение в отношении нее эвтаназии, о чем составила письменное распоряжении. Родственники женщины также полностью поддерживали ее решение.
Никарагуа
6 ноября 2011 года состоялись очередные президентские и парламентские выборы в Никарагуа. На пост Президента страны был переизбран Даниэль Ортега, возглавляющий Сандинистский фронт национального осво¬бождения — за него отдали свои голоса 62,6% избирателей. Ближайший преследо¬ватель — Фабио Гадеа Мартина, представи¬тель Независимой либеральной партии — по¬лучил лишь 30,9 % голосов.
Напомним, что Даниэль Ортега уже за¬нимал пост Президента в 1985—1990 годах. Статья 147 Конституции Никарагуа указы¬вает, что Президент не может сразу переизбраться второй раз подряд, а гражданин не может выдвинуть свою кандидатуру на пост главы государства, если в прошлом дважды уже был Президентом. Таким образом, факт избрания Ортеги в третий раз является на¬рушением обоих конституционных ограниче¬ний. Однако в октябре 2009 года Конститу¬ционная палата Верховного суда Никарагуа признала конституционным повторное из¬брание Ортеги. Судьи пришли к выводу, что спорное положение статьи 147 Конституции нарушает принципы равенства и пропорцио¬нальности, так как данные ограничения яв¬ляются специальными по отношению к опре¬деленной категории лиц, в отличие от общих ограничений — возраста, факта осуждения за уголовное преступление и лишения граждан¬ской правоспособности.
Кроме того, данное положение было вве¬дено в Конституцию путем принятия поправ¬ки, что, по мнению судей, является «произ¬водным» конституционным полномочием. Поскольку первоначально Конституция не предусматривала введение таких ограниче¬ний, а «производные» конституционные пол¬номочия не могут быть шире тех, которыми были наделены авторы Конституции, закон об этой поправке нарушает принцип сувере¬нитета. Впрочем, тогда эксперты обратили внимание па то, что большинство судей в Конституционной палате составляют сторон¬ники Сандинистского фронта.
На выборах в Национальную Ассамблею (однопалатный парламент) победу одержал Сандинистский фронт национального осво¬бождения, получив 60 мандатов из 92. Неза-висимая либеральная партия будет представ¬лена 24 депутатами, а Либерально-конститу-ционная партия получила лишь 6 мест. Со¬гласно статье 134 Конституции, еще двумя членами парламента являются Президент страны, занимавший эту должность в послед¬ние пять лет (президентский срок), а также кандидат в президенты, занявший на послед¬них выборах второе место.
Польша
Выборы в обе палаты польского парламен¬та — Сейм и Сенат — прошли 9 октября 2011 года. Как и в 2007 году, победу одержа¬ла правящая партия «Гражданская платфор¬ма». Но если в Сенате у нее устойчивое боль¬шинство — 63 места из 100, то в Сейме она получила 207 мест из 460 (впрочем, это все равно самая большая фракция в нижней па¬лате). Поэтому она продолжит взаимодейст¬вие в рамках коалиции с Польской крестьян¬ской партией, на этих выборах получившей 28 мандатов в Сейме и 2 мандата в Сенате.
Основной оппозиционной силой оста¬лась партия Ярослава Качиньского «Право и справедливость» — 157 мест в Сейме и 31 в Сенате. В то же время успеха добилась и но-вая партия «Движение Паликота», завоевав¬шая в нижней палате парламента 40 мест.
«Движение Паликота» образовалось ле¬том 2011 года вокруг бывшего члена «Граж¬данской платформы» Януша Паликота, ис¬ключенного из партии за скандальные выска¬зывания в адрес покойного Президента Леха Качиньского. Партия примечательна тем, что в основе ее программы лежат антиклери¬кальные идеи, в то время как все остальные партии стремятся либо заручиться неофици¬альной поддержкой церкви, либо хотя бы не допускать критики в ее адрес. Партия же Па¬ликота выступает за прекращение религиоз¬ного образования в школах и государственной финансовой поддержки церкви, а также за легализацию однополых браков.
Россия
Федеральный закон, снижающий избира¬тельный барьер с 7 до 5 % па выборах депута¬тов Государственной Думы (см.: СКО. 2011. №4(83)), был подписан Президентом РФ Д.А.Медведевым 20 октября 2011 года. Со¬ответственно, на выборах депутатов Госу-дарственной Думы седьмого и последующе¬го созывов утратят силу нормы о выделении 1 мандата для партий, набравших более 5 %, но менее 6% голосов избирателей, и 2 ман¬датов для партий, набравших более 6 %, но менее 7 % голосов. Как и предполагалось, закон вступит в силу с 1 января 2013 года.
10 ноября вступили в силу поправки к Фе¬деральному закону «О порядке опубликова¬ния и вступления в силу федеральных кон¬ституционных законов, федеральных зако¬нов, актов палат Федерального Собрания». Теперь официальным источником опублико¬вания нормативных правовых актов, наряду с «Парламентской газетой», «Российской га¬зетой» и «Собранием законодательства Рос¬сийской Федерации», является и «Офици¬альный интернет-портал правовой информа¬ции» (www.pravo.gov.ru) — сетевое издание, входящее в государственную систему право¬вой информации. Согласно статье 9.1, допол¬нившей указанный Федеральный закон, обя¬зательному опубликованию (размещению) на этом портале подлежат федеральные консти¬туционные законы, федеральные законы, ак¬ты палат Федерального Собрания, принятые по вопросам, отнесенным к ведению палат частью 1 статьи 102 и частью 1 статьи 103 Конституции РФ, указы и распоряжения Президента РФ. Там могут быть также разме¬щены (опубликованы) иные акты палат Фе¬дерального Собрания, правовые акты Пра¬вительства, других органов государственной власти, законы и иные правовые акты субъ¬ектов Российской Федерации и муниципаль¬ные правовые акты.
На официальном сайте «Российской га¬зеты» 10 октября был опубликован проект закона о внесении изменений в Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях». Инициатором поправок вы¬ступило Министерство юстиции.
Согласно проекту, упраздняется понятие религиозной группы — предполагается, что религиозные объединения могут быть созда¬ны в формах религиозных организаций и уч-реждений профессионального религиозного образования. Между тем религиозные орга-низации подлежат государственной регист¬рации. По мнению председателя Российско¬го союза евангельских христиан-баптистов А.Смирнова, выраженному в обращении к министру юстиции А. Коновалову, тем са¬мым проект предусматривает отмену права религиозных групп действовать без государ¬ственной регистрации, что является наруше-нием основополагающих принципов Консти¬туции РФ (статьи 14, 28 и 30) и целого ряда норм международного права. Текст обраще¬ния был опубликован на официальном сайте союза 11 октября.
Помимо этого, в закон планируется вве¬сти норму о государственной религиоведче¬ской экспертизе. Данная экспертиза должна проводиться с целью определения религи¬озного характера организации, проверки и оценки достоверности сведений относитель¬но основ ее вероучения и соответствующей ему практики. Она будет осуществляться в случае, если в федеральный орган государст¬венной регистрации (или его территориаль¬ный орган) поступает заявление о государст¬венной регистрации местной религиозной ор¬ганизации, не имеющей подтверждения, вы¬данного централизованной религиозной орга¬низацией того же вероисповедания, а также изменений, вносимых в устав религиозной организации, в том числе в ее наименование, если эти изменения связаны с указанием или изменением сведений о вероисповедании ор¬ганизации.
Кроме того, государственная религиовед¬ческая экспертиза будет проводиться при не-обходимости экспертной оценки наличия или утраты в деятельности зарегистрированной религиозной организации признаков религи¬озной организации, установленных законом. Порядок проведения государственной рели¬гиоведческой экспертизы устанавливается федеральным органом государственной реги¬страции. Отметим, что сейчас действует По-рядок проведения государственной религио¬ведческой экспертизы, утвержденный При-казом Министерства юстиции от 18 февраля 2009 года № 53.
Проект также наделяет Министерство юстиции полномочием по контролю за соот-ветствием деятельности религиозной органи¬зации ее уставным целям и законодательству Российской Федерации. В данный момент контроль осуществляется только в отноше¬нии соблюдения организацией устава отно¬сительно целей и порядка ее деятельности.
23 октября на сайте политической партии «Единая Россия» была опубликована Про¬грамма народных инициатив — документ, подготовленный по итогам обсуждения самых актуальных вопросов и проблем участника¬ми Общероссийского народного фронта (да¬лее — ОНФ). В Программе отражены пред¬ложения участников ОНФ практически по каждой сфере жизнедеятельности — эконо¬мика, культура, спорт, здоровье нации, мо¬лодежная политика, транспорт, международ¬ные отношения и т.д. Что касается сферы осуществления государственной власти, то обращается внимание на целесообразность законодательной разработки практикуемого «Единой Россией» института «праймериз» как предварительного публичного общест¬венного обсуждения и голосования по пред¬лагаемым кандидатурам. Предлагается обя¬зать действующих депутатов парламентов всех уровней от партии «Единая Россия» ежегодно публично отчитываться перед чле¬нами координационных советов ОНФ о ре¬зультатах своей работы в законодательных органах власти. В рамках борьбы с корруп¬цией планируется запустить программу «Об¬щественный (народный) контроль». Ее за¬дача — силами Общероссийского народного фронта с привлечением граждан, обществен¬ных организаций, политических партий осу¬ществлять постоянный контроль за работой органов государственной власти и местного самоуправления. Кроме того, предлагается обязать чиновников доказывать легальность не только доходов, но и расходов, причем как собственных, так и своей семьи, в случае, ес¬ли значительное увеличение активов не мо¬жет быть обосновано легальными доходами.
В сфере защиты и обеспечения прав граждан участники ОНФ предлагают разра¬ботать и принять концептуально новый Уго¬ловный кодекс РФ, который должен стать фундаментальной (как идеологической, так и юридической) основой формирования со-временной уголовной политики. В частности, предполагается сократить сферу применения лишения свободы, смягчить уголовное зако¬нодательство в экономической сфере, рас-ширить применение в уголовном праве адми¬нистративной преюдиции, ввести уголовную ответственность юридических лиц. В области уголовного процесса планируется упразднить стадию возбуждения уголовного дела, а так¬же исключить следователя из стороны обви¬нения. Что касается вопросов модернизации судебной системы, то здесь, прежде всего, следует отметить инициативы по созданию новых видов судов — административных и па¬тентных, и системы публичного контроля за качеством судебных решений, включая при¬говоры по уголовным делам.
США
14 ноября 2011 года Верховный суд США принял к рассмотрению дело о соответствии Конституции США Закона о здравоохране¬нии (The Affordable Care Act), который был принят Конгрессом в прошлом году.
По мнению заявителей — Национальной федерации независимого бизнеса, а также властей 26 штатов, неконституционными яв¬ляются положения, которые предписывают практически каждому гражданину США к 2014 году иметь медицинскую страховку, а в противном случае им грозит штраф. Заяви¬тели считают, что тем самым происходит на-рушение неприкосновенности частной жизни граждан.
По мнению заявителей, предметом про¬верки также являются и пределы конститу¬ционных полномочий Конгресса, принимая закон, устанавливающий принудительный порядок страхования для граждан, не были ли нарушены фундаментальные конституци¬онные принципы федерализма тем, что этот федеральный закон мог посягнуть на полно¬мочия штатов в сфере здравоохранения и бюджетной политики. Кроме того, нижестоя¬щими судами, которые стали по-разному тол¬ковать данный акт, был поставлен вопрос, могут ли применяться те нормы закона, ко¬торые соответствуют Конституции, если от¬дельные положения этого же закона будут признаны неконституционными.
В Администрации Белого дома заявили, что готовы выступить в защиту своей пози¬ции и не сомневаются в том, что судьи будут на их стороне. Дэн Пфайфер, руководитель пресс-службы Администрации, заявил, что у них нет сомнений в том, что закон соответст¬вует Конституции.
Республиканцы, бывшие противниками принятия данного закона в 2010 году, призва¬ли судью Лену Кэйган взять самоотвод, так как до назначения на должность судьи Вер-ховного суда она работала в Администрации Барака Обамы в качестве представителя фе-дерального правительства в Верховном суде. Либеральные же круги предостерегли судью Клэрэнса Томаса не быть излишне консерва¬тивным при слушании данного дела, идя на поводу у своей жены Вирджинии, состоящей в Республиканской партии.
Как отмечают эксперты, данное дело име¬ет скорей не правовой, а политический отте¬нок. «Дейли телеграф» полагает, что реше¬ние судей может серьезно повлиять на исход президентских выборов. По утверждению многих СМИ, последний раз подобное вни¬мание американской общественности было приковано к Верховному суду, когда тот раз¬бирал дело «Буш против Гора» в 2000 году.
Тунис
23 октября 2011 года в Тунисе состоялись выборы в Учредительное собрание (далее — Собрание) — орган, который займется раз¬работкой новой конституции страны после свержения в начале 2011 года Президента Зина эль-Абидин Бен Али. Выборы проходи¬ли по пропорциональной системе, от каждого из 24 вилайетов Туниса могли быть избраны от 4 до 10 представителей в зависимости от численности населения.
Наибольшее количество мест в Собра¬нии — 90 из 217 — завоевала Партия воз¬рождения («Аль-Надха»), Остальные партии получили от 30 до 1 места, а 10 мест распре¬делились между независимыми кандидатами.
Партия возрождения — умеренно исла¬мистская партия центристского толка, под-держивающая равноправие мужчин и жен¬щин. Ее лидер, Рашид Ганнуши, в период предвыборной кампании заявлял, что ради¬кальный исламизм не является приемлемым для Туниса, и сравнивал политические идеи своей партии с моделями, сложившимися в Турции, Малайзии и Индонезии, где, по его мнению, получился сплав ислама и современ поста. В период правления Бен Али Партия возрождения была запрещена.
Что же касается проекта будущей консти¬туции и формы правления, то Партия воз-рождения склоняется к варианту парламент¬ской республики по образцу Великобритании или Германии, а Прогрессивная демократи¬ческая партия и партия «Союз в поддержку республики» поддерживают вариант полу-президептской республики.
Швейцария
23 октября 2011 года состоялись выборы в Национальный совет — нижнюю палату пар-ламента страны. 200 депутатов были избраны сроком на четыре года. Швейцарская народ-ная партия получила 26 % голосов, 54 манда¬та (—2,4%)8, Социал-демократическая пар¬тия Швейцарии — 18,7%, 46 мандатов (-0,9 %), Либеральная партия (Freisinnig-Demokratische Partei) — 15,1 %, 30 манда¬тов (—2,5 %), Христианско-демократическая народная партия — 12,3 % или 28 мандатов (—2,2%), Партия зеленых — 8,4% или 15 мандатов ( — 1,2%), Гражданская демо¬кратическая партия — 5,4 % или 9 мандатов ( + 5,4%), Зеленая либеральная партия — 5,4%, 12 мандатов (+4,0 %), Евангеличе¬ская народная партия — 2,0 % или 2 мандата (-0,4 %); иные - 6,1 % (+0,2 %)9.
К последним относится региональные партии кантонов, а именно Гражданское дви¬жение Женевы (Mouvement Citoyens Ge-nevois), получившее 1 мандат, Лига Тичино (Lega dei Ticinesl) с 2 мандатами и Христи-анско-социальная партия с 1 мандатом.
В стране также прошли выборы в пред¬ставительные органы кантонов. В 24 из 26 кантонов выборы прошли по мажоритарной системе, в двух кантонах — Цуг и Тичино — посредством пропорциональных выборов. Например, в Женеве 11 мандатов Нацио-нального совета распределились следующим образом: 2 — Либеральная партия, 1 — Хри-стианско-демократическая народная партия, 3 — Социал-демократическая партия, 2 — Партия зеленых, 2 — Швейцарская народная партия; 1 — Гражданское движение Женевы. В кантоне Цюрих 34 мандата Национального совета распределились следующим образом:
4 — Либеральная партия, 2 — Христианско-демократическая народная партия, 7 — Социал-демократическая партия, 11 — Швей¬царская народная партия 1 — Евангеличе¬ская народная партия, 3 — Партия зеленых, 4 — Зеленая либеральная партия, 2 — Граж¬данская демократическая партия.
Назад к списку