ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В БУРЯТИИ № 2 (6) февраль 2000 (архив) Ежемесячный информационный бюллетень правозащитных организаций.
ОТ РЕДАКЦИИ
Республиканский правозащитный центр в этом месяце завершает выполнение проекта "Расширение правозащитной деятельности в Республике Бурятия": поддержанного Правозащитным Фондом "За гражданское общество". Завершающим аккордом может послужить организация представительства Правозащитного фонда в самом отдаленном и самом проблемном районе республики - Муйском. Несмотря на то, что мы не имеем финансовых средств на продолжение нашей деятельности, работники Правозащитного центра продолжают работать на общественных началах.
ГОРОДСКИЕ ВЛАСТИ ДЛЯ ЛЮДЕЙ ИЛИ НАОБОРОТ?
Мэрия Улан-Удэ борется против частных перевозчиков
Вот уже два года мэр г. Улан-Удэ Г. Айдаев борется с частными перевозчиками пассажиров. Это специфика города - осуществлявшее перевозки пассажиров ранее ПАП-1 практически обанкротилось, трамвайных маршрутов - раз-два и обчелся, троллейбуса и, тем более, метро нет. Частные водители маршрутных такси практически спасают горожан. Только они ездят во многие пригороды, открывают новые, удобные горожанам маршруты.
МОНОПОЛИСТ В ГОРОДЕ.
6 марта 1998 г. постановлением администрации г. Улан-Удэ № 56 было создано муниципальное учреждение пассажирских перевозок по г. Улан-Удэ - МУ "Улан-Удэтранссервис". Это учреждение было создано для осуществления функций заказчика и реализации муниципальных заказов по пассажирским перевозкам. Но фактически оно занималось вовсе не этим, а, скорее, борьбой с частными перевозчиками.
Так, 12 января 2000 г. мэр Улан-Удэ Г. Айдаев подписал постановление №6 "Об утверждении перечня городских и пригородных маршрутов г. Улан-Удэ". В нем индивидуальным предпринимателям запрещено осуществлять пассажироперевозки без документации, полученной в МУ "Улан-Удэтранссервис". С обратившихся за документами частных перевозчиков начальник МУ "Улан-Удэтранссервис" В. Халмактанов требует оплаты по 150 рублей "за регулирование" за каждый месяц с момента выдачи лицензии, то есть задним числом. После этого предлагается заключить договор с ежемесячной оплатой 283 руб. 72 коп. за паспорт маршрута и 150 руб. за регулирование пассажирских перевозок. Причем указанные суммы должны оплачиваться не позднее 10 числа каждого месяца, в противном случае водители должны оплачивать 1% за каждый день просрочки платежа.
При этом остается неизвестным, кем установлены такие платежи и на что они используются.
ИНТЕРЕСНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ГОРОДСКОГО ГЛАВЫ.
Последние новости с фронта противостояния частных перевозчиков и мэрии таковы. 12 января 2000 г. мэром г. Улан-Удэ Г. Айдаевым принято Постановление №7 "Об утверждении Положения о проведении конкурса владельцев автотранспорта на осуществление организованных пассажирских перевозок по городским и пригородным маршрутам г. Улан-Удэ".
Это постановление, как и само положение, противоречат нормам федерального законодательства, федеральным нормативным актам, создают дополнительные, не основанные на федеральных законах, ограничения прав граждан, установленных и гарантированных Конституцией Российской Федерации.
Дело в том, что положением в обязательном порядке устанавливается конкурс владельцев автотранспорта на право осуществления пассажирских перевозок в г. Улан-Удэ и его пригороде. Но Федеральными законами "О безопасности дорожного движения" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" такие дополнительные условия не предусматриваются. Более того, такие требования нарушают ряд положений Конституции РФ, гарантирующих права граждан: на свободу экономической деятельности (п. 1 ст. 8), на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 34), на недопущение экономической деятельности, направленной на монополизацию (п. 2 ст. 34). В целом нарушается п. 3 ст. 55 Конституции РФ, определяющей, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены лишь федеральным законом, а никак ни актом местного самоуправления.
При этом к конкурсу не допускаются собственники транспортных средств, не предоставившие справку налогового органа об отсутствии или наличии задолженности по обязательным платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды, а также нарушений налогового законодательства. Сами условия конкурса являются произвольными и ставящими в исключительное положение автотранспортные предприятия. Но даже прохождение конкурса не дает водителю-предпринимателю право осуществлять перевозки. Еще одним дополнительным условием является "…заключение договора на осуществление пассажирских перевозок по маршруту".
Но в соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Положением о лицензировании пассажирских перевозок автотранспортными средствами в РФ только наличие лицензии, выданной в установленном порядке органами Российской транспортной инспекции, является единственным условием осуществления предпринимательской деятельности в сфере пассажирских автоперевозок.
НЕ БЫЛО У МЭРА ЗАБОТ?
Помимо этого, администрация г. Улан-Удэ добивается права утверждать схемы маршрутов и расписание движения по ним, устанавливать количество автотранспортных средств, допускаемых к перевозкам пассажиров и их распределение по маршрутам, нормировать скорость и контролировать регулярность движения транспорта. Водителей обязывают проходить предрейсовый и послерейсовый осмотры в организации. Зачем все это нужно? Может быть для того, чтобы расчистить прибыльный вид бизнеса для своих?
Назад к списку