АВТОРСКАЯ СТАТЬЯ КАНДИДАТА В ПРЕЗИДЕНТЫ РФ ОТ "ЕДИНОЙ РОССИИ" ВЛАДИМИРА ВЛАДИМИРОВИЧА ПУТИНА "СТРОИТЕЛЬСТВО СПРАВЕДЛИВОСТИ. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ДЛЯ РОССИИ"

24 февраля 2012
Владимир ПУТИН: Каждый рубль, направляемый в социальную сферу, должен "производить справедливость". Справедливое устройство общества, экономики – главное условие нашего устойчивого развития в эти годы. ОСНОВНЫЕ ТЕЗИСЫ СТАТЬИ "СТРОИТЕЛЬСТВО СПРАВЕДЛИВОСТИ. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ДЛЯ РОССИИ" 1. Сегодня в России обеспечен высокий уровень социальных гарантий. Расходы бюджетной системы на социальную сферу составляют более половины в общих бюджетных расходах. За последние четыре года они выросли в абсолютном выражении в 1,5 раза - а в доле ВВП с 21% до 27%. Даже условиях кризиса 2008 - 2009 годов росла зарплата работников бюджетного сектора, увеличивались пенсии и другие социальные выплаты. 2. Существует несколько острых проблем: многие граждане не могут найти работу по специальности, вызывающе велика дифференциация доходов (каждый восьмой гражданин России все еще живет за официальной чертой бедности), сохраняется низкое качество образования и здравоохранения, расползается принудительная платность в этих сферах, не решена задача создания комфортной среды проживания, сокращается численность населения трудоспособного возраста и увеличивается численность людей старшего возраста. 3. Каждый должен получить возможность работать по специальности и строить профессиональную карьеру, постоянно повышать свою квалификацию, обучаться новым прикладным технологиям. Правительство до конца 2012 года совместно с предпринимательскими и профессиональными ассоциациями, с ведущими университетами страны примет Национальный план развития профессиональных стандартов и создания открытой базы данных членов профессиональных ассоциаций. 4. Будет обеспечена достойная оплата труда работников сферы образования и здравоохранения. С 2012 года субъекты Федерации при поддержке федерального бюджета должны обеспечить среднюю зарплату учителей не ниже средней по экономике региона. Начиная с 1 сентября 2012 года, будет повышена оплата труда преподавателей государственных вузов - до размера средней зарплаты по региону. В течение 2013 – 2018 гг. средняя зарплата профессоров и преподавателей вузов будет постепенно увеличена еще в два раза и доведена до 200% от средней по экономике. Аналогично за несколько лет будет постепенно повышена до эффективного уровня заработная плата преподавателей колледжей и профессиональных лицеев, мастеров производственного обучения, других педагогов, врачей, среднего медицинского персонала, научных сотрудников РАН и государственных научных центров, работников учреждений культуры. При этом для врачей и научных сотрудников целевой ориентир к 2018 году такой же, как для преподавателей высшей школы - 200% от средней зарплаты по региону. 5. С 2004 по 2010 гг. в экономике произошло существенное увеличение доли работников, занятых в условиях, не отвечающих гигиеническим нормативам - на 17%. Удельный вес таких рабочих мест вырос с 21% до 29%. Вместе с профсоюзами будет изучена возможность законодательно расширить участие рабочих в управлении предприятиями. Например, в форме так называемых производственных советов. В компетенцию таких советов могла бы входить ежедневная организация труда коллектива - от графиков рабочего времени до составления социального плана в случае закрытия каких-то производств, повышение квалификации работников. Необходимо построить внутри рабочих профессий социальные лифты. В России надо воссоздать рабочую аристократию. К 2020 году она должна составить не меньше трети квалифицированных работников – около десяти миллионов человек (с семьями - 25 миллионов). Квалифицированные рабочие должны быть включены в национальную систему профессиональных квалификаций, оценка их профессионального уровня и получение новых квалификаций не должна замыкаться внутри отдельных предприятий. 6. В последние годы принят целый ряд решений о налоговых стимулах для работодателей, использующих труд людей с ограниченными возможностями здоровья. В ближайшие годы для инвалидов будут созданы специализированные образовательные программы и рабочие места, адаптированные к их специальным потребностям. 7. Важнейшая задача - уменьшение материального неравенства. Как за счет более адресной и эффективной социальной политики, так и за счет развития обрабатывающей промышленности, сельского хозяйства, современных транспортных и интеллектуальных услуг, где каждый может обеспечить себе достаточный уровень доходов. 8. Государство поддерживает стремление семей к рождению второго и последующих детей. Например, введен материнский капитал, который постоянно индексируется. В ближайшие 3-4 года нужно необходимо исключить такую ситуацию, когда рождение ребенка подводит семью к грани бедности. В субъектах Федерации, в которых сохраняются негативные демографические тенденции, будет введено специальное пособие семьям при рождении третьего и последующих детей, до достижения ими трехлетнего возраста - в размере прожиточного минимума ребенка, т.е. около 7000 рублей в месяц. Федеральный бюджет окажет поддержку регионам, которые введут такое пособие, до 90% от необходимых средств в 2013 году с постепенным увеличением собственных средств региона до 50% к 2018 году. Конечно, такие пособия не должны получать семьи, где родители имеют высокие доходы. 9. Государство выделяет на пенсии больше 10% валового внутреннего продукта. Полного восстановления размера пенсий по отношению к докризисному уровню 1990-х гг. российской пенсионной системе удалось добиться лишь в 2010 г. благодаря валоризации пенсионных прав и введения доплат к минимальным пенсиям до уровня прожиточного минимума пенсионера. Владимир Путин заявил, что рост пенсий продолжится. Также он выступил против повышения пенсионного возраста. При этом будут учтены интересы тех, кто намерен продолжить работу по достижении пенсионного возраста и, имея хороший заработок, хотел бы отсрочить оформление пенсии, но зато значительно увеличить ее будущий размер. Кроме того, будет развиваться накопительный компонент пенсионной системы. Государство должно не только гарантировать сохранность пенсионных накоплений, а заботиться об их устойчивой доходности. При необходимости - дополнять их своими средствами. 10. В течение ближайших четырех лет необходимо ликвидировать очереди в детские сады. В том числе - за счет расширения мест в семейных, негосударственных, корпоративных детских садах. Надо пересмотреть СанПиНы, которые сегодня мешают развитию таких форм, приблизить детские дошкольные учреждения к местам проживания детей. Надо включить организаторов и педагогов негосударственных детских садов в систему финансовой и методической поддержки со стороны муниципальных бюджетов. 11. Необходимо обеспечить социальное равенство в получении образования. Если школы работают в трудных социальных условиях, они должны получать специальную поддержку - и методическую, и кадровую, и финансовую. 12. Необходимо вернуть систему дополнительного образования в сферу ответственности государства - на региональный уровень, оказывая при необходимости поддержку из федерального бюджета. Оплату педагогов дополнительного образования, уровень квалификации которых сопоставим с учительским (включая спортивные школы и школы искусств), надо поэтапно довести до уровня зарплаты учителей общеобразовательной школы. В результате этих мер к 2018 году доля школьников, вовлеченных в дополнительные программы, может быть увеличена до 70 - 75%, в том числе не менее 50% - на бесплатной основе. 13. Новые стандарты старшей школы должны обеспечить доступность для каждого школьника 5 - 6 профилей обучения, соответствующих склонностям и жизненным планам подростков. Также Владимир Путин поставил задачу сделать наше школьное математическое образование через десять лет лучшим в мире. 14. Стипендия для тех, кому она реально необходима, кто без нее не сможет продолжать образование и кто хорошо учится, должна достигнуть прожиточного минимума студента. Это означает прибавку к стипендии в размере 5 тыс. рублей в месяц. Кроме того, будет продолжена практика выделения именных стипендий и спецгрантов для тех, кто показывает выдающиеся результаты в учебе и научной работе. 15. Надо методически и организационно обновить ЕГЭ, привлекать к контролю за проведением экзамена общественных независимых наблюдателей, защитить от злоупотреблений и искажений и при этом сохранить принцип независимой оценки качества образования детей и работы школьных педагогов. И главное – возможность для ребят из сельской местности, из отдаленных территорий, из семей с разным уровнем достатка продолжить обучение в лучших региональных и федеральных университетах. 16. Надо вернуть престиж и высокое качество российского высшего образования, создать такую систему, при которой поступать на бюджетные места будут в основном те, кто имеет отличные и хорошие результаты по профильным предметам или являются победителями предметных олимпиад. Программы обучения в их прикладной части должны формироваться при непосредственном участии объединений работодателей. К 2018 году доля прикладных бакалавров должна составить не менее 30 - 40% выпуска наших вузов. 17. В 2012 - 2014 гг. силами наших ведущих университетов с привлечением ученых РАН и международных экспертов необходимо провести аудит всех образовательных программ высшего профессионального образования. В первую очередь – по экономике, юриспруденции, управлению, социологии. Вузы, которые потеряли рынок труда для своих выпускников, которые не ведут серьезных исследований, будут присоединены к сильным университетам со сложившимися коллективами и традициями. Государство выделит дополнительные средства на восстановление научных школ и на необходимую дополнительную подготовку студентов "присоединенных" вузов. 18. Необходимо восстановить престиж и актуальность обучения прикладным квалификациям, привязать их к конкретным технологиям, представленным на рынке. При этом обучение надо вести на базе полноценного среднего образования, получаемого в школе. В этом случае потребуется не 3 - 4 года, как сейчас, а не больше года, иногда и полгода. Такие центры будут создаваться совместными усилиями государства и работодателей. Профлицеи и колледжи станут многопрофильными центрами, где проводится обучение по широкому набору таких программ. 19. Государство поддержит формирование публичных электронных библиотек, музейных и театральных интернет-ресурсов, будет приобретать права на бесплатное размещение в интернете выдающихся фильмов и спектаклей. 20. Система самодеятельного художественного творчества будет развиваться, начиная со школы, где необходимо предусмотреть позицию организатора детского творчества. В крупных и средних городах должна быть практика, когда музеи работают допоздна. Особое внимание государство будет уделять работе музеев, театров, библиотек и творческих клубов в малых городах. Министерству культуры вместе с руководителями регионов надо создать и широко обсудить с интеллигенцией проект государственной программы развития культуры в малых городах. Наконец, надо создать передвижной фонд наших национальных музеев. 21. Будет расти финансирование системы грантов, предоставляемых на конкурсной основе деятелям искусства и художественным коллективам, в том числе молодежным. Также должна быть практика приглашения молодых деятелей искусства из разных стран – предоставления им стипендий, условий для творчества и общения друг с другом. 22. Необходимо создать общенациональные специализированные телеканалы, посвященные классической музыке, театру, изобразительному искусству и архитектуре, "литературный" и "исторический", "детской классики". 23. В 2011 году была создана принципиально новая правовая база развития российского здравоохранения. С ее помощью четче и справедливее будут распределяться средства на финансирование медицины, а пациенты получат широкие возможности выбирать врача и лечебное учреждение. 24. Одновременно с обеспечением конкурентоспособной зарплаты медиков необходимо в течение ближайших 4 лет провести оценку уровня профессиональной квалификации врачей, причем сделать это в сочетании с обновлением программ повышения квалификации. 25. Уже принята программа развития отечественной фармацевтической промышленности, производства медицинской техники. На эти цели направлено больше 120 миллиардов рублей. Теперь нужна продуманная дорожная карта развития лекарственного обеспечения: надо принять меры по организации рынка такой продукции, системе информирования потребителей. 26. Необходимо повысить ответственность каждого человека за состояние своего здоровья. 80% людей не занимаются физкультурой или спортом, 65% регулярно употребляют крепкие спиртные напитки или курят, 60% проходят медобследования только в случае болезни. Нужно создавать условия для бесплатных занятий физкультурой по месту жительства и на работе, настойчиво и жестко бороться с распространением наркотиков, принимать меры, нацеленные на снижение потребления алкоголя и табака. 27. Обеспеченность граждан России жильем с советского времени выросла на 40%. Сегодня государство помогает получить жилье ветеранам, офицерам армии, молодым семьям, людей переселяют из ветхого жилья. До конца 2012 года на жилье для ветеранов будет выделено дополнительно еще 30 миллиардов рублей. 28. Необходимо снижать стоимость строительства за счет снижения цен на строительные материалы, прекращения раздувания цен из-за коррупционной нагрузки на строительный бизнес. Будет введен конкурентный порядок экспертизы строительных проектов. Излишние процедуры согласования и строительного надзора будут переведены в уведомительные. На региональном уровне надо обеспечить устранение искусственного монополизма как строителей, так и поставщиков базовых строительных материалов. В совокупности цены на современное комфортабельное жилье будут снижены не менее чем на 20%, а в отдельных регионах - до 30%. 29. В экономический оборот будет введено большое количество земельных участков - как в ходе расширения "агломерационного радиуса" крупных городов, строительства местной дорожной и инфраструктурной сети, так и в результате изъятия их у тех государственных учреждений и ведомств, где они лежат мертвым грузом. Земля должна предоставляться тем, кто строит социальное, экономичное жилье и социальные объекты – бесплатно (в обмен на ограничение продажной цены жилья). 30. Цена ипотеки должна снизиться вместе со снижением инфляции. Должны получить развитие сберегательно-накопительные механизмы. Также будет расширяться программа субсидирования процентной ставки по ипотеке для молодых семей, а также для работников бюджетного сектора. 31. Будет создан цивилизованный рынок арендного жилья. Для этого необходимо стимулировать создание специализированных компаний – как самими девелоперами, так и независимых. И нужно создать типовые контракты, гарантирующие права долгосрочных арендаторов. 32. Для людей с невысокими доходами будут созданы программы развития некоммерческой аренды жилья. 33. Владимир Путин поставил задачу к 2020 году решить проблему доступности нового жилья не для четверти, как сейчас, а для 60% российских семей. А к 2030 году – снять проблему полностью. 34. Необходимо широкое обучение граждан основам законодательства и экономики ЖКХ. Надо поддержать формирование сети общественных организаций, помогающих жителям организоваться, защищать свои права, контролировать выполнение предприятиями ЖКХ своих обязательств. 35. Нужно перейти к установлению социальной нормы потребления коммунальных ресурсов, что позволит сделать их оплату более справедливой. При этом важно разработать компенсирующие меры, чтобы не пострадали пожилые люди, оставшиеся одни в большой квартире, если они жили в ней больше 10 лет. 36. Для реализации масштабных инфраструктурных проектов в сфере ЖКХ будут создаваться благоприятные условия для привлечения частных инвестиций. Стоимость коммунальных услуг будет устанавливаться как минимум на три года вперед, а тарифы на этот срок будут рассчитываться по простой формуле, понятной и потребителю, и инвестору. 37. Будут предложены дополнительные решения по содействию занятости женщин с детьми. Они дадут возможность успешно сочетать материнство и профессиональную деятельность – гибкий трудовой график, дистанционная занятость, детские сады и ясли. Женщина, выходящая на работу после декретного отпуска, должна получить новые возможности по дополнительному профессиональному обучению. А работодатель, принимающий ее на работу, - содействие от государства. 38. Нужно обеспечить миграционный приток на уровне порядка 300 тысяч человек в год. В первую очередь за счет привлечения на постоянное жительство в Россию наших соотечественников, проживающих в ближнем и дальнем зарубежье, квалифицированных иностранных специалистов, перспективной молодежи. Кроме того, должны быть сняты все ограничения для тех иностранных граждан, которые на общих основаниях с гражданами России (то есть, сдав экзамены и обучаясь на русском языке) хотели бы поступить в наши профессиональные учебные заведения. Наконец, должен быть значительно упрощен путь к получению вида на жительство и затем гражданства России для выпускников наших вузов, устроившихся на работу по специальности. АКТУАЛЬНЫЕ КОММЕНТАРИИ Вице-спикер Государственной Думы, Секретарь Президиума Генерального совета Партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" Сергей Неверов: "Каждый рубль, направленный в социальную сферу, должен быть потрачен эффективно, дать максимальную отдачу именно там, где в этом есть наибольшая потребность. Именно в этом и заключается основа справедливости социальной политики. А реализация предложений Путина станет, по сути, "накоплением справедливости" в нашей стране, будет способствовать более гармоничному развитию общества и государства". Председатель Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, первый заместитель Секретаря Президиума Генерального совета Партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" Андрей Исаев: "Строительство справедливости – это самая актуальная тема для народа нашей страны на сегодняшний день. Мы долгие годы искали национальную идею, крутили около разных пониманий, сейчас мы понимаем, что для нашего народа справедливость как мироустройство – это, наверное, самая важная, самая значимая идея. Общество не тогда недовольно, когда чего-то не хватает, не тогда недовольно, когда не хватает тех или иных материальных средств, а когда оно считает, что устройство несправедливое. И поэтому построение справедливости сегодня – одна из важнейших задач… Это цельная, продуманная программа, которая свидетельствует о том, что меры социальной поддержки, которые вырабатывались в течение этих лет, не были популистскими мерами, не были заигрыванием перед избирателями, а были последовательным курсом нашего государства… И курс этот будет продолжен, но продолжен в новых условиях, когда мы от тотального патернализма постсоветского периода переходим к адресной социальной поддержке нуждающихся и созданию условий для самореализации и получению высоких доходов теми, кто может и хочет работать". Первый заместитель Секретаря Президиума Генерального совета Партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" Сергей Железняк: "В современной России речь идет, к счастью, уже не о выживании, как это было в 90-е годы. Сейчас мы должны сконцентрироваться на повышении эффективности и адресности социальной политики, созданию комфортной и справедливой жизненной системы для реализации потенциала наших соотечественников. Именно о комплексе таких мер и говорит в статье премьер-министра, последовательно излагая ключевые параметры эффективности взаимодействия граждан и государства в социальной сфере». «Социальная политика – так называемая «социалка» – не терпит к себе отношения по остаточному принципу. Ведь именно, благодаря ей формируются неэкономические условия экономического роста – это инвестиции в интегральный общественный капитал, в качество общества. Практически речь идет об инвестициях в мораль – именно поэтому так важны предложения Владимира Путина о повышении государственной ответственности в области культурной и информационной политики". Председатель Комитета ГД по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая: "Это не только комплекс мер социальной поддержки людей государством, но и создание возможностей для самореализации человека. И эта задача гораздо сложнее в реализации, так как предполагает новые подходы в создании рабочих мест, социальных лифтов и в профессиональном образовании. Социальная справедливость - это, прежде всего, реальная возможность для каждого человека реализовать свои профессиональные знания и навыки в интересах общества, возможность обеспечения своей семьи должным уровнем жизни. Создание для этого государством экономических и социальных предпосылок, особенно для молодого поколения, сегодня является самым важным… Что касается критики именно коммунистов по поводу этой и других статей, то все их замечания разбиваются об один простой довод. А, именно, все, что предлагал Путин в рамках программы развития страны с 2001 года, в том числе, и рамках антикризисной программы, выполнено. КПРФ в 90-е годы, доминируя в Думе, фактически соучаствовали в развале страны. Последующие 10 лет коммунисты активно мешали России развиваться, а теперь пытаются рассуждать о том, что не сбудется". Первый заместитель Председателя Комитета ГД по труду, социальной политике и делам ветеранов Галина Карелова: "Новые меры поддержки граждан, предложенные Владимиром Путиным, в частности семей с детьми, студентов и пенсионеров, усилят социальную защиту тех, кто действительно нуждается в помощи государства, заметила депутат. Вместе с тем, активная социальная политика - это не только оказание помощи нуждающимся, но и повышение эффективности расходования средств на социальную сферу… Социальная политика должна динамично развиваться, а сама система социальных услуг отвечать современной структуре потребностей общества, включая средний класс". Первый заместитель Председателя Комитета Государственной Думы по охране здоровья Татьяна Яковлева: "Вышедшая сегодня статья, на мой взгляд, – самая долгожданная из всех. Решенные социальные вопросы – базис благополучия страны, основа стабильности и процветания. Без обеспечения социальной справедливости ни широчайшие демократические процедуры, ни экономические свободы, ни либеральные ценности не будут гарантировать общественного согласия и равноправия. Сегодняшняя статья - это не только квинтэссенция существующих на сегодняшний день социальных задач, но и четкая программа по их решению. Именно конкретных действий по повышению качества жизни ждет население. Абсолютно каждую семью волнует дефицит мест в детских садах, низкий уровень заработной платы у бюджетников, недостаточные пенсии, возможность увеличения пенсионного возраста". Первый заместитель Председателя Комитета ГД по образованию Владимир Бурматов: "Тема всей статьи – тема справедливости. И тема блока про образование – это тоже справедливость. Справедливо равный доступ всех качественному образованию, как к социальному лифту, к сфере, которая может дать тебе дальнейший импульс к тому, чтобы найти работу по специальности и дальше двигаться по карьерной лестнице, продолжая свое образование, повышая квалификацию требования к профессионалу рынок труда". Генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов: "Владимир Путин формулирует политическую философию сбережения народа. "Строительство справедливости" - удачный заголовок статьи и верный подход. Путин - как, впрочем, и в предшествующих своих статьях - понимает проблему справедливости комплексно, интегрально, а термин "строительство" указывает на перманентный характер этой работы".

Назад к списку
Поиск: