15 марта отмечается Всемирный День защиты прав потребителей.

15 марта 2012
«О ситуации на потребительском рынке в 2011 году в Кяхтинском районе» Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по РБ в Селенгинском районе, за 2011 год, в рамках проверки соблюдения законодательства по защите прав потребителей, было проведено 3 плановых проверки, по результатам которых у всех хозяйствующих субъектов были выявлены нарушения законодательства о защите прав потребителей. В большинстве случаев нарушения выразились в отсутствии надлежащей и достоверной информации о продавце, отсутствие единообразных и четко оформленных ценников на товары, отсутствии Правил продажи отдельных видов товаров и проч. Одним из основных нормативно-правовых актов регламентирующих отношения между продавцом и потребителем является Закон «О защите прав потребителей» № 2300-1 от 07.02.1992 г. За несоблюдение требований данного закона, которые повлекли нарушение прав потребителей, предусмотрена ответственность изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) – статья 13 Закона. Всего было привлечено 7 человек только по результатам плановых проверок, на сумму 5000 рублей. При проведении внеплановых проверок также не редки случаи подтверждения обращения потребителей по фактам нарушения их прав. Согласно требованиям статьи 4 Закона РФ «О защите прав потребителей» исполнитель обязан выполнить работу и оказать услугу потребителю, качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве работы или услуги исполнитель обязан выполнить работу, оказать услугу потребителю, соответствующие предъявляемым требованиям и пригодные для использования в соответствии с целями. В целом, прослеживается увеличение количества обращений потребителей направленных в адрес Территориального отдела, так если в 2010 году обратилось 30 человек, то в 2011 – 54 человека. В соответствии с п.3 ст. 8 ФЗ-№ 59 от 02.05.2006г. «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» по подведомственности в другие органы направлено 2 обращения. Все обращения рассмотрены в установленном порядке. В структуре жалоб потребителей, касающихся купли-продажи товаров (в целом это 35 % от общего количества поступивших обращений), 90 % связаны с обстоятельствами приобретения/использования технически сложных товаров. В сфере услуг основной объем обращений 59 % затрагивал сферу жилищно-коммунального хозяйства и 1 % - сферу бытовых услуг (установка окон из ПВХ). Как показывают результаты проверок на предприятиях, оказывающих бытовые услуги населению, чаще всего выявляются нарушения законодательства о защите прав потребителей, в части не предоставления информации для потребителей. В договоры на оказание услуг некоторые фирмы включают условия, ущемляющие права потребителей такие, как увеличение сроков ремонта, уменьшение размеров неустойки. Так например при заключении договоров на установку окон исполнитель включает в договор пункт предусматривающий ответственность за нарушение сроков работ в размере 0,1 % за каждый день просрочки, что нарушает положение Закона «О защите прав потребителей». Необходимо напомнить о том, что Потребитель вправе предъявить предусмотренные статьей 18 Закона требования к продавцу (изготовителю) уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности. В отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки товаров обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором. Гарантийный срок товара, а также срок его службы исчисляется со дня передачи товара потребителю, если иное не предусмотрено договором. Если день передачи установить невозможно, эти сроки исчисляются со дня изготовления товара. Для сезонных товаров (обуви, одежды и прочих) эти сроки исчисляются с момента наступления соответствующего сезона. Продолжительность срока годности товара должна соответствовать обязательным требованиям к безопасности товара. Не допускается занижение гарантийного срока по сравнению с гарантийным сроком установленным производителем (изготовителем). Потребитель имеет право на обмен непродовольственного товара надлежащего качества производится, если указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также товарный чек или кассовый чек, либо иной подтверждающий оплату указанного товара документ. Отсутствие у потребителя товарного чека или кассового чека либо иного подтверждающего оплату товара документа не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания. В соответствии с законодательством о защите прав потребителей права потребителя могут быть нарушены и при выполнении заказных работ (оказании услуг). Наиболее распространенные нарушения прав потребителей это нарушение сроков выполнения работ (оказание услуг) и выполнение работ (оказание услуг) с отдельными недостатками, т. е. низкого качества. Глава III Закона как раз и регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителя (исполнителями) при выполнении работ (оказании услуг) и определяет механизм реализации прав потребителей на качественное выполнение работ (оказание услуг) изготовителями (исполнителями). Следует иметь в виду, что в силу положений ст. 11 ГК РФ все претензии и требования имущественного характера, предъявляемые потребителями, при их не разрешении в добровольном порядке подлежат рассмотрению исключительно судебными инстанциями. Необходимо отметить, что приоритетными направлениями в защите прав потребителей при оказании услуг населению продолжали оставаться коммунальные, финансовые и туристские услуги, а также услуги по перевозке граждан различными видами транспорта, однако обращений потребителей финансовых услуг не поступало, что свидетельствует о недостаточности проводимой работы. 15 марта отмечается Всемирный День защиты прав потребителей. Впервые базовые принципы защиты прав потребителей были сформулированы Джоном Кеннеди в 1961 году: право на выбор, право на безопасность, право на информацию, право на выражение своих интересов или право быть услышанным. В дальнейшем к ним добавились еще четыре принципа: право на возмещение ущерба, право на образование или потребительское просвещение, право на благоприятную окружающую среду, право на удовлетворение базовых потребностей. В 1991 году в СССР был принят первый закон "О защите прав потребителей", он действует и сегодня, правда, с небольшими корректировками (Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей"). С принятия этого закона начинается период правового регулирования отношений между изготовителями, производителями, продавцами и потребителями. На заседании президиума Государственного совета Российской Федерации, прошедшем 16 января 2012 года в городе Саранске под председательством Президента Российской Федерации Д.А. Медведева, был рассмотрен вопрос «Об усилении государственных гарантий защиты прав потребителей в Российской Федерации». Факт обсуждения данной темы на столь высоком уровне – событие знаменательное, поскольку в 2012 году исполнилось 20 лет со дня принятия Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон о защите прав потребителей), а также 50 лет с начала мирового признания потребительских прав граждан путем их законодательного закрепления государствами, вне зависимости от политического режима либо уровня экономического развития. Теперь соответствующее законодательство действует не только применительно к торговле и бытовым услугам, как это понималось в те годы, но и ко многим другим сферам, включая жилищно-коммунальное хозяйство, строительство, транспорт, туристическую инфраструктуру и, наконец, финансовую сферу. В любом случае потребитель должен быть в полной мере защищён от недобросовестных производителей и продавцов. Потребности населения в различных услугах и товарах обеспечивают торговля, производители, исполнители работ и услуг. Однако в условиях нестабильной рыночной экономики зачастую возникают случаи навязывания потребителям выгодные только для продавца условий приобретения товаров и услуг. При этом нередки случаи, когда товары отличаются низким качеством, а иногда и просто опасны для здоровья. Помочь потребителю разобраться в сложившейся ситуации призвана деятельность Территориального отдела и органов МСУ, направленная на информирование и консультирование потребителей, так как во взаимоотношениях предприниматель-потребитель именно потребитель выполняет роль индикатора предпринимательского процесса. Максимальное удовлетворение требований и ожиданий клиентов благотворно влияет на уровень конкурентоспособности компании и позволяет ей уверенно смотреть в завтрашний день. Поэтому так важно формировать позитивную положительную оценку потребителя - его доверие. Как показывает практика, разрешение возникающих конфликтных ситуаций происходит проще, когда потребитель знает свои права и грамотно отстаивает их. Уважаемые потребители если у Вас возникают вопросы о ненадлежащем качестве приобретенного товара, оказанных услуг обращайтесь за консультациями в администрацию МО «Кяхтинский район», кабинет № 21, конт. телефон (8 30142) 91-4-34, 7-41-2-19 (Роспотребнадзор), 91-6-50, 91-4-22 (администрация МО «Город Кяхта»). Цырен Цыдыпов, заместитель начальника ТО Управления Роспотребнадзора по РБ в Селенгинском районе.

Назад к списку
Поиск: