Правительство Российской Федерации на своем заседании 17 июня 2004 года рассмотрело основные параметры федерального бюджета на 2005 год
Основные подходы к формированию проектировок основных характеристик и распределения расходов федерального бюджета по разделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации на 2005 год и бюджета расширенного Правительства на 2005-2007 годы сформированы в соответствии с Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, учитывают меры по обеспечению роста экономики и повышению устойчивости бюджетной системы Российской Федерации.
Формирование бюджетов, входящих в бюджетную систему Российской Федерации осуществляется в условиях продолжающихся преобразований в налоговой сфере, реализации ряда фундаментальных структурных реформ в секторе государе венного управления, направленных на достижение стратегических целей.
К их числу относятся:
1. разграничение расходных обязательств и доходных источников между уровнями бюджетной системы Российской Федерации;
2. отмена расходных обязательств, не обеспеченных источниками финансирования;
3. изменение формы предоставления социальных льгот путем перевода натуральных льгот в денежную форму;
4. внедрение методов бюджетного планирования. ориентированных на результаты;
5. реформа системы федеральных органов исполнительной власти.
Бюджетная политика в области доходов
Проводимая в среднесрочной перспективе бюджетная политика направлена на сокращение объема финансовых ресурсов, перераспределяемых через бюджетную систему.
Снижение налогового бремени и оптимизация налоговой нагрузки на различные отрасли экономики позволит улучшить условия для экономического роста, повышения инвестиционной активности, сокращения “теневой” экономической деятельности, увеличения количества рабочих мест и роста доходов населения.
При разработке проектировок основных параметров бюджетной системы Российской Федерации на 2005 год учтены следующие изменения налогового законодательства:
· снижение до 26% ставки единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов, с распределением в федеральный бюджет - 6% поступлений, в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации - 14%, Фонда социального страхования Российской Федерации - 3,2%. Федерального фонда обязательного медицинского страхования - 0,8%, территориальные фонды обязательного медицинского страхования - 2% поступлений.
· изменение, в связи со снижением единого социального налога, ставки налога на прибыль с 5 до 6,5% - для зачисления в федеральный бюджет и с 19 до 17,5% - для зачисления в бюджеты субъектов Российской Федерации;
· увеличение базовой ставки налога на добычу полезных ископаемых по нефти с 347 до 400 рублей за 1 тонну и изменение формулы определения расчетной ставки на 1 тонну нефти;
· установление новой дифференцированной шкалы зависимости ставки вывозной таможенной пошлины от мировой цены на нефть;
· снижение ставок вывозных таможенных пошлин на все товары (кроме нефти, нефтепродуктов и газа) в среднем на 20%;
· индексация всех специфических ставок акцизов по подакцизным товарам с учетом прогнозируемого уровня инфляции, а также индексация специфической составляющей ставки акциза на табачные изделия (в среднем на 17%) сверх индексации на уровень прогнозируемой инфляции:
· принятие главы Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующей уплату государственной пошлины;
· принятие главы Налогового кодекса Российской Федерации, вступающей в силу с 1 января 2005 года и регулирующей уплату водного налога.
В расчетах доходов федерального бюджета и консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации приняты следующие изменения нормативов распределения по уровням бюджетной системы:
· налог на добычу полезных ископаемых по нефти и газовому конденсату из всех видов месторождений распределяется между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации в следующих соотношениях: 95% поступлений - в федеральный бюджет, 5% поступлений - в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации;
· водный налог в размере 100% поступлений зачисляется в федеральный бюджет с последующим финансированием, в соответствии с проектом Водного кодекса Российской Федерации, капитального ремонта и строительства гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации;
· платежи за пользование лесным фондом в размере 100% поступлений зачисляются в федеральный бюджет.
Кроме того, в рамках внесенных в Государственную Думу поправок в Налоговый и Бюджетный кодексы предполагается отнести таможенные пошлины в группу неналоговых доходов.
В результате предусмотренных налоговых преобразований произойдет изменение структуры основных доходов федерального бюджета.
Политика в области государственного долга
Параметры государственных заимствований на 2005 год и среднесрочную перспективу формировались с учетом утвержденной в 2003 году Правительством Российской Федерации Долговой стратегии, предусматривающей снижение совокупного государственного долга Российской Федерации и замещение внешних источников финансирования внутренними заимствованиями.
Позитивные изменения, произошедшие на рынке государственных внутренних заимствований в 2002-2004 гг. создали предпосылки для сохранения государственных внутренних заимствований на достигнутом в 2004 году уровне (при соответствующем снижении внешнего долга) за счет удлинения сроков заимствований, недопущения пиковых нагрузок на бюджет и улучшения структуры государственного долга.
Заимствования на внутреннем рынке будут носить средне- и долгосрочный характер. При этом Минфин России как эмитент государственных ценных бумаг будет размещать индикативные выпуски государственных облигаций со сроками погашения от 3 до 15 лет. Объем краткосрочных заимствований (до 1 года) будет незначителен.
Осуществление заимствований на внешнем рынке в 2005 году путем размещения еврооблигационных займов будет зависеть от складывающейся в 2005 году рыночной конъюнктуры.
Источники внутреннего финансирования
Одним из источников финансирования дефицита федерального бюджета являются поступления от приватизации.
В 2004-2006 годах к приватизации будет предложено все федеральное имущество, которое не используется для обеспечения функций и задач государства. В результате к 2007 году в федеральной собственности в основном останется имущество, запрещенное к приватизации, а также стратегические предприятия и стратегические акционерные общества, обеспечивающие выпуск уникальной продукции (товаров, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения национальной безопасности, или являющиеся объектами инфраструктуры федерального значения. действующими в неконкурентном секторе экономики.
Обеспечить поступления в федеральный бюджет средств от приватизации федерального имущества в 2005-2007 гг. предполагается за счет продажи 3-4 пакетов акций крупных открытых акционерных обществ, определяемых при формировании прогнозного Плана (Программы) приватизации федерального имущества на очередной год.
Источники внешнего финансирования
В условиях ограниченных возможностей по привлечению внутренних и внешних займов, неопределенности ситуации на международных рынках капиталов, одним из способов покрытия рисков, связанных с неблагоприятным развитием событий на рынке внутренних и внешних заимствований, а также поддержания непроцентных расходов на необходимом уровне, является использование средств Стабилизационного фонда на погашение внешнего государственного долга сверх “неприкасаемого” предела в 500 млрд.рублей. В этой связи в 2005-2007 гг. часть прироста средств Стабилизационного фонда в объемах несбалансировнности по источникам финансирования дефицита федерального бюджета будет направлена на эти цели.
Бюджетная политика в области расходов
Расходы бюджета расширенного Правительства в среднесрочной перспективе имеют устойчивую тенденцию к снижению с 34,4% ВВП в 2004 году до 31,3% ВВП в 2007 году, в том числе непроцентные расходы соответственно с 32,3% ВВП до 30% ВВП. Такая тенденция связана с сокращением объема финансовых ресурсов, перераспределяемых через бюджетную систему. В этих условиях достижение оптимального уровня государственных расходов становится базовым принципом экономической политики.
При этом проектировки расходов федерального бюджета на 2005 и последующие годы исходят из необходимости обеспечения за счет средств федерального бюджета сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, текущий дефицит которого в среднесрочной перспективе оценивается в 1-1,2% ВВП. В этой связи прогнозные параметры расходов федерального бюджета на 2005-2007 годы предполагают частичное использование средств Стабилизационного фонда на цели увеличения расходов федерального бюджета для покрытия дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.
Другим существенным фактором, влияющим на внутреннюю структуру расходов, является реализация основных принципов одобренной Правительством Российской Федерации Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах, в рамках которой особое значение отведено переходу от управления бюджетными затратами к управлению результатами. В этой связи, начиная с формирования проекта федерального бюджета на 2005 год, бюджетный процесс на всех стадиях будет сопровождаться формированием систем оценки планов и показателей работы всех органов исполнительной власти. Расширение самостоятельности в распоряжении средствами должно сопровождаться ответственностью за результаты в установленной сфере деятельности.
Обеспечение перехода к обозначенному принципу бюджетного планирования в среднесрочной перспективе будет сопровождаться, в том числе введением новой бюджетной классификации, базирующейся на измененной структуре и функциях федеральных органов исполнительной власти, а также разграничении ассигнований федерального бюджета на бюджеты действующих и принимаемых обязательств.
Разграничение представляемых проектировок федерального бюджета на бюджет действующих и принимаемых обязательств построено на следующих принципах:
· каждый раздел бюджетной классификации 2004 года приведен в сопоставимые условия классификации 2005 года;
· вновь образованный раздел бюджетной классификации скорректирован в сторону уменьшения в связи с планируемым снижением единого социального налога и сокращением начислений на фонд оплаты труда:
· из разделов исключены разовые решения, принимавшиеся в ходе формирования федерального бюджета на 2004 год, носящие единовременный характер;
· рассчитанная таким образом база расходов скорректирована на разграничение расходных полномочий между уровнями бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с проектом Федерального закона “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”.
Источник: Официальный сайт Правительства РФ http://www.government.gov.ru/
Назад к списку