18 июля 2012 года Конституционный Суд РФ провозгласил решение по делу
18 июля 2012 года Конституционный Суд РФ провозгласил решение
по делу о проверке конституционности части 1 статьи 1, части 1 статьи 2 и
статьи 3 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан
Российской Федерации»
18 июля 2012 года Конституционный Суд РФ признал отдельные положения статей 1
(часть 1), 2 (часть 1) и 3 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О
порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» не
соответствующими Конституции РФ.
Выявлена неопределенность их содержания, приводящая на практике к
неоднозначному истолкованию пределов полномочий субъектов РФ по установлению
дополнительных гарантий права на обращение и различным юридическим оценкам
реализации этого правомочия со стороны контрольно-надзорных и судебных органов.
Дело было рассмотрено
Конституционным Судом РФ 21 июня 2012 года в связи с поступившим запросом
Законодательного Собрания Ростовской области.
Справка
Оспариваемые нормы
регулируют правоотношения, связанные с реализацией гражданином России права на
обращение в органы публичной власти (государственные органы и органы местного
самоуправления), закрепляют право обращаться лично, а также направлять
индивидуальные и коллективные обращения. При этом субъекты РФ вправе
законодательно определять различные гарантии данного конституционного права,
дополняющие гарантии, установленные Федеральным законом.
История вопроса
В 2006 году Законодательное
Собрание (ЗАКС) Ростовской области приняло Областной закон «Об обращениях
граждан». Прокурор Ростовской области в настоящее время оспаривает данный
правовой акт с точки зрения его соответствия Федеральному закону «О порядке
рассмотрения обращений граждан РФ».
Однако ростовские депутаты
считают, что «дефектен» не областной закон, а федеральный. Он не распространяет
на юридических лиц право на обращения в органы публичной власти, не
предусматривает гарантий прав граждан при их обращении к федеральным
госпредприятиям и учреждениям, не определяет пределы полномочий субъектов РФ по
самостоятельному правовому урегулированию этих вопросов.
Позиция заявителя
На практике существуют
различные подходы в обеспечении права юридических лиц как объединений граждан
на обращение в органы публичной власти. При этом некоторые специальные
(ведомственные) подзаконные акты определяют единый (универсальный) порядок
таких обращений и для граждан, и для организаций (юридических лиц).
Заявитель отмечает, что
государственные и муниципальные учреждения и предприятия полностью выпадают из
схемы рассмотрения обращения граждан, установленной Федеральным законом, что
приводит к неэффективности конституционного права граждан на обращения.
Заявитель также указывает
на противоречивость ст. 3 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ». С
одной стороны, субъекты РФ не могут регулировать правоотношения, связанные с
рассмотрением обращений граждан (часть 1), а с другой, вправе устанавливать
гарантии и дополняющие гарантии, установленные данным Федеральным законом
(часть 2), что приводит к оценке в правоприменительной практике соответствующего
правового регулирования субъектами РФ как превышение их полномочий.
ЗАКС Ростовской области,
обратившийся в порядке абстрактного нормоконтроля, считает, что положения части
1 статьи 1, части 1 статьи 2 и статьи 3 ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан
РФ» не соответствуют в оспариваемых аспектах статьям 1 (часть 1), 2, 17 (часть
1), 18, 19 (часть 1), 30 (часть 1), 33, 76 (часть 5) Конституции РФ.
Позиция Суда
Право на обращение граждан
в государственные органы и органы местного самоуправления обеспечивается
законодательно, и может быть ограничено лишь на основе федерального закона в
целях защиты основ конституционного строя. При этом субъекты РФ не могут
занижать уровень установленных федеральным законом гарантий.
По смыслу рассмотренных
норм юридические лица не являются субъектами права на обращение в органы
публичной власти. Однако КС РФ неоднократно указывал, что конституционное право
человека и гражданина может распространяться и на юридических лиц, в той
степени, в какой это право по своей природе может быть к ним применимо.
Право объединений граждан,
в том числе имеющих статус юридических лиц, обращаться в органы публичной
власти производно от права граждан направлять индивидуальные и коллективные
обращения в аналогичные органы власти и не может рассматриваться отдельно от
него. И Конституционный Суд РФ, и ЕСПЧ считают, что объединения граждан должны
обладать гарантиями реализации соответствующих прав.
Конституционный Суд РФ
признал оспариваемые положения Федерального закона «О порядке рассмотрения
обращений граждан Российской Федерации» не соответствующими Конституции РФ, в
той мере, в какой они:
1. препятствуют
рассмотрению органами государственной власти и органами местного самоуправления
обращений объединений граждан (в том числе имеющих статус юридического лица),
2. препятствуют
распространению порядка рассмотрения обращений граждан государственными
органами и органами местного самоуправления на отношения субъектов обращения с
государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями,
осуществляющими публично значимые функции,
3. препятствуют
введению законами субъекта Российской Федерации дополнительных гарантий.
Федеральному законодателю
надлежит внести в действующее законодательство соответствующие изменения, в том
числе указание на рассмотрение обращений объединений граждан (включая
юридические лица) государственными органами и органами местного самоуправления,
а также на возможность предусматривать право граждан и их объединений на
обращение в государственное или муниципальное учреждение, осуществляющее
публично-значимые функции.
Председательствовал в
процессе ЗОРЬКИН Валерий Дмитриевич
Судья-докладчик ЖАРКОВА
Людмила Михайловна
Назад к списку