Древняя мудрость гласит: «Велик тот
учитель, который исполняет дело, чему учит, владеет всеми секретами своей
профессии, потому что добросовестно и успешно проходит все ее ступени.» Алемасова
Мария Николаевна – талантливый педагог, прекрасный человек и мудрый наставник.
Ее знают, любят и уважают многие иволгинцы. А мы, ее коллеги, учителя МОУ
Иволгинская СОШ, гордимся тем, что судьба свела нас с учительской семейной
парой Брянских.
Ведь Илья Михайлович Брянский – это не просто
известное иволгинцам имя, это не просто Учитель, Поэт и Фронтовик, на мой
взгляд, - это особое духовное явление, и
все, кто соприкасался с этим
высокоинтеллигентным человеком, ощутили
силу, исходившую от его ума и благородства. По-настоящему счастливы
те односельчане, когда в их жизни
встретилась вот такой настоящий учитель как Мария Николаевна Алемасова. Эта чудесная учительская семья Брянских
трудилась честно и добросовестно: не щадили себя, не жалели своих сил и здоровья,
своего личного времени, чтобы передать свои знания и воспитать патриотов
Родины.
Если задуматься над вопросом, откуда
истоки сил, благородства у нашей юбилярши – то, я не ошибусь, если скажу: из ее
деревенского детства, из общения с природой. Село Тамир Кяхтинского района, где
4 августа 1927 года родилась М.Н. Алемасова, славится своей красотой. Здесь
человек неотделим от природы. Если человек идет к ней с открытой душой,
любовью, она дает ему силы, формирует его душу. Истоки порядочности у Марии
Николаевны, жажды знаний, трудолюбия, конечно, от ее семьи и прежде всего – от
родителей. Отец – Николай Николаевич – работал разносчиком почты. Мать – Фекла Михайловна –
была колхозницей. В семье коренных тамирчан Алемасовых было двое детей: дочери - Мария и Ольга.
В 8 лет (1935 г.) пошла в школу, училась
хорошо, особенно легко давались уроки русского языка и литературы. Окончив 9
классов (1944 г.), поехала в город Улан-Удэ на двухгодичные учительские курсы
педагогического института. Успешно выдержала вступительные экзамены. Это было в
тяжелые военные годы: хлеб выдавали по 500 граммов в день; в комнате проживали 12 девочек;
печки-голландки топили углем сами; чтобы съездить до дома, нужен был
пропуск…
В эти суровые военные годы всем было
трудно. Голод научил делиться последним, остро чувствовали боль другого человека, умели
сострадать. Из горьких воспоминаний Марии Николаевны:
«Колоски
все время собирали, корень солодки жевали как серу, копали и ели корень сараны,
ели сиреневые цветы багульника и мангыр (полевой лук); при появлении разной-разной
ягоды, а затем – орехов, наедались вдоволь! Поэтому не болели ни разу!»
«Все плакали, когда на войну провожали
своих учителей. Учителя были западные, из Ленинграда: Корицын Фрол Иванович,
вел географию и историю; Лука Петрович – словесник; Барбус Арон вел физику, а его супруга Лидия
Сергеевна – учитель начальных классов. Из местных жителей языковедом был Леодор
Алексеевич. Валенки учителям выдавал колхоз, родители вязали носки и варежки,
постелью обеспечивала школа. Да-а, интеллигентные были учителя. Не только учили
учебным предметам, но и играть в футбол
и волейбол. А мячи были шерстяными – «коровьи».
«Мой отец возил почту. У него болели
ноги, и я часто разносила почту. Долгожданные письма с фронта - солдатские
треугольники надо было разносить
матерям, женам и детям. Страшно и тяжело мне было вручать похоронки.
Крик, плач, слезы…»
С Победой пришли другие заботы – нужно
было восстанавливать разрушенное войной хозяйство, рабочих рук не хватало,
трудились и дети, и с ними, конечно, учителя. Уроки не пропускали: весной
ездили готовить дрова, за орехами ходили с ночевой.
Самые первые уроки, первый опыт педагогического
мастерства - все это у молодой, красивой и обаятельной энтузиастки Алемасовой М.Н. начиналось в Торейской средней школе Джидинского района. По распределению попадает
в Торей, там же встретила свою любовь, вышла замуж - регистрировались в Торее. В
1947 г. И.М. Брянский приехал сначала завучем, затем назначается директором
школы, инспектором и заведующим
Торейским районо.
Так уж сложилась судьба, что в 1955 году по
семейным обстоятельствам пришлось
переехать в село Иволгинск. Илью Михайловича назначают директором местной школы
(был директором до 1963 г.), а Мария Николаевна работает учителем русского
языка и литературы.
|
1955 Иволгинская средняя школа |
Алемасова М.Н.совершала каждодневный, подчас
незаметный подвиг – отдает свои знания, вкладывает в учеников частицу своего
сердца. Сколько было по-настоящему одаренных и талантливых ребят! Все, кого
воспитала Мария Николаевна, кого учила эта удивительная женщина, приносят
пользу Отечеству, трудятся в разных областях, став врачами и учителями,
экономистами и бизнесменами, просто рабочими и просто хорошими людьми. Вот лишь
некоторые из них: (выпускники 1967 г.)- Гаськова Наталья, Доржиев Владимир,
Будажапова Галина, Будобазаров Борис,
Каленых Зинаида, Данилова Любовь, Хребтов Леонид, Антонова Валентина, Власова
Анна, Ковшенина Анна и многие другие; (выпускники 1973 г.) – Галсанова Татьяна,
Загузин Илья, Харитонова Галина, Урбазгин
Вячеслав, Музыков Валерий, Бурлакова
Татьяна, Хлебодаров Иннокентий, Лобанова Ирина, Шелкунова Татьяна, Козлова
Надежда, Денисенко Александр, Панькова Надежда, Перевалов Дмитрий, Цырентарова Ирина и другие;
(выпускники 1982 г.- 10-Г класс) – Васюткина Екатерина, Мохосоев Леонид, Хажеев Алексей, Тугаринова Нина, Кокорин Владимир,
Геленова Вера и многие другие. Все ее ученики вспоминают Марию Николаевну только добрыми словами.
Иволгинская средняя школа. Невольно приходят
на ум бримовские строки: « Поначалу в убогой хатенке набирались ума
малыши, и горели ребячьи глазенки на занятьях почтенных багши.» «Школа славой туризма отмечена в отдаленных
приветных годах…» С чувством высокой гордости и трепетного волнения вспоминает
Алемасова М.Н.:
«Трифоновая поляна. Сколько слез и
борьбы было, чтобы попасть на турслет! Надо было потрудиться, заслужить участие
и достойно выступить…»
« С талантливыми детьми
готовила праздничные выступления на Иволгинской кондитерской фабрике…»
«В первый раз в 60-ые годы 15
учеников-туристов повезла на озеро Байкал. Поехали на самими заработанные
деньги. Купались, отдыхали. На обратном
пути вдруг потерялась девочка Дарима…
Лишь через сутки все благополучно разрешилось…»
«Часто
ходили пешком на Халюту, когда дождь
идет. Люда Гунзенова просила: «Давайте посмотрим, как царевна плачет. » С тех пор, как дождь пойдет, говорили «царевна
плачет».
«Силами учеников и учителей строили
школьный спортзал. Это Бальчинов Борис, Кузнецов Николай и многие другие.»
«Учителями-энтузиастами Гаськовым А.А. и
Кузнецовым Н.В. был возведен
памятник-обелиск павшим землякам в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.
под мудрым руководством фронтовика Кельберга В.А.»
За многолетний безупречный труд в воспитании подрастающего поколения М.Н. Алемасова награждена Почетными грамотами
райкома и райисполкома, Минпроса Республики, удостоена высокого звания «
Отличник народного просвещения РСФСР».
Дамбаева Н-Х.Б., руководитель ШМО учителей русского языка и литературы МОУ Иволгинская СОШ.