Доклад Министра образования и науки Республики Бурятия на августовской педагогической конференции г. Улан-Удэ
Уважаемый Вячеслав Владимирович, Геннадий Архипович! Уважаемые члены президиума! Дорогие коллеги!
От имени Министерства образования и науки Республики Бурятия сердечно рад в преддверии нового учебного года приветствовать всех участников августовской педагогической конференции г. Улан-Удэ.
Дорогие коллеги! Мне приятно отметить, что в основном докладе и в выступлениях в прениях конференции не только представлены результаты системы образования г.Улан-Удэ, но и традиционно поставлены задачи на предстоящий учебный год.
В своем выступлении я остановлюсь на стратегических ориентирах развития образования, которые уже прошли обсуждение с экспертным сообществом на IV Байкальском образовательном форуме.
В ключевом событии года приняли участие более 600 человек из 57 субъектов Российской Федерации, Монголии, Австрии, Германии, Израиля, Турции. В очередной раз педагогическое сообщество Бурятии продемонстрировало высокую мобильность по включенности в процесс инновационного развития сферы образования, где красной нитью прошла тема сквозных результатов образования.
По итогам Межрегионального конкурса эффективных управленческих моделей проект Комитета по образованию г.Улан-Удэ по дошкольному образованию занял достойное место, а Гран-при завоевал межведомственный проект КОЭРСО. Авторам проектов традиционно будет предложена программа зарубежной стажировки.
Сегодня на завершающе¬м этапе принятия федерально¬го закона «Об образовани¬и в РФ» основопола¬гающего документа на ближайшие годы отрадно отметить, что основные механизмы модернизац¬ии системы образовани¬я нашли в нем свое отражение.
В Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утверждённой Правительством Российской Федерации в декабре прошлого года, отмечен ряд вызовов, стоящих перед страной. В их числе возрастание роли человеческого капитала как основного фактора социально-экономического развития, где значительная часть ответственности лежит на отрасли «Образование».
Сразу хочу подчеркнуть, что образование Бурятии с высокой эффективностью выполняет эту миссию.
Изменения в системе образования происходят вместе с увеличением ресурса. Благодаря процессу модернизации общего образования ситуация в школе существенно меняется в сторону улучшения условий обучения, а также повышается социально-экономический статус учителей. В республике предпринимаются действия по решению проблем дошкольного и дополнительного образования, проблем, связанных с модернизацией профессионального образования.
За истекший период нам существенно удалось продвинуться в вопросе обеспеченности детей услугами дошкольного образования.
Это стало следствием совместных усилий республики и муниципалитетов. Благодаря финансовым вложениям в 2011 году было создано дополнительно 4133 места, в том числе за счет развития государственно-частного партнерства, строительства 11 детских садов на 1010 мест на общую сумму 1 млрд. 289 млн. руб. Открыты предшкольные дошкольные группы при школах (977 мест), созданы дошкольные семейные группы (233 места), но город Улан-Удэ здесь не является лидером. Очень слабо представлены вариативные формы организации дошкольного образования, из 9-ти тысяч детей актуальной очереди от 3 до 7 лет по республике 5 тысяч – это дети г.Улан-Удэ, при этом по плану-графику в 2013 году город планирует создать всего 455 дополнительных мест.
Безусловно, высокая очередность в детские сады по г.Улан-Удэ требует кардинальных мер, в том числе поддержки из республиканского бюджета.
В рамках стимулирования органов местного самоуправления Правительством республики в 2012 году будут выделены субсидии местным бюджетам в размере 30 млн. руб. на мероприятия по улучшению охвата дошкольным образованием.
В 2012 году республика получит из федерального бюджета 159 млн. руб. в счет бюджетного кредитования на строительство реконструкцию детских садов. Кроме того, по итогам участия в конкурсе Бурятия в качестве победителя получит 17 млн. руб., которые будут направлены на создание новых дополнительных мест в республике для детей от 3 до 7 лет.
Для обеспечения полного охвата детей дошкольным образованием разработана «дорожная карта», в соответствии с которой планируется создать к 2016 году 11380 мест, что составит 100 % охват детей от 3 до 7 лет.
В системе общего образования г.Улан-Удэ стабильным остается количество выпускников, награжденных золотыми и серебряными медалями. Модели организации профильного обучения в г.Улан-Удэ получили высокую оценку, так как на практике позволяют весьма значительному числу обучающихся точнее определиться с выбором профессии и реализовать индивидуальные траектории развития.
Интересен опыт города по объединению ресурсов наиболее сильных и менее конкурентоспособных школ. Сегодня есть реальная необходимость использования площадей учреждений профессионального образования для учащихся старшей ступени школ г.Улан-Удэ, тем более что данный процесс достаточно активно ведется в районах республики.
Большим плюсом для образования города является активный переход в автономные учреждения. Это предоставляет учреждениям образования финансово-хозяйственную самостоятельность, расширяет образовательные услуги и повышает качество образования.
Но в инновационной деятельности школы города снизили свою активность, статус ФИП имеет только прогимназия № 108, из 53 стажировочных площадок всего 14 школ города, уже забыты адреса лучших инновационных школ, в их числе школа № 32, некогда собиравшая на своей базе инновационное сообщество республики.
Выпускники школ республики по результатам ЕГЭ в очередной раз продемонстрировали высокий уровень освоения материала по русскому языку, литературе, географии. 14 из них получили стобалльные результаты, 10 из которых выпускники г.Улан-Удэ. При этом достоверность высших результатов не вызвала сомнений ни у надзорных органов, ни у общественных наблюдателей.
Вместе с тем, следует отметить, что количество выпускников, не преодолевших пороговое значение, увеличилось в сравнении с 2011 годом по математике, истории, информатике, физике, обществознанию, химии, биологии.
Мониторинг выбора предметов участников ЕГЭ свидетельствует о том, что на протяжении трех лет остается устойчивым интерес участников ЕГЭ к обществознанию, истории, биологии, наименьшее количество отмечено по географии, литературе, информатике.
По итогам олимпиады отмечается адресная работа с одаренными детьми в ГОУ «Лицей-интернат №61», МОУ «Гимназия №59», МОУ «Гимназия №14», МАОУ «СОШ №49», МАОУ «Гимназия №33».
При этом необходимо отметить: качество подготовки учащихся по таким предметам как физика, география, химия, математика, информатика, избирательное право находится на довольно низком уровне, что подтверждено и результатами ЕГЭ.
В апреле 2011 года В.В. Путин выступил с инициативой о необходимости модернизации системы общего образования по целому ряду направлений. Постановлением республики утвержден комплекс мер по модернизации системы общего образования, причем большинство системных изменений, заложенных в инициативе В.В. Путина, произошли в Бурятии в прошлые годы.
Если в 2011 году объем федеральной субсидии составлял 252 млн. рублей, то в 2012 году мы получили 793 млн. руб. В местные бюджеты в виде субсидий было направлено 478 млн. руб. на мероприятия по энергосбережению, капитальный ремонт и реконструкцию зданий.
Централизовано ведется закупка учебно-лабораторного оборудования (109,736 млн. руб.), учебно-производственного оборудования (35,0 млн. руб.), компьютерного оборудования (63,245 млн. руб.), автотранспорта (30 млн. руб.), приобретены учебники (50 млн. руб.).
В ходе реализации Комплекса мер приоритетным направлением являлось развитие кадрового потенциала. Ведь до сих пор сохраняется особая озабоченно¬сть в образовате¬льной среде по поводу того, что учителя не стали носителями¬ новых профессион¬альных компетентн¬остей, более половины учителей не готовы представля¬ть новую деятельнос¬ть и особенно это катастрофи¬чно в связи с введением новых стандартов. На практике мы имеем воспроизве¬дение старых образцов. Не случился еще массовый переход от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей обучающихся, подготовке к самостоятельной жизни в современных условиях. Более того, учителя не совсем осознают того, что многого еще не знают, нет мотивации инвестиров¬ать себя, ведь зарабатыва¬ть можно разными способами,¬ по-прежнему учитель озадачен повышением нагрузки, а не повышением¬ качества работы.
Уже сегодня мы должны думать о внедрении стандарта основного общего образования с последующим его полномасштабным внедрением в 2013/2014 учебном году. Здесь приходится отмечать пассивность городских учреждений, ведь, согласитесь, что из 60-ти школ всего три экспериментальные школы вызывает некоторое удивление, если не сказать недоумение.
Понимаю, что крайне непростая, но я уверен, полностью выполнимая задача. Уверенность моя основана на том опыте и потенциале, которым обладает наш регион.
Не решен сегодня вопрос в педобразов¬ании¬, нужно перестраив¬ать вузы на изменение содержания¬ и системы оценки профессион¬альной компетенци¬и учителей.
Позитивным в развитии кадрового потенциала является увеличение притока молодых специалистов в школы, если в 2009 их было всего 144 учителя, то в 2011 году количество увеличилось до 234. На наш взгляд, это имеет исключительно важное значение, ведь сплав молодости и опыта – это тот фундамент, на котором базируется практически любая социальная система. Основной причиной прихода молодых специалистов в образовательные учреждения явилось повышение социального статуса учителя, вызванное в том числе ростом заработной платы.
Для обеспечения повышения заработной платы учителей Законом Республики Бурятия утверждены новые нормативы финансового обеспечения муниципальных и государственных учреждений.
В настоящее время Правительством Республики Бурятия совместно с органами местного самоуправления ведется работа по обеспечению повышения фондов оплаты труда учителей в 4 квартале текущего года путем перевода должностей младшего обслуживающего персонала школ на финансирование из средств местных бюджетов.
Так на сентябрьской сессии Народного Хурала РБ Главой республики В.В.Наговицыным будут внесены изменения в бюджет 2012 года по выделению 50 млн. руб. на выплату заработной платы младшему обслуживающему персоналу, переведенному на финансирование из местных бюджетов. Это позволит выполнить обязательство региона по доведению средней заработной платы педагогических работников школ до средней по экономике (20 277 руб.), причем, она, безусловно, будет разной не только в муниципалитетах, но и даже в самой школе она может существенно различаться.
Для сокращения неэффективных расходов органам местного самоуправления предоставляется право выведения из штатных расписаний школ на аутсорсинг все должности, превышающие оптимальное штатное расписание.
На повышение заработной платы воспитателей дошкольных образовательных учреждений в 2012 году местным бюджетам из республиканского бюджета выделено 156 млн. руб. Средняя зарплата воспитателей составляет 13 908,7 руб., в сравнении с 2011 годом рост составил 37 % (10 158 руб.).
Мы ни в коей мере не планируем останавливаться на достигнутом, обеспечив достижение всех параметров по размерам зарплаты работников отрасли, установленных Президентом и Правительством Российской Федерации.
В развитии кадрового потенциала республики нужны новые форматы обучения, включающие стажировочные мероприятия, тем более что в 2011 году Бурятия стала победителем в конкурсном отборе региональных программ развития образования в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
На базе стажировочных площадок (53 ОУ) проходят обучение педагоги, руководители и общественные управляющие. В тиражировании опыта стажировки деятельностный подход к организации образовательного процесса является основным. По итогам республиканского конкурса определены 5 учреждений, имеющих статус «Авторская стажировочная площадка». Так победителем конкурса стал проект по созданию Ресурсного центра по поддержке и сопровождению одаренных детей лицея-интерната № 61. Лингвистическая гимназия № 3 и школа-комплекс № 35 г. Улан-Удэ поделили 2 и 3 места. Финансирование стажировочных площадок в целом в 2012 году составит 29, 4 млн. руб., но пока данные средства из федерального бюджета не поступили.
Несколько слов об изменениях в организации учебного процесса в новом учебном году. С 1 сентября 2012 года во всех субъектах Российской Федерации вводится новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики» с 4 класса в объеме 34 часов. В каждой школе была организована разъяснительная работа с родителями по выбору модуля, приобретены учебники, прошли обучение учителя, которые будут вести курс, причем тьютеры обучались в Москве и в Красноярске.
Серьезный задел по контролю качества образования сделан Комитетом по надзору и контролю в сфере образования. При осуществлении проверок были выявлены типичные нарушения, по результатам которых возбуждены дела об административной ответственности. Так до сих пор есть школы, где не проводится третий урок физкультуры, необязательным считается выделение двух часов бурятского языка, который является вторым государственным языком республики. Многие директора школ убеждены, что в связи с последними изменениями в российской образовательной политике реально необходим переход на шестидневную неделю, и мы с этим соглашаемся.
Уважаемые коллеги!
Недавнее вступление России во Всемирную торговую организацию является шагом интеграции в мировую экономику. Понятно, что для эффективных действий в условиях глобальной экономики с инвесторами следует говорить на одном языке.
Эти тенденции отражены и зафиксированы в новом стандарте образования старшей школы по обязательности сдачи иностранного языка выпускниками школ. Уровень владения иностранным языком должен позволять выпускникам общаться как с носителями изучаемого иностранного языка, так и с представителями других стран.
В социально-экономическом развитии Бурятии всё большее участие начинают принимать англоговорящие партнёры, и объём этого участия будет только нарастать. Развитие туристического кластера экономики республики, реализация ряда проектов с участием иностранного капитала, создание особой экономической зоны во многом будут зависеть от того, насколько подготовленными в плане общения с иностранными гражданами окажутся жители нашей республики.
Я говорю именно о жителях в целом, а не только о тех рабочих местах, которые возникнут и потребуют от людей молодых и энергичных знаний иностранного языка в обязательном порядке: инженерах, технологах, переводчиках, работниках гостиничного сервиса, гидах и т.д.
В ближайшей перспективе нам предстоит большая и напряжённая работа. Напряжённая, поскольку сейчас ситуация далека от идеальной.
Уважаемые руководители профсоюзных организаций, руководители образовательных учреждений!
За последние годы мы с вами многое сделали в плане развития системы управления образованием Республики Бурятия. Новая система финансирования абсолютно формульна и формирует полную свободу и ответственность самого образовательного учреждения. Ни министерство, ни комитет по образованию не может изменить систему финансирования. Сегодня в самом коллективе с участием всех педагогов и родительской общественности решается вопрос сколько должен получить конкретный учитель. И в этом могу сказать для системы огромный плюс. Минус только для тех, чье качество работы не позволяет получать стимулирующие надбавки. У меня особо негативное отношение к директорам и учителям, которые, став взрослыми, до сих пор работают «на двойку» и думают, что кто-то им должен помочь. Безусловно, учредители школ должны проводить новую политику по ротации кадров, когда успешные руководители школ по истечении определенного срока должны менять школы, причем на выборной основе с презентацией своей управленческой программы.
В системе управления образованием республики будут внесены изменения в соответствии с Указом нового Президента Российской Федерации В.В. Путина, где поставлена задача по переводу системы дополнительного образования в ведение государства.
Ведь не секрет, что система дополнительного образования детей республики переживает не лучшие времена, поскольку в муниципалитетах финансируется по остаточному принципу. Необходимо наращивать услуги дополнительного образования, обратив особое внимание на обеспечение интеграции ресурсов общего и дополнительного образования для организации активной социализации учащихся. Система внеурочной деятельности обучающихся должна быть направлена на преодоление «предметных разрывов» и осваивать целостный образ мира через различные деятельности. Будем внедрять организационно-финансовые механизмы, обеспечивающие деятельность общеобразовательных учреждений в режиме «школы полного дня».
Уважаемые коллеги! Говоря о задачах и ориентирах, над которыми нам совместно предстоит работать в ближайшей и среднесрочной перспективе, необходимо сказать, что основополагающим документом является Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Главным ориентиром для развития Бурятии на среднесрочную перспективу является становление высокотехнологической экономики. Решение этой задачи неосуществимо без привития молодым людям установок на самостоятельность и креативность в принятии решений.
Для достижения результатов потребуются следующие действия.
Во-первых, необходимо создать условия для развития кадрового потенциала посредством:
- перехода системы оплаты труда работников образования к механизму «эффективных контрактов»;
- формирования системы аттестации педагогических работников, основанной на результатах сформированности у обучающихся универсальных учебных действий и компетенций;
- повышения коэффициентов в структуре заработной платы, учитывающих квалификацию педагогических работников;
- развития механизмов привлечения лучших выпускников вузов в школы (грантовой поддержки, программ предоставления жилья и льготной ипотеки);
- модернизацию региональной системы повышения квалификации в целях формирования у каждого учителя современных качеств, соответствующих новым стандартам образования.
Во-вторых, в системе современной оценки качества образования необходимо создать систему мониторинга, способную выявлять индивидуальный прогресс учащихся на основе их учебных и внеучебных достижений, результатов социализации учащихся.
В-третьих, в развитии инфраструктуры важна реализация современных проектов энергосбережения во всех образова¬тельных учреждениях. В создании условий наиболее важным является формирование нового, технологического уклада в системе образования, электронной образовательной среды, в том числе посредством развития интерактивных и сетевых средств обучения. Для этого необходимо увеличить скорость широкополосного подключения к сети Интернет.
Кроме того, в рамках реализации проекта по модернизации региональной системы образования до конца 2012 года планируется внедрение программного комплекса по внедрению электронных журналов и дневников, по постановке на учет детей дошкольного возраста. В режиме on-line, через единый портал государственных услуг, родители могут поставить ребенка на учет для зачисления в дошкольное учреждение, узнавать о состоянии очередности и зачислении в дошкольное учреждение, получать информацию об успеваемости, образовательных программах и учебных планах. Применение данной программы значительно сократит время на подготовку отчетов по текущему состоянию в каждом конкретном дошкольном учреждении, в муниципальном образовании и целом по республике. В рамках внедрения программного комплекса будет осуществляться интеграция системы с проектом «Комплексная оценка эффективности региональной системы образования Республики Бурятия», а также обеспечиваться взаимодействие c единым порталом государственных услуг.
В рамках проекта КОЭРСО республиканской рабочей группой разработаны дополнительные интегральные показатели, получил развитие электронный рейтинг муниципалитетов и школ, который обеспечивает внешнюю оценку, дает возможность вкладывать ресурсы в лучших, распределяя средства на конкурсной основе. Очень важно, чтобы результаты данной системы мониторинга стали предметом обсуждения на муниципальном уровне.
Следует честно признать, что работа по вовлечению общественности в управление образованием остается скорее декларируемой, чем реальной. Активизация работы таких общественных организаций как Сою попечителей Республики Бурятия, родительской общественности не дает ощутимых результатов. Для этого необходимо дальнейшее обучение как руководства учреждений, так и родителей обучающихся. Данному направлению мы и в дальнейшем будем уделять серьёзное внимание.
Нам многое предстоит сделать для решения перечисленных задач. Нужны инструменты, способные создать модель принципиально новой системы образования, которая будет готовить дееспособного, активного, способного к освоению новых знаний и технологий гражданина. Именно такой человек способен обеспечить модернизацию и поступательное развитие экономики страны.
И в завершение, хотелось бы сказать, что мы ведем политику «постоянно открытых дверей» в образовании. Все, что происходит в нашей сфере, становится известно обществу. Медийная образовательная политика направлена на изменение ситуации из состояния постоянных жалоб в сторону освещения выгодополучателей от перемен. И в этом с нами солидарны ведущие средства массовой информации Бурятии.
С новым Вас учебным годом, дорогие коллеги, успехов и исполнения творческих планов и замыслов!
Спасибо за внимание.
Назад к списку