…Мелькают кварталы, а прыгать нельзя. «Дотянем до леса, - решили друзья – Подальше от города смерть унесем, Пускай мы погибнем, но город спасем»…
Слова этой популярной песни о летчиках приходят на ум, когда слушаешь рассказы тех, кто был очевидцем катастрофы вертолета в районе села Удинск Хоринского района 44 года назад.
29 августа 1968 года житель села Удинск Стуков Николай Константинович с утра отправился на мотоцикле в лес за грибами, а к обеду собрался домой. И вот едва он выехал из леса, как увидел вертолет, который неровно снижался, мотор его «чихал», а потом и вовсе заглох, и винтокрылая машина, едва перелетев через линию электропередачи, камнем упала на землю метрах в 100-150 от Николая Константиновича. Он, не раздумывая, погнал свой мотоцикл к месту катастрофы. Вертолет горел, среди обломков лежал летчик, судя по всему, он ударился головой о камень и сразу умер. Николай Константинович оттащил тело в сторону от огня. Второй пилот был в кресле, нога его сильно обгорела. Николай Константинович начал отстегивать удерживавшие ремни, и летчик зашевелился – жив! Усадив раненого в коляску мотоцикла, Николай Константинович помчался в Удинскую больницу, там летчику оказали первую помощь – он пришел в себя, но не стонал, а только просил: «Мажьте, мажьте больше!...» Сдав летчика на попечение врачей, Николай Константинович поспешил обратно к месту падения вертолета, туда же устремились и другие удинцы, которые видели, как вертолет падал. Но очень скоро (как потом скажут – через 90 минут после аварии) на место катастрофы подъехали машины с Улан-Удэнского авиазавода, «Скорая помощь», была выставлена охрана, и к работе приступили специалисты. Тело первого пилота увезли в город, сразу же забрали и увезли раненого летчика. Жители Удинска вернулись к своим каждодневным делам, и никому даже в голову не пришло, что пилоты вертолета ценой своей жизни и здоровья предотвратили гораздо большую беду.
Вертолет Ка-25, изготовленный на Улан-Удэнском авиазаводе, совершал испытательный полет, его линия облета пролегала от Улан-Удэ до с. Баянгол и обратно. Командир экипажа летчик-испытатель Юрий Быков перед самым полетом позвонил домой и сказал дочке: «У меня сегодня полет буквально на 20 минут, так что скоро дома буду». И это были последние слова, которые услышала маленькая Таня от своего отца.
На том этапе топливная система вертолета Ка-25, видимо, еще совершенствовалась, именно сбой этой системы во время разворота стал причиной гибели машины и ее командира. За несколько месяцев до этого подобное происшествие случилось с другим Ка-25, но тогда экипажу удалось посадить машину на автомобильное шоссе. 29 августа экипаж Ю.Быкова, долетев до Баянгола, развернулся, чтобы лететь обратно, и тут на высоте 1000 метров прекратилась подача топлива, мотор начал захлебываться. В подобных случаях возможна посадка машины на авторотации (в режиме планирования), но при соблюдении определенных условий. А в тот день экипажу пришлось выбирать: внизу была река Уда, рядом село Удинск, а тут линия электропередач… Катапультироваться и бросить машину они не могли, «нам бы только под линию не угадать», - последнее, о чем думали летчики, уводя вертолет от села. Кое-как перелетели линию, но ресурс машины уже исчерпался, все механизмы отказали, и вертолет упал, сильно ударившись о землю… Они сделали все, чтобы тяжелый вертолет (Ка-25 называли летающим танком) не упал на Удинск и не повредил электролинию.
Штурман корабля тогда выжил благодаря оперативной помощи жителей Удинска, позже он приезжал в Удинск, благодарил Н.К.Стукова за спасение. Потом он переехал в Киев. Командир экипажа Юрий Быков погиб, его сильный организм отчаянно боролся за жизнь, «он умер только в морге», - скажет потом патологоанатом.
Буквально на днях исполняется 44 года с той трагической даты. Дочь погибшего летчика-испытателя Татьяна Юрьевна Быкова с сыном (проживающие в г.Жуковский Московской области) 10 августа 2012 года побывали в с. Удинск, посетили место падения вертолета, встретились с местными жителями – очевидцами той трагедии. Татьяна Юрьевна рассказала о своем отце.
О летчиках-испытателях говорят, что они «учат самолеты летать». Инженеры, конструкторы разрабатывают самолеты-вертолеты, рабочие их строят, а летчик-испытатель первым садится в машину, чтобы поднять ее в воздух, выявить в полете все ее недостатки, которые будут устранять специалисты, выработать правила пилотирования, по которым будут работать на этих машинах другие летчики. Летчики-испытатели – люди особого сорта, и Юрий Быков был ярким представителем этой когорты. Летом 1968 года он был зачислен в отряд космонавтов, и его семья уже собирала чемоданы для переезда в г. Жуковский. Жизнь этого необыкновенного человека оборвалась в степи под селом Удинск. Тот злополучный полет должен был завершить его работу на Улан-Удэнском авиазаводе.
Его дочь и внук спустя 44 года с помощью местных жителей отыскали место катастрофы, нашли там даже осколки того вертолета, сложили на месте гибели Юрия Быкова небольшую горку из камней, а в администрации СП «Удинское» начали думать об установке на этом месте памятного знака.
Лидия Стрекаловская.
«Авиация, небо - моя жизнь...»
Юрий Быков родился 2 апреля 1932 года в Новокузнецке. Ему не было и 10 лет, когда отец ушел на фронт, а мать потерялась во время бомбежки, маленького Юру определили в детский дом. Специальную школу ВВС он заканчивал уже в Казани. Затем в 1951 поступил во Фрунзенское военное училище летчиков-истребителей.
В 1955 году он закончил училище, получил квалификацию лётчика-техника, и был направлен в Ленинградский военный округ для дальнейшего прохождения службы. Любознательный, живущий на пределе своих сил, ищущий новое в авиации, Юрий стремился попасть в Школу лётчиков-испытателей, но его направили в Узбекистан на должность начальника парашютной службы округа, где он служил до 1960-го года.
После демобилизации он работал инженером-конструктором и продолжал летать на Казанском авиазаводе. Но давняя мечта попасть на фирму Камова (ОКБ под руководством главного конструктора Н.И.Камова) испытателем привела его в Кременчугское вертолётное училище. В качестве вертолетчика он два года работал на Севере.
Наконец в 1963 году Быков поступил в Школу лётчиков-испытателей при Лётно-исследовательском институте в Жуковском и после успешного её окончания был направлен на Улан-Удэнский авиазавод, где успешно работал лётчиком-испытателем и инженером-конструктором.
«Ну вот я и пришел к большому небу, - писал в те годы Ю.Быков. - За ним космос». Теперь его мечты были устремлены к внеземному пространству. Встреча с Юрием Гарнаевым (также работавшим летчиком-испытателем на Улан-Удэнском авиазаводе, впоследствии он стал Героем Советского Союза) явилась одной из узловых точек в жизни Быкова. Несмотря на большую разницу в возрасте, они стали близкими друзьями. Через Гарнаева Быков познакомился и подружился с первыми космонавтами. Особенно дружен с Быковым был Юрий Гагарин, который всячески поддерживал его в конструировании индивидуального средства спасения лётчиков и космонавтов "Икар" и прилагал усилия по зачислению Быкова в отряд космонавтов. Они крепко дружили три Юрия: Гарнаев, Гагарин и Быков. И ушли в Небесную высь один за другим: Ю.Гагарин погиб 27 марта 1968 года, Ю.Гарнаев разбился во время тушения пожаров во Франции 6 августа 1967 года, еще через год также при исполнении служебных обязанностей погиб Ю.Быков.
Профессия летчика-испытателя всегда связана с риском. Юрий Быков, выбирая профессию, прекрасно это осознавал. Своей юной жене он писал из летного училища: «Дорогая Римма, пока мы в долгой разлуке и далеко друг от друга, пока у нас нет маленьких «бычат» и общего дома, я хочу, чтобы ты знала все и смогла для себя решить все сама. Авиация, небо - моя жизнь. Сам я никогда не уйду из нее. Вся моя жизнь будет трудной, неспокойной, я всегда буду там, где трудно, где велит долг, где я буду нужен обществу, а значит, людям. А раз это так - я отдаю все». Юрий Семенович Быков отдал отечественной авиации самое дорогое - свою жизнь. Когда он погиб, ему было всего 36 лет. Алексей Леонов написал после его смерти: «Юра Быков вырос в большого классного летчика, мог стать космонавтом, но судьба распорядилась иначе... О таких парнях, как Юра, должны знать мальчишки и девчонки, особенно те, кто мечтает об авиации, стремится в космос».
...За годы летной службы Юрий Быков освоил и испытал разные машины. Он летал на самолетах УТ-2, Як-22, Як-12, Як-18, Як-25, Ан-2, Ли-2, Ил-12, Ан-24, МиГ-15, МиГ-17, Ил-28, вертолетах Ми-1, Ми-4, Ми-6, Ка-15, Ка-18, Ка-25, совершил 411 прыжков с парашютом и имел 2200 часов общего налёта.
Домашний кабинет Быкова походил на маленький музей космонавтики, на стенах - фотографии Ю. Гагарина, А. Леонова, В. Комарова, А. Николаева, П. Поповича и других космонавтов с их автографами. От пола до потолка - стеллажи, заполненные книгами и журналами об авиации и космосе, сувениры, привезенные друзьями-летчиками из разных стран. Как самая почетная реликвия - летный шлем, подаренный Юрием Гарнаевым. В углу комнаты висел костюм аквалангиста. Исследование глубин Байкала было еще одной заветной мечтой летчика Быкова, и своей смелой идеей он «заразил» даже Юрия Гагарина, который всерьез прикидывал, какие дополнительные переделки понадобятся космическому аппарату «Восток», чтобы стать батискафом...
Нелегкий труд летчика-испытателя Юрий Быков успешно сочетал с литературной деятельностью, стал членом Союза журналистов СССР. Его очерки, статьи, рассказы, посвящённые авиации, космонавтике звучали по радио, публиковались в газетах и журналах, в выпусках Агентства печати и новостей, издаваемых в разных странах. Он был внештатным корреспондентом журналов "Огонёк", "Крылья Родины", "Авиация и космонавтика", членом редколлегии журнала "Байкал". Вместе с Андреем Меркуловым он написал книгу о проблемах космонавтики. Его очерки вошли в книгу о Юрии Гарнаеве "Проверено на себе".
Несмотря на постоянную загруженность (помимо напряженной работы на авиазаводе, Юрий заочно учился в Восточно-Сибирском технологическом институте), он выкраивал время для встреч со школьниками, увлекательно рассказывал им о космосе, о друзьях- космонавтах, об авиации. Немало ребят пришли в Небо именно по примеру Юрия Быкова.
"Может кто-то скажет, что я распыляюсь: летаю, прыгаю, изобретаю, пишу… Просто мне очень многое хочется сказать и успеть сделать. Мне нравится моя жизнь. У меня интересная жизнь". "Мне даже во сне снится, что я вожу самолёты и хочется поскорее проснуться, чтобы опять подняться в Небо - это огромное счастье. Я - счастливый человек".
Татьяна Быкова.
(газета «Русская береза»).
Ка-25 - советский противолодочный вертолёт корабельного базирования. Является первым отечественным вертолётом, изначально проектировавшимся под боевое применение и ставший первым противолодочным и первым изначально боевым вертолётом СССР. На основе Ка-25 создано большое количество модификаций для использования в различных областях применения. Вертолёт, разработанный ОКБ Камова под руководством главного конструктора Николая Ильича Камова, был пущен в производство в 1965 году. Изготавливался на Улан-Удэнском авиазаводе. Вертолёт Ка-25 предназначен для поиска и уничтожения атомных подводных лодок бортовыми средствами обнаружения и поражения на удалении около 200 км от корабля базирования. Всего было выпущено 275 машин этой модификации. Вертолеты Ка-25 со специальным оборудованием использовались для поиска приводнившихся космических спускаемых аппаратов в Индийском океане в 1967-1968 г.г.
http://wap.strizhi.unoforum.ru
Подписи к снимкам:
Два Юрия - Быков и Гагарин.