4 сентября в зале администрации прошло совещание по развитию автотуристского кластера "Кяхта".
Совещание
собрало инвесторов АТК "Кяхта", а также представителей
республиканского агентства по туризму, ПО "Фонда регионального
развития" РБ, информационно-методологического центра РБ за круглым столом.
Глава района Валерий Цыремпилов посетовал на затишье деятельности инвесторов,
несмотря на то, что федеральные деньги выделяются для реализации данного
проекта. В этом году была разработана ПСД «Строительство водозабора и сетей
водоснабжения АТК «Кяхта», на реализацию которого объявлен конкурс на сумму
62,1 млн. рублей. Планируется построить котельную, проложить тепловые сети,
построить подстанцию сети электроснабжения и водоотведения АТК «Кяхта». То есть
администрация района создает все возможности для ведения бизнеса на территории
АТК «Кяхта».
После выступлений начальника экономического отдела Д. Банзарова и
специалиста земельного комитета В. Бадмаева инвесторы, наконец, прервали
молчание. Михаил Анатольевич Герштейн, генеральный директор ООО «Данак»
довольно бурно прокомментировал общую ситуацию в Кяхте: «Город на границе
никогда не бывает беден. Кяхта - это наиболее привлекательное место в
республике, так как она находится на границе. Возможности, которые дает
приграничное положение, не используются в полной мере. Обещанного большого
грузопотока нет, наоборот, по моим данным, он уменьшился на 30 %. Почему? До
сих пор не построена дорога у соседей, нет складов временного хранения на
таможне, нет пункта растаможивания здесь, на месте. Чтобы растаможить, надо
ехать в Иркутск, это большие затраты. Все сидящие здесь инвесторы, краснеют и
бледнеют перед вами, так как нет обещанных объектов. А их и не будет, пока нет того,
о чем я сказал выше».
Да, построить обещались многие и много: ООО
"Стамстрой", ОАО "НК Роснефть", торгово-развлекательный
комплекс от ТГ "Абсолют" и другое. Но зачем все это, если не будет
достаточного товарооборота, который и обеспечивается непрерывным грузопотоком.
Не в пользу нам высказался и еще один предприниматель: «Вся инфраструктура
будет не нужна, если не будет нормальной круглосуточной проходимости через
границу. Проект просто напросто через 5-10 лет заглохнет, а нам это не
выгодно». Конечно, терять деньги не хочется никому, но многое говорит в пользу
данного проекта, и инвесторам стоит поторопиться с обещаниями. Время поджимает,
и на сегодня пока ведутся кадастровые работы на участках для ООО "ИКАТ
плюс", ПО «Фонда регионального развития» РБ, ООО "Бизнес–лизинг".
Полностью оформлены участки в долгосрочную аренду только у ООО Данак», ТГ
"Абсолют" и ООО «Автоинвест–Кяхта», вообще никаких работ не
проводится на участке ООО "Стамстрой".
Но все еще впереди, все-таки по завершении совещания собравшиеся пришли к некоторым решениям, в частности они договорились предоставить отчетность по своей инвестиционной деятельности за первое полугодие, а также свои проекты на 2013 и последующие годы. Совместно с администрацией района полностью оформить свои участки, а главное, перед руководством района поставлена задача - поторопить монголов завершить строительство дороги и ввести в эксплуатацию автомобильную дорогу Замын-Ууд – Алтан-Булаг. С этой дорогой связываются большие надежды, наш городок может вернуть себе былую славу Восточных ворот России.
Арюна Ванчикова, газета «Кяхтинские вести»