КАДАСТРОВАЯ ОЦЕНКА ЗЕМЕЛЬ
Результаты государственной кадастровой оценки земель сельско-хозяйственного назначения стали предметом обсуждения на заседании комитета по земельным вопросам аграрной политике и потребитель-скому рынку Народного Хурала Республики Бурятия. Прояснила сложившуюся ситуацию министр имущественных и земельных отношений Бурятии Маргарита Магомедова. В соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федера-ции» в 2012 году минимуществом республики и действующей на текущий момент нормативной базой проведена актуализация кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения. По словам министра, в рамках вышеуказанного ФЗ кадастровая оценка должна проводиться не реже, чем один раз в 5 лет. Она становится базой при расчете земельного налога и арендной платы за пользование землей. По итогам открытого аукциона работы по государственной кадаст-ровой оценке земель сельскохозяйственного назначения проводило ООО Аудиторско - консалтинговая группа «Экфард» (г. Новосибирск»). Результаты новой кадастровой оценки утверждены 6 декабря Постановлением Правительства Республики Бурятия №738, и вступили в действие с 1 января 2013 года. Согласно предыдущей кадастровой оценки, которая проводилась в республике в 2006 году и вступила в действие в 2007 году, средняя удельная кадастровая стоимость 1 кв.м сельскохозяйственных земель составляла от 8,0 копеек до 2,26 рублей, так как в соответствии с действующей на тот момент методикой для нескольких районов республики был установлен один удельный показатель в размере 8,0 копеек за 1 кв.м. Данное значение являлось минимальным показателем кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения по всем субъектам Российской Федерации. При такой кадастровой стоимости суммы начисляемого земельного налога были настолько мизерными, что противоречило одному из принци-пов, на которых основывается Земельный кодекс Российской Федерации и изданные в соответствии с ним иные акты земельного законодательства, а именно «платности» землепользования. Кроме того, при такой низкой ка-дастровой стоимости земли сельскохозяйственного назначения зачастую не могли быть капиталом для фермеров. Банки отказывали в предоставлении кредитов на развитие бизнеса под залог такой дешевой земли. В тоже время рыночная стоимость 1 кв.м земель этой категории, например, в Кабанском и Прибайкальском районах доходила до 100 рублей и выше. Министр рассказала, что кадастровая оценка проводилась в соответст-вии с новыми Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель сельскохозяйственного назначения, утвержденными Мини-стерством экономического развития Российской Федерации. На основании методики, все виды использования земель разбиты на шесть групп. Большая часть земельных участков отнесена к первой группе видов использования, в которую в основном входят земли, пригодные под пашни, сенокосы, пастбища. Результаты кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения 2012 года характеризуются следующими показателями: По всем районам отмечается увеличение удельных показателей кадастровой стоимости земель сельскохозяйственного назначения, при этом: - минимальный удельный показатель кадастровой стоимости по первой группе видов использования составил 91 копейку за квадратный метр в Муйском районе, максимальный – 3,92 рубля за квадратный метр в Джидинском районе; - средний удельный показатель кадастровой стоимости по республике в целом составил 3,07 руб./кв.м.; - в среднем по республике кадастровая стоимость земель сельхоз назначения выросла в 4,81 раза. С учетом увеличения кадастровой стоимости средняя величина земельного налога за земельный участок площадью 1 га, относящийся к первой группе видов использования при максимальной налоговой ставке 0,3 %, устанавливаемой представительными органами местного самоуправления, в среднем составит: - 117,6 рублей в год (Джидинский район); - 106,2 рубля в год (Бичурский район); - 117 рублей в год (Мухоршибирский район); - 27,3 рубля в год (Муйский район); - 41,4 рубля в год (Иволгинский район). Повышение кадастровой стоимости обусловлено изменением методики оценки: если раньше учитывалась фактическая урожайность, то в настоящее время расчет удельного показателя кадастровой стоимости осуществляется исходя из нормативной урожайности земель. Необходимо отметить, что в соответствии с Бюджетным кодексом Рос-сийской Федерации земельный налог относится к местным налогам, то есть по нормативу 100 % подлежит зачислению в бюджет поселения. Новая ка-дастровая оценка будет способствовать увеличению доходной базы местных бюджетов. Как уже отмечалось, кадастровая стоимость земельного участка является налоговой базой для исчисления земельного налога. При этом налоговые ставки устанавливается нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать 0,3 процента в отношении земель сельскохозяйственного назначения, и является верхним пределом. Представительные органы местного самоуправления в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации своими нормативно-правовыми актами могут уменьшить эти ставки.
Назад к списку