История длиною в 40 лет...

15 февраля 2013
Наша гимназия интересна историей своей «жизни». Как много хранит она в своих стенах, ведь в
этом году нашей школе исполняется 40 лет! Правда, круто? Но выпусков всего 39, а юбилейный
сороковой будет в этом году. Наша школа была основана в 1973 году, однако первый педагогический коллектив образовался еще в 1972. Сначала  занятия проходили в школе № 40, причем после учебы учителя и многие ребята приходили в только что отстроенное здание и работали. А зимой 1973 года школа № 14 переехала на улицу Чертенкова, на которой до сих пор и существует.За это время сменилось шесть директоров, Митряева Наталья Викторовна  является седьмым. Каждый из этих шести внес свой вклад в становление гимназии и оставил свой след в истории нашего образовательного учреждения. Самым первым директором был Алексеев Виктор Лукич, который проработал полтора года. По словам учителя математики Клары Трофимовны Латкиной, он собирал педагогический состав нашей школы очень тщательно, можно сказать «по крупицам»: звонил в другие школы, приглашал и отбирал лучших. Это его заслуга, что у нас с самого основания сложился такой сильный и хороший коллектив учителей.
Затем ему на смену пришел Алтаев Афанасий Анхаевич. До сих пор учителя - ветераны нашей гимназии – помнят его слова: «Мы всегда должны быть первыми! Впереди!». Его вспоминают как очень мудрого руководителя, ведь благодаря Афанасию Анхаевичу педагогический коллектив очень сплотился. Кроме этого, появляются первые шаги к более мощному развитию школы. Третьим директором школы стал Миронов Евгений Михайлович. Он является «родоначальником» гимназии, ведь инициативная группа под руководством Евгения Михайловича (в которую также входила на тот момент завуч, а ныне учитель физики, Пономарева Татьяна Ивановна) разрабатывала концепцию перехода на статус гимназии, и это было весьма нелегко, особенно в те времена. Как сказала Клара Трофимовна: «Существующая концепция здания – это его творение».  Поэтому такой школе, как сейчас, мы во многом обязаны именно ему и его единомышленникам. Сейчас Евгений Михайлович – директор престижной Российской гимназии № 59. Не так много удалось нам узнать о четвертом директоре гимназии – Озеровой Тамаре Яковлевне. Она проработала всего лишь три года, но и ей нужно отдать должное: за время ее руководства укрепилась материально-техническая база нашей школы, так, благодаря Тамаре Яковлевне произошло открытие начальной школы в отдельном здании сейчас в этом здании находится детский сад «Аленушка»), также был произведен капитальный ремонт крыши и отопления. Позже, уже в 90-е годы, новым директором школы стал Халтагаров Дмитрий Фомич. «Самые сложные и трудные годы пришлись на время руководства Дмитрия Фомича: это и забастовки, и невыдача заработной платы. Но, несмотря на все это, он смог сохранить наш сильный и дружный педагогический коллектив»,- вспоминают многие учителя.
В 2008 году директором гимназии была назначена Афанасьева Ульяна Сергеевна, которая до этого работала в нашей школе учителем географии, а затем и завучем. За четыре года своего руководства Ульяна Сергеевна явно преобразила нашу гимназию: плитка вместо линолеума, нескользкое покрытие на крыльце школы, пластиковые окна, ремонт столовой и очень милые скамейки в голубом зале - и это только часть изменений, произошедших в годы «правления» шестого директора. Но люди приходят и уходят, это же относится и к директорам: в августе Ульяна Сергеевна была назначена председателем Комитета по образованию г. Улан-Удэ. И в новом, 2012-2013 учебном году мы «познакомились» с седьмым и ныне действующим директором школы – Митряевой Натальей Викторовной. И хоть директором она стала совсем недавно, но уже заметны преобразования: улучшение материально-технической базы и развитие инновационной составляющей образования.Наше образовательное учреждение никогда не стояло на месте, всегда двигалось вперед и вперед. Прежде всего, это успех директоров и педагогического состава нашей гимназии. Верным помощником в делах школьных является администрация школы. В свое время многие и ныне работающие учителя школы побывали в этой должности, это и Татьяна Ивановна Пономарёва, и Наталья Дмитриевна Коновалова. Сейчас завучей в нашей школе шесть: Иевская Галина Леонидовна, Ермакова Наталья Владимировна,
Меркулов Александр Александрович, Пермякова Валентина Фадеевна, Сальникова Юлия Юрьевна и
Балдуев Владимир Сергеевич. Заметим, что и учителя выполняют одну из самых важных функций в гимназии – это обучение детей на самом высоком уровне. Ведь чем славится Россия? Именно учителями. И кто, как не учитель, с радостью расскажет об истории нашего второго дома?
В честь сорокалетия корреспонденты школьной газеты «Поколение NEXT» побеседовали и взяли
интервью в первую очередь у учителей-ветеранов, то есть тех, кто работает в гимназии с самого ее
основания или очень-очень давно. Это Латкина Клара Трофимовна, Пономарева Татьяна Ивановна, Баторова Людмила Борисовна и Михайлова Татьяна Петровна.
Сначала мы побеседовали с Кларой Трофимовной, учителем математики. Клара Трофимовна работает в нашей школе почти с самого её основания!
– Здравствуйте, Клара Трофимовна. Не могли бы
вы рассказать об истории нашей гимназии, об учителях, которые раньше у нас работали и работают сейчас?
– Как коллектив школа № 14 образовалась в 1972 году, тогда 25 или 26 августа, я точно не помню, состоялся первый педсовет. Здания как такового у нас не было, поэтому педсовет проходил в парке имени Орешкова, где первый наш директор Алексеев Виктор Лукич проводил первое собрание коллектива 14-й школы. Работали мы тогда в трёх школах – в школе № 40 работали во вторую смену, работали в 39-й школе, и тогда ещё была школа № 7. А в здание, в котором школа находится сейчас, мы переехали 11 января 1973 года, и на тот момент в школе обучалось около 700 учащихся. Как сейчас помню этот день: 11 января ученики пришли с каникул, была очень торжественная линейка, строители вручили нам большой золотой ключ от нового красивого здания. Пономарева Т.И., Халтагаров Д.Ф., Акулова Л.П.
Строительство нашей школы – это отдельная тема. Учились тогда только во вторую смену, а утром ученики прибегали в школу и начинали убирать кабинеты, белили, красили, родители помогали им по выходным. Буквально со всех близко находящихся домов приходили и помогали. Каждый учитель знал свой кабинет, лично я практически 39 лет работала в 23 кабинете, то есть за каждым учителем был закреплён один кабинет. Каждый учитель приглашал учеников и родителей, и все вместе оборудовали кабинет. И вот, можно сказать, с 11 января 1973 года наша школа существует как здание, как самая настоящая школа, школа № 14. Статус «гимназии» она получила гораздо позже, уже при Евгении Михайловиче Миронове. Десятых классов унас не было, было только два 9-х класса. И первой ученицей – выпускницей была Лидия Ивановна Борисова (тогда еще Андрушак). Завучами нашей школы были Ведерникова Ольга Михайловна и Марьина Антонина Анисимовна. Я хочу рассказать об Антонине Анисимовне. Она ушла из нашей школы буквально лет 5-6 тому назад. То есть она начинала свою работу завучем, по специальности была физиком. Она – человек честный, принципиальный, выдержанный, талантливый педагог. Все ученики, которые проходили через её руки, после поступали в технологический институт, раньше туда поступить было достаточно сложно, и вот когда ребят спрашивали, у кого они учились, и они говорили, что у Марьиной Антонины Анисимовны, им просто «загорался зелёный свет», неважно, учился ты на «три», «четыре» или «пять». Потому что все знали, что ученики Антонины Анисимовны будут качественно подготовлены и хорошо знают физику. Она человек порядочный, трудолюбивый, к сожалению, у неё не было своей семьи, но её ученики были ей как семья; не обременённая своими детьми, она полностью отдавала себя ученикам и школе. Кстати, кабинет физики - это единственный кабинет, где почти ничего не поменялось. То есть всё оборудование, все наглядные пособия и всё остальное не изменилось, даже расположение письменных столов. И всё это благодаря Антонине Анисимовне. Также Антонина Анисимовна отвечала за расписание, оно всегда было составлено точно, вовремя, при составлении учитывались интересы учителей и учащихся. Она много уделяла внимания ученикам как воспитатель.
Приводила жизненные примеры, говорила, что такое хорошо, что такое плохо.
– Она, наверное, была замечательным учителем?
–Да, через её руки прошло много учеников. Кстати, многие учителя, которые работают в нашей школе сейчас, были выпускниками нашей гимназии. Взять, к примеру, Чичигину
Ларису Феликсовну. Так, у нас сначала работала её мама, потом училась сама Лариса,
а теперь она у нас работает учителем начальных классов. Видите, как получается: несколько поколений из одной семьи работают у нас.
– Правда? Лариса Феликсовна была моей
учительницей, и моей сестры тоже.
Оказывается, я так много о ней не знала. Это очень интересно!
– И правда. Если поднять архив нашей школы, то вы столько нового узнаете!
–Большое спасибо, Клара Трофимовна, за столь интересное интервью.
–Это вам спасибо.
Вообще от Клары Трофимовны мы узнали так много о нашей школе, чего даже не подозревали. Например, что в школе был тир для учеников, которые участвовали в «Зарнице». Или, например, то, что долгое время наша школа была единственной в республике, которая имела свой большой бассейн. Что за всю историю нашей школы у нас было шесть директоров, и все они уходили на повышение, разве что только Дмитрий Фомич ушел на пенсию, но думаем, что это тоже своеобразное «повышение».
На этом мы, конечно, не остановились и решили взять интервью у тех учителей, кто сам когда-то учился и также бегал на переменах по зданию школы, как и наши сегодняшние гимназисты. «Жертвами» наших расспросов стали Лушина Валентина Дмитриевна, Борисова Лидия Ивановна и Николаева Лариса Викторовна. Первой своими воспоминаниями поделилась учитель истории Лушина Валентина Дмитриевна.
– Я окончила нашу школу в 1980 году. Из тех учителей, которые вели у меня тогда, до сих
пор работают только учитель математики – Латкина Клара Трофимовна - и физкультуры –
Попов Анатолий Александрович. Самым ярким воспоминанием для меня стал момент, когда мы
пришли в эту школу в первый раз. Я жила рядом, и на моих глазах практически происходила вся эта стройка. И вот когда мы вошли, все было новым, красивым. И второе яркое воспоминание –  когда в школу приехала японская делегация. Тогда я училась в пятом классе, и наш класс встречал гостей. Вся школа не училась, одни мы были. Это, конечно, было очень запоминающимся. И нам подарили жвачки, которые тогда были большим дефицитом!
(улыбается).
– А что сейчас вас больше всего радует в
школе? Что, может быть, больше всего изменилось здесь?
– Радует, конечно, в первую очередь
материально-техническое обеспечение. Сейчас у нас очень большое количество техники – почти
в  ка ж д ом  ка б и н е т е ,  а  п отом у  б ол ь ш е возможностей для учителя и для детей.
Расстраивает, наверное, то, что дети не очень хотят учиться. Ну, может быть, это связано с тем, какой объем информации им приходится усваивать. Хочется все-таки, чтобы они испытывали это желание, особенно к тем предметам, с которыми связана их будущая профессия. Больше внимания, я думаю, надо уделять профориентационной работе. А то получается, что дети изначально не готовы к тому, что они должны делать в будущей жизни, и не понимают, для чего учатся вообще.
  Выйдя из кабинета Валентины Дмитриевны, я направилась к 25-му, к учителю русского языка и
литературы и детскому омбудсмену Борисовой Лидии Ивановне, а также к одной из самых первых выпускниц нашей школы.    
– Я окончила школу в 1973 году. До восьмого класса мы учились в школе № 39, которой уже нет, а потом нас всех перевели сюда. Но еще перед этим мы были в школе № 40; после учебы мы приходили в только что отстроенное здание, работали, убирали грязь. И зимой 1973 года мы перешли в нашу четырнадцатую. Так что я оказалась среди первых выпускников 14-й гимназии. Учитель, который повлиял на выбор моей профессии, - это Авдохина Тамара Владимировна, учитель русского языка и литературы, сейчас она преподает в Академии культуры. Глядя на нее, я тоже решила стать учителем, потому что мы очень долго выпускали в школе литературные календари, и было очень интересно познать мир литературы. Она всегда приносила нам что-то новенькое, что печаталось только в журналах; мы сразу читали и потом делились впечатлениями, то есть она привила нам любовь к литературе. А любовь к детям привили Марья Степановна и Светлана Петровна. То есть перед детьми мы должны быть раскрытыми и одновременно строгими, и в тоже время должны понимать их.
– Что особенно вам запомнилось из школьных лет?
– Когда мы с Антониной Анисимовной, учителем физики и астрономии, выходили на крышу и наблюдали небо на уроках астрономии. Мы выносили телескопы на крышу, мальчики их там устанавливали. Сейчас, правда, уже и не знаю, где эти телескопы.
– Что, по вашему мнению, больше всего
изменилось в школе? Или в детях?
– Все осталось: здание осталось, осталась высокая наполняемость школы, дух
интеллигентности остался в нашей школе. Вот это самое основное. Человек должен быть
интеллигентным. Это нам прививали, и это у нас осталось. И мы сейчас тоже стараемся
прививать это нашим детям.Побеседовав с Лидией Ивановной, мы узнали, что она в свое время обучала Николаеву Ларису Викторовну, которая, кстати, теперь также является преподавателем русского языка и литературы. Мы зашли к Ларисе Николаевне, которая любезно нас
пригласила пройти и поговорить.
– В каком году вы окончили школу?
– Школу я окончила в 1991 году, это
был первый выпуск одиннадцатиклассников.
– Кто из ваших учителей сейчас обучает нас?
– Мне очень приятно работать с моими учителями: Тимохиной Л.И.,  Лушиной В.Д., Баторовой Л.Б., а Михайлова Т.П. была моим классным руководителем в начальной школе. А Лидия Ивановна вела у меня русский язык и литературу.
– Поделитесь своими приятными воспоминаниями? Или, может быть, неприятными?
– У меня сохранились только светлые, теплые воспоминания, я даже не смогу вспомнить что-то плохое. В классе были дети, с которыми я была еще в садике. У каждого коллектива был старший класс, который курировал его, как вожатый. Поэтому все друг друга знали, помогали и поддерживали.  Помню, в пятом классе классная руководительница избавила меня от боязни воды и научила плавать, за что я ей благодарна. У нас один раз в неделю  мальчики готовили еду, один мальчик готовил безе. Также я участвовала в театральном кружке и сама его вела, когда училась в старших классах. Большинство свободного времени я проводила в школе, не расставалась ни с кем и ни с чем, поэтому, когда пришла в школу в качестве учителя, психологически  мне было комфортно. И, хотя у меня было направление в 33 гимназию, работать стала здесь.
И это не все, дорогие читатели. Мы походили по коридорам на переменах, и в голову пришла идея - устроить опрос на знание истории своей родной школы. Недолго думая, придумали вопросы, которые задавались респондентам: «Сможете назвать хотя бы трех завучей?», «В каком году была основана наша школа?», «Назовите директора нашей гимназии» и  «Какой адрес у нашей школы?». Согласитесь, что вопросы-то абсолютно нетрудные. В итоге результаты оказались таковы.
На первый вопрос из 20 участников ответили не все, и чаще всего называли Ермакову Наталью Владимировну, из чего можно предположить, что Наталья Владимировна – самый популярный завуч. На второй вопрос не ответил почти никто (хотя он был не такой уж и сложный: надо было от 2013 отнять 40), третий вопрос оказался самым легким, и на него ответило большое количество опрошенных. Однако ответы на третий вопрос очень повеселили нас: кто-то отвечал, что
директор – Афанасьева Ульяна Сергеевна (для тех, кто до сих пор не знает, повторимся:УльянаСергеевна сейчас работает в Комитете по образованию г. Улан-Удэ), кто-то даже назвал Дмитрия Фомича! Отдельно хочется написать про четвертый вопрос. Он вызвал массу
затруднений: все называли улицу (ул. Чертенкова), но дом не назвал почти никто (школа находится в доме номер 3). Многие начинали гадать (от 1 и до бесконечности), некоторые не морочились и честно признавались, что не знают. Отличился один мальчик из пятого (!!!) класса, который правильно ответил на все вопросы. Мы не только задавали вопросы и «мучали» гимназистов, а еще и озвучивали правильные ответы. Теперь, надеемся, дети знают завучей, год основания, действующего директора и адрес своего «второго» дома.   И так как мы уже не могли остановиться, решили: «мучить», так «мучить». И добавили новый вопрос:
«Что Вы желаете нашей гимназии на сорокалетие?». Порадовало, что никто не «мямлил» тихое «не знаю»,
наоборот, все с радостью отвечали на этот вопрос. 
«Дорогая гимназия, я хочу пожелать тебе не сдавать свои позиции и стать
самой крутой школой в нашем городе», - сказала пожелавшая остаться неназванной журналистка нашей
газеты.«Хороших и отзывчивых, добрых, воспитанных и образованных учеников. Всего самого хорошего, процветания, благополучия», - желают учителя нашей школы.
«Улучшения знаний учеников, чтобы школа оставалась красивой, представительной, чтобы дети
участвовали в олимпиадах, конференциях и прочих мероприятиях».
«Активных учеников, хороших учителей и просто всего самого наилучшего».
Послушав пожелания учителей, учеников старшей и средней школы, мы спустились на первый этаж
послушать ответы учеников начальной школы. Ведь их ответы всегда радовали искренностью и
открытостью. Как обычно, активными были больше девочки, чем мальчики.
Дети пожелали школе счастья, хороших событий и чтобы школьники учились на пятерки.
«Желаю школе быть счастливой, чтобы она долго жила, чтобы все хорошо учились и чтобы школа
радовала детей и их родителей», - ответила ученица третьего класса.
  В завершение редакция газеты «Поколение NEXT» поздравляет Гимназию с 40-летием! Надеемся,
что, прочитав эту статью, вы, дорогие гимназисты, будете более трепетно и с большим пониманием и уважением относится к школе и людям, которые работают в ней для того, чтобы в будущем вы стали образованными, интеллигентными и интересными личностями.
Доржиева Аяна
Интервью брали Капустина Любовь, Азаргаева Александра, Абгалдаева Мария и Сускина Инна

Назад к списку
Поиск: