культуры открывает перед человеком целый мир, мир который не только величественен сам по себе, но который позволяет по-новому увидеть и оценить современность. Знание прошлого это понимание современности. Чрезвычайно важно сохранение обычаев, фольклора, музыки каждой местности это необходимо для сохранения культуры всей страны в целом. Каждый иволгинец знает о нашей знаменитой сопке "Баян-Тугад", но не всем известна история культурного наследия Иволгинска. Иволгинская сопка "Баян-Тугад", с перевода на русский – «Щедрый Павлин» расположена в 2–х километрах от села Иволгинск и представляет собой колоритное возвышение, издалека напоминающее форму головы. Северо-западный склон сопки пологий и ровный, а юго-восточный - скалистый и обрывистый. По северо-западному склону растут такие растения как: заячья капуста, камнеломка, подорожник большой, весной цветут подснежники и лютики. У подножья горы некогда была пещера, которая имела несколько выходов, и в ней жили люди. Для защиты от невзгод они разводили костры, и поэтому все входы закопчены. Древние люди были хорошими художниками, запечатлевали на скалах занятия и жизнь сородичей: сцену охоты, фрагменты некоторых военных действий, отдельных зверей, птиц, людей. Но в результате землетрясения вход в пещеру был завален обломками породы и, попасть в нее сейчас невозможно. Рядом с заваленной пещерой находится ниша, которая носит название Гун-Саба, в честь популярного в бурятских легендах Саввы Владимировича Рагузинского, русского посла к китайскому императору, основателя г.Кяхта. Раньше на вершине был замечательный субурган, частично отлитый из чугуна на Петровск–Забайкальском металлургическом заводе. В нише субургана горела вечная зула, её заправляли и зажигали по очереди все жители бывших деревень Мангазай и Боро-Губээ (нынешняя Иволга). В 20-х годах субурган поразила страшной силой молния и расколола его на части, которые разлетелись и скатились вниз. Сельский сход жителей села Иволги решил, вновь соорудить субурган. И на Обоо-тахилган в 1991 году освятили новый субурган, построенный на народные средства. А в пятидесятых годах в окрестностях нашего села и сопки снимались художественные фильмы: «Песня табунщика» и «Золотой дом», в семидесятых годах – «Три солнца».
В мае 2007 года северо-западный склон сопки украсили надписью из мраморной крошки «Ом мани бадмэ хум». Решение выложить текст мантры было принято местными жителями. В настоящее время сопка стала местом туристических маршрутов, а для местных жителей место для обрядового поклонения Обоо и проведением общего праздника, который начинается у подножья горы: с торговлей, конными скачками, национальной бурятской борьбой.У восточных бурят, давно приобщенных к буддийской религии, и у западных, исповедовавших шаманство или принявших христианство, с незапамятных времен существовал обычай: в начале лета проводить «обо тахилган»-ублажение духов гор. Почитание горы берет начало с незапамятных
времён. Древние предания гласят, что каждый верующий бурят имеет сахюсан. Сахюсанов много, это не боги. Всесильные шаманы, жившие когда-то в Тибете. После прекращения своего бренного существования, они вовсе не исчезают, а продолжают контролировать положение в родных местах, поэтому дацаны прикрепляли этих усопших шаманов к верующим в качестве их ангелов-хранителей. Каждое святое место имеет свои легенды, которые люди передают друг другу из уст в уста с древних времён. Вот некоторые из них.Первая легенда говорит: «Дело было так, вернулась в свою Иволгу выданная замуж женщина – шаманка, привязала коня к тальнику на южной стороне «Баян-Тугад» и повесилась. А не далеко от Иволги есть еще одна непростая гора
- «Баян-Ундэр». Так вот, говорят, что эта шаманка на своём вороном жеребце постоянно курсирует между «Баян-Тугад» и «Баян-Ундэр». На линии, связывающей эти горы, не рекомендовалось строить жилища, иначе последуют всевозможные беды и напасти. Также после смерти той шаманки считалось, что женщинам нежелательно подниматься на вершину Баян-Тугад. Достаточно поклониться горе у подножия.Вторая легенда гласит, что когда-то давно в Иволгинской долине жили колдун и три богатыря. Захотел колдун захватить власть в свои руки, но боялся богатырей. Однажды заманил он их хитростью на сопку и превратил в каменные фи-
гуры. Неожиданно грянул гром, сверкнула молния и попала в колдуна, сразив его. Колдун свалился в образовавшуюся перед ним пропасть. Эта легенда о трёх небольших скалах, напоминающих фигуры людей и расположенных на юго-восточном склоне сопки.Следующая легенда гласит о хозяйке величественной
горы - всаднице на вороном коне в развевающемся на ветру белом платке. Уроженка Иволгинских степей, прекрасная девушка пленила своей красотой монгольского князя, объезжавшего свои владения. Женившись на ней, увёз он её к себе в Монголию. Родила она ему двух сыновей и дочь, но тоска по родине и родным не покидала её. И вот однажды, не в силах совладеть с мечтой, увидеть родные края, она оседлала любимого коня и устремилась домой. Конь ее, почуяв родные запахи, рвал поводья, мчался бешеным галопом. Вдруг споткнулся конь, нога его попала в нору, вырытую сусликом. Предсмертный стон женщины напоминал вздох восторга и облегчения, что наконец-то душа её обрела свободу и будет теперь вечно жить в родных местах. С тех пор
только избранным случается видеть, как в восходящих лучах солнца парит всадница на вороном коне и за её плечами развевается белым шлейфом платок. А вот и ещё одна легенда, которая рассказывает, что девушка из Хоринских мест вышла замуж за монгола и уехала с ним в монгольские степи. Прошло несколько лет, но эти
годы она провела в тоске по родным местам. Решила она навестить родных и отправилась в путь на белом коне. Проезжая по нашей долине, женщина упала с лошади и умерла. Лошадь, потеряв хозяйку, носилась вокруг сопки. Один из местных жителей поймал и забил её на мясо. С тех пор эту семью стали преследовать несчастья. Один за другим умирали его дети. Тогда обратился он к шаману, и тот посоветовал ему ублажить хозяйку горы, приносить дары и поклоняться ей.Значение сопки очень велико. Для местных жителей сопка служит священным местом Обоо, где они устраивают молебны с обильными угощениями и жертвоприношениями в
дар духам. Об Иволгинской сопке «Баян-Тугад» существуют красивые легенды, и в настоящее время она стала местом экотуристических маршрутов. Она стала своеобразным символом и хранителем Иволгинской долины.
Каждый год выпускники нашей школы ходят встречать рассвет на вершину сопки, с которой открывается прекрасный вид на Иволгинскую долину.В дни празднования Белого месяца солнце встает между скал, напоминающих голову и руки девушки, и вся сопка покрывается розоватым отливом. Лучи солнца распространяются по снегу у подножья сопки и несут в себе проблески новой надежды на хорошее будущее.