В настоящее время деятельность по сохранению и укреплению здоровья детей и молодёжи рассматривается как условие развития российского общества в новом веке. К сожалению, медики констатируют существенное ухудшение здоровья детей в нашей стране в последнее время. Так называемые «школьные болезни» связаны в
основном с возрастанием объема и усложнением характера учебной нагрузки, а также усложнением характера взаимоотношений «ученик-учитель» и межличностных отношений внутри класса. Формирование культуры здоровья и приобщение к здоровому образу жизни, формирование нравственных качеств личности воспитанников должно быть одним из основных ориентиров в педагогической деятельности. Здоровье школьников – это политика, в которой воплотится наше будущее. Задача учителя состоит в том, чтобы помочь каждому ученику развить свои способности, помочь сохранению и укреплению здоровья ребенка, т.е. осуществлять личностноориентированный подход при обучении и воспитании. Эту задачу решает методическое объединение учителей естественно-научного цикла Сотниковской средней школы, в которое входят учителя биологии, химии, географии, физической культуры, ныне именуемый центр «Здоровье». Прежде всего, создаются условия для здорового развития детей на уроках. Преподавание предметов естественнонаучного цикла позволяет органично вписывать принципы здоровьесбережения в темы уроков, в различные задания, как на уроках, так и во время подготовки домашнего задания. Здоровый образ жизни формируется во внеурочной
деятельности. В школе реализуются проекты, разработанные учителями нашего МО «Жемчужина вселенной», «Сотниково - олимпийская деревня», «Байкальская одиссея». Являясь активными гражданами своего государства, пропагандируя здоровый образ жизни, признавая ценности Международного Олимпийского движения, учителями Бархатовой О.В и Гришуновой Н.К был разработан и начал реализацию в 2009 году проект «Сотниково - олимпийская деревня». Главной целью проекта стало вовлечение всех субъектов об-
разовательного процесса в занятия спортом и физкультурой, пропаганда ЗОЖ. В процессе реализации проекта было проведено множество мероприятий, разработаны новые подпроекты, найдены партнеры и спонсоры. Важно было заинтересовать идеей проекта как можно больше молодых людей, представителей властных структур, а также родителей, так как их личный пример в любых делах, в том числе и в занятиях физическими
упражнениями, часто являются определяющим в выборе ребенком дальнейшего образа жизни. Поэтому значимым мероприятием проекта стали «Большие гонки», соревнования для родителей всех классов в разных видах спорта.Еще одна проблема – бесконтрольная «интернетизация». Дети уходят в виртуальный мир, им неинтересно человеческое общение, двигательная активность снижается, занятия спортом и физическими упражнениями сводятся к нулю. Проект «Олимпийские каникулы» стал одним из важных он направлен
на приобщение учащихся к ЗОЖ во время школьных каникул. Проект летней научно-практической экс-
педиции «Байкальская одиссея», сплав на самодельных плотах по р. Селенге до озера Байкал добавил новую интересную традицию в историю школы.За 5 лет реализации проекта более 3000 школьников и около 400 родителей стали участниками различных соревнований и мероприятий 15 организаций и предприятий
выступили спонсорами. Проект не раз участвовал в различных конкурсах, семинарах и форумах где признавался одним из лучших.Одна из проблем, которая остро стоит не только в школе, но и в обществе в целом, - это
гиподинамия. Технический прогресс ведет к уменьшению подвижности человека. Уменьшается не только время, посвященное активным двигательным упражнениям, но и время, проведенное на открытом воздухе. Необходимо следить за правильностью осанки учеников. На уроках вводится система разминок для глаз, конечностей и пр. Тренировка дыхания, не занимая много времени, позволяет не только развивать дыхательную систему, но и способствует повышению культуры общения. Игры, направленные на повышение эмоциональности, облегчают восприятие материала и тренируют мимические мышцы.Как классные руководители мы должны обращать внимание учеников на необходимость своевременного и сбалансированного питания, повышение культуры приема пищи, а также соблюдение основных гигиенических
требований. Этому способствует привлечение литературных источников, создание уголков здоровья, ведение журналов здоровья в классах. Забота о здоровье учеников неотделима от заботы учителя о своем собственном здоровье. Педагог подает пример своим образом жизни и своим здоровьем. Собственный пример лучше всяких слов познакомит детей с правилами здорового образа жизни. Педагоги нашего центра - активные участники всех спортивных соревнований проводимых в школе, в районе, в Республике.В нынешнем году в наш центр «Здоровье» влились преподаватели физкультуры Гапилов М. (тренер по боксу) и Дудкин А. А. (тренер по
футболу), чьи подопечные не раз побеждали в чемпионатах и соревнованиях различного уровня. А это значит, что в нашей школе будут решаться проблемы здоровьясбережения на высшем уровне. В преддверье празднования 100-летия Сотниковской школы, праздника Дня учителя, хочется поздравить всех учителей нашей школы, школ всего Иволгинского района и пожелать всем крепкого здоровья, здоровых и талантливых учеников!