Отчет по результатам общероссийского исследования Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» совместно с ВЦИОМ "Условия и факторы развития малого предпринимательства в регионах РФ"
В марте 2005 года Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» совместно с ВЦИОМ провели исследование, научной целью которого являлось изучение условий функционирования малого предпринимательства в регионах РФ. В рамках проекта не ставилось никаких политических целей, кроме привлечения внимания общественности и органов всех уровней государственной власти к актуальным проблемам малого бизнеса, имеющим место в России в целом и в отдельных регионах.
В ходе исследования были опрошены собственники и высшие менеджеры малых предприятий. Таким образом, все результаты и выводы исследования опираются на субъективные свидетельства представителей предпринимательского сообщества.
Проведению опроса предшествовала работа по определению набора факторов и отдельных аспектов, изучение которых необходимо для формирования адекватной картины условий предпринимательства в регионах РФ. К этой работе были привлечены эксперты – представители малого бизнеса, специалисты федеральных и региональных органов власти, представители общественных организаций, независимые эксперты и др.
В целом набор факторов соответствует парадигме изучения деятельности субъектов рынка, которая фокусируется именно на институциональных аспектах предпринимательского климата: деятельность регуляторов рынка с точки зрения законных интересов малого бизнеса, обеспеченность деловой инфраструктурой и цена доступа к ней, доступность внешних финансовых ресурсов и т.п.. Более подробно вопрос методологии рассмотрен в соответствующем разделе документа.
Здесь же укажем, что принятый подход принципиально оставляет за рамками исследования такие фундаментальные факторы функционирования бизнеса, как размеры регионального рынка и уровень спроса со стороны физических лиц и компаний, географическое положение, обеспеченность природными ресурсами и т.д. Все эти факторы, в отличие от институциональных, либо не находятся под непосредственным контролем органов власти, либо являются константой (например, географическое положение).
Таким образом, основные результаты исследования представляют собой не больше и не меньше, чем оценку предпринимателями отдельных регионов ситуации с институциональными факторами предпринимательского климата. Малый бизнес отвечает на вопрос о том, насколько дружественна по отношению к деловому сообществу та среда его существования, отдельные элементы которой в принципе создаются и изменяются намерениями и действиями властей, актами законотворчества, в целом человеческой волей и умом.
Отметим при этом, что за конкретные аспекты предпринимательского климата в полной мере отвечают отнюдь не только региональные и местные администрации, к которым чаще всего адресуют свои претензии субъекты малого предпринимательства, но также региональные законодательные собрания и законодательные органы МСУ, федеральные органы власти, предпринимательские организации и сам малый бизнес. Поэтому результаты исследования адресованы государству и обществу в целом.
В этой связи неверно рассматривать рейтинги регионов, которые приводятся в отчете по результатам исследования, как обвинительный акт региональным властям и считать, что в регионах из нижней части списка с условиями ведения малого бизнеса «все плохо», а из верхней части – «все хорошо». Тем более, что в некоторых случаях расположение регионов в той или иной части списка достаточно условно, и означает лишь, что регионы-лидеры несколько менее неблагополучны по данному параметру бизнес-климата по сравнению с другими участниками листинга.
Конструктивным подходом к интерпретации рейтингов мы полагаем внимательное изучение проблемных аспектов малого предпринимательства и подготовка инициатив, направленных на улучшение ситуации. С другой стороны, следует учесть позитивный опыт отдельных регионов, рассмотреть, какими фундаментальными причинами обусловлены положительные оценки условий предпринимательства в данном регионе, и если этот опыт не связан жестко с региональной спецификой – распространить его на другие субъекты РФ. В рамках исследования основные трудности малого бизнеса описаны в масштабе всей страны и отдельных регионов, что существенно облегчает задачу государственным и неправительственным организациям, занимающимся вопросами развития малого бизнеса. Именно это мы считаем главным результатом проекта.
БРО ОПОРА РОССИИ начинает публикацию основных результатов исследования в разрезе Республики Бурятия.
Назад к списку